Фактор времени при пожарах. тактика борьбы с огнем
Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала.
Пожары на судне можно разделить на два типа:
- начальный пожар (загорание);
- расширяющийся пожар.
Начальный пожар или загорание продолжается 100–120 сек, после чего при определённых условиях пожар может стремительно расшириться.
По истечении 5 минут начальный пожар перерастает в расширяющийся и для его локализации или ликвидации потребуются уверенные действия тренированных судовых пожарных бригад и компетентное руководство. Всегда существует опасность расширения пожара на новые источники горючих материалов.
Капитан судна и командный состав обязаны знать конструктивные особенности своего судна, имеющееся на судне противопожарное оборудование и имущество и их ограничения. Кроме того, им необходимо знать свойства и критические характеристики перевозимого груза, методы тушения пожаров при возгорании такого груза и имеющиеся ограничения.
Согласно требований Международного Кодекса по Управления Безопасностью судна. На каждом судне должны иметься разработанные и одобренные Компанией Планы аварийных действий (Contingency Plans), содержащие процедуры действий Капитана и экипажа в случае возникновения опасностей, организацию установления связи и обмена информацией между командованием судна и руководством компании, систему докладов и процедуры оповещения береговых служб.
Кроме того, на судне должны иметься оперативные планы по борьбе с пожарами, предусматривающие действия экипажа и командования судна при возникновении пожаров в различных помещениях судна и при различных ситуациях.
Организация и руководство действиями на случай пожара определены Расписание по Тревогам (Emergency Plan и Muster List).
Такие Расписания составляются с учетом типа судна, его устройства и количества экипажа на борту.
Расписание по тревогам предусматривает состав аварийных партий, инструкции для аварийных партий и личные обязанности по тревогам для каждого члена судовой команды.
Типовое Расписание по Тревогам включает:
1) Командный Центр, или Группа Общего руководства во главе с Капитаном судна. Место сбора группы – ходовой Мостик. Группа включает (но не ограничивается) следующий персонал судна:
- Капитан судна,
- Старший помощник капитана,
- Вахтенный помощник,
- Вахтенный матрос.
Группа обеспечивает общее руководство действиями всех аварийных групп, установление и ведение необходимой связи, как внутрисудовой, так и с береговыми службами, безопасность судовождения. Все доклады командиров аварийных групп поступают на Мостик. Таким образом, действия групп анализируются и координируются с Мостика.
2) Группа технической поддержки, или группа Машинного отделения во главе со старшим механиком. Эта группа обеспечивает работу главных двигателей судна, всех механизмов и устройств – пожарных и балластных насосов, систем осушения, энергетических установок, в т.ч. аварийного дизель-генератора и др. Группа подчиняется Командному центру судна, докладывает на Мостик о любых изменениях в обстановке или работе механизмов, получает инструкции о дальнейших действиях. Основная цель экипажа в борьбе с пожаром на судне – не допустить человеческих жертв.Эта цель достигается эффективным поиском пострадавших в зоне пожара, их эвакуацией в безопасное место и локализацией очага пожара.
Следует избегать ненужного риска для членов пожарных команд – если горящее помещение успешно эвакуировано – можно задействовать стационарные системы пожаротушения.
Выполнение всех стратегических задач достигается при условии достаточной подготовленности пожарных бригад, грамотном руководстве с Мостика и обеспечении непрерывной и надежной связи командиров аварийных постов с Командным центром.
ДЕЙСТВИЯ ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ. ФАЙЕР – ПЛАН
Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:
- обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
- ограничение распространения пожара;
- предупреждение возможных при пожаре взрывов;
- ликвидация пожара и его последствий.
На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:
- посты управления;
- различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
- элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
- элементы спринклерной установки;
- элементы средств пожаротушения;
- путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;
- элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.
Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.
Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).
Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара. Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота требуется, чтобы на всех судах были составлены и отработаны оперативные планы пожаротушения. Оперативный план пожаротушения — это документ, содержащий основные пожарно-технические данные об отдельных судовых помещениях, которые необходимы капитану как руководителю тушения пожара. При наличии этого документа сокращается время на изучение аварийных помещений в процессе тушения пожара, при этом больше внимания можно уделить разведке и обстановке самого пожара. Оперативные планы пожаротушения должны быть составлены на сухогрузные трюмы, грузовые отсеки и помповые отделения наливных судов. Машинное и котельное отделения, топливные цистерны, жилые и служебные помещения, фонарные, малярные, подшкиперские, а на пассажирских судах — на жилые помещения пассажиров и экипажа, расположенные между главными противопожарными зонами, т. е. на судовые помещения, где могут возникнуть наиболее сложные в тактическом отношении пожары. Оперативные планы пожаротушения являются программой действий капитана, в них предусматривается, что и как нужно делать аварийным партиям при тушении возникшего пожара, что должно быть использовано для этих целей, количество сил и средств необходимых для тушения наиболее сложного по обстановке варианта пожара.