Общие меры по предупреждению пожаров и борьба с ними
23.1. Организация всех профилактических противопожарных мероприятий на судне должна быть поставлена так, чтобы исключить возможность возникновения пожаров.
23.2. К таким профилактическим мероприятиям относятся:
23.2.1. Строгое соблюдение противопожарного режима и мер пожарной безопасности, обусловленных в настоящих Правилах.
23.2.2. Выполнение в установленные сроки всех противопожарных мероприятий, предлагаемых пожарным надзором.
23.2.3. Проведение максимума огневых работ на берегу путем снятия с судна деталей, узлов, участков трубопроводов и т. п., подлежащих сварке или резке.
23.2.4. Содержание в хорошем техническом состоянии всех механизмов, систем и устройств, обеспечивающих безопасную работу танкера.
23.2.5. Систематическое обучение и тренировка личного состава правилам и способам применения противопожарных систем и устройств, имеющихся на судне, проведение учебных пожарных тревог по тушению условных пожаров в различных условиях плавания (Приложение 10).
23.2.6. Удаление с судна излишнего количества горючих материалов, хранящихся в кладовых и подсобных помещениях судна.
23.2.7. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей, растворителей и красок в отдельных, специально оборудованных помещениях судна.
23.3. На каждом судне должно быть вывешено на видных местах общесудовое расписание по тревогам, а индивидуальные расписания и перечень обязанностей отдельных членов экипажа по тревогам должны
быть вывешены над койкой каждого члена экипажа. При стоянке в порту, на заводе, у борта другого судна должно быть разработано и вывешено стояночное расписание по борьбе с пожарами.
23.4. Учебные общесудовые тревоги по тушению пожара на судне должны проводиться не менее раза в месяц, при этом необходимо добиться четкого и правильного выполнения каждым членом экипажа своих обязанностей по расписанию.
По окончании учебных тревог необходимо проводить разбор учения с участием комсостава судна. О проведенных тревогах делается запись в судовом журнале и пожарно-контрольном формуляре.
23.5. Немедленные и решительные действия личного состава в момент возникновения пожара и умелое использование всех противопожарных средств являются основными мероприятиями при борьбе с огнем, а твердое знание и четкое выполнение настоящих Правил и Наставления по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР (РД 31.60.14—81) каждым членом экипажа и контроль за соблюдением их всеми находящимися на судне лицами—лучшими мерами предупреждения пожара.
23.6. На исправное состояние имеющихся на нефтеналивных судах средств пожаротушения (углекислотное, СЖБ, паротушение, пенотушение, водотушение) надлежит обращать особое внимание, хорошо изучать и знать правила быстрого приведения их в действие.
23.7. При использовании систем углекислотного и пенного пожаротушения необходимо строго руководствоваться имеющимися инструкциями. Одновременный пуск в помещение пара и углекислоты не допускается.
При применении пены средней кратности необходимо руководствоваться Временной инструкцией (Приложение 9).
23.8. Паротушение, углекислоту и СЖБ следует применять только после выхода всех людей и герметизации помещения.
23.9. При постановке судна на большой ремонт необходимо из систем пенотушения слить компоненты, промыть емкости и трубопроводы, проверить состояние арматуры и снова зарядить емкости качественной пламегасящей жидкостью и пенообразователем.
23.10. При тушении или локализации пожара следует широко применять водораспылители. При подаче пены в очаг огня воду подавать запрещается.
23.11. При тушении пожаров в задымленных помещениях должны применяться изолирующие противогазы, работающие на сжатом воздухе АСВ-2 (приказ ММФ
№ 174 от 11.11.82 г.), вместо использовавшихся ранее кислородных изолирующих противогазов КИП).
23.12. К работе в АСВ-2 допускаются лица, прошедшие медосмотр и усвоившие правила пользования ими (Приложение 11). Каждый противогаз должен быть закреплен за определенным лицом. Лицо, отвечающее за хранение и содержание АСВ-2 в рабочем состоянии, назначается приказом капитана.
23.13. Рабочее давление сжатого воздуха в баллонах АСВ-2 перед входом в задымленные помещения не должно быть меньше того, которое указано в Инструкции.
23.14. Виды и сроки проверки АСВ-2 определяются Инструкцией. На судне должно быть организовано систематическое изучение устройства АСВ-2 и обучение работе в них по специальной программе (см. Приложение 11), для чего на судне должны быть три учебных АСВ-2.
23.15. Изолирующие противогазы следует хранить в специальном сухом помещении (на стеллажах, обитых амортизационным материалом —резиной, войлоком и др.), расположенном в надстройке судна и имеющем отдельный вход с палубы.
23.16. Член экипажа, обнаруживший пожар или его признаки, должен через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и принять все меры к его локализация и тушению подручными средствами до прихода аварийной партии.
23.17. Вахтенный помощник капитана обязан немедленно по общесудовой трансляции уточнить место пожара и дать указание экипажу действовать в соответствии с оперативным планом по борьбе с пожаром, доложить капитану о случившемся и предпринятых действиях.
23.18. При пожарной тревоге немедленно прекращаются все грузовые и бункеровочные операции, а также мойка танков и дегазация, если они проводились, перекрываются клинкеты грузовой магистрали и проводится герметизация грузовых и бункерных танков.
23.19. Если пожар начался при стоянке танкера в порту, необходимо немедленно вызвать береговую пожарную команду.
23.20. Если пожар начался при следовании в открытом море, необходимо лечь на такой курс, чтобы искры из очага пожара не попадали на грузовую палубу.
23.21. Обо всех случаях загораний и пожаров на судне независимо от их размеров надлежит немедленно сообщить начальнику пароходства и в отряд ВОХР.
23.22. Тушение пожара прежде всего начинают на решающем направлении. Решающим направлением считается то, на котором наиболее интенсивно распространяется огонь и пламя угрожает людям или каким-либо важным объектам, особенно грузовым танкам с нефтепродуктами.
23.23. Чтобы ограничить распространение пожара на другие объекты, необходимо привести в действие систему орошения и начать интенсивное охлаждение струями воды соседних с пожаром участков палуб, переборок, надстроек, конструкций, а также удаление из соседних помещений горючих материалов, инвентаря, груза, оборудования.
23.24. Для лучшей организации тушения пожара и предотвращения его распространения необходимо все время с момента возникновения пожара и до его ликвидации вести тщательную разведку.
23.25. Группа разведки должна быть обеспечена необходимой одеждой, изолирующими дыхательными аппаратами, взрывозащищенными фонарями, страхующими негорючими концами, портативными взрывозащищенными радиопередатчиками.
23.26. Пожары на нефтеналивных судах подразделяются на следующие виды:
· факельное горение паров нефтепродуктов;
· загорание нефтепродуктов, разлитых на палубе;
· горение нефтепродуктов на поверхности воды;
· пожары и взрывы внутри танков;
· пожары в насосном отделении;
· загорание тарных нефтепродуктов;
· загорание электрического оборудования;
· пожар в машинно-котельном отделении;
· пожар в каютах и служебных помещениях;
· пожар вблизи танкера.