Режим холостого хода трансформатора и намагничивающий ток трансформатора
При подключении к первичной обмотке трансформатора синусоидально изменяю-щегося напряжения в ней потечет переменный ток холостого хода I0. Этот ток создает м. д. с. I0 w1 , где w1 — число витков первичной обмотки трансформатора, последовательно соединенных между собой.
М. д. с. I0 w1 создает магнитный поток, большая часть которого замыкается по стальному сердечнику и сцепляется с обеими обмотками трансформатора. Эту часть магнитного потока называют основным и обозначают буквой Ф. Небольшая часть магнитного потока замыкается по воздуху и сцепляется только с первичной обмоткой, не принимая участия в индуктировании э. д. с. во вторичной обмотке. Эту часть потока называют потоком рассеяния и обозначают Фрc (рис. 1).
Основной магнитный поток Финдуктирует в первичной обмотке э. д. с. Е1 и во вторичной э. д. с. Е2.
Поток рассеяния Фр1 индуктирует в первичной обмотке э. д. с. рассеяния E р1. При протекании тока по активному сопротивлению обмотки возникает э. д. с. активного сопротивления Еа, направленная против тока.
Согласно уравнению равновесия э. д. с, напряжение U1, подведенное к первичной обмотке трансформатора, уравновешивается в любой момент времени совокупностью обратных э. д. с, возникающих в этой обмотке, т. е.
(75)
Уравнение равновесия э. д. с. хорошо выражает векторная диаграмма холостого хода трансформатора (рис. 2). Вектор основного магнитного потока Ф1 индуктирует э. д. с. Е1 и Е2 в первичной и вторичной обмотках. Векторы этих э. д. с. отстают от вектора магнитного потока Фна 90°.
Ток холостого хода I0 опережает вектор Ф на угол потерь α, который равен 5—7°.
Магнитный поток рассеяния, совпадающий по фазе с вектором тока, так как его силовые линии замыкаются по воздуху, индуктирует в первичной обмотке э. д. с. рассеяния Eрс1 вектор которой отстает на 90° от вектора Фрс1.
Ток холостого хода I0, проходя по активному сопротивлению обмотки r1, создает в обмотке э. д. с. активного сопротивления Еа1, направленную против тока. Таким образом, на диаграмме изображены все обратные э. д. с, которые уравновешивают вектор напряжения сети.
Вектор напряжения сети можно рассматривать состоящим из трех слагающих, каждая из которых уравновешивает соответствующую обратную э. д. с:
а) слагающая, уравновешивающая обратную э. д. с. Е1 , равна и направлена противоположно э. д.с. Е1. На векторной диаграмме холостого хода она обозначена через Е1;
б) падение напряжения на активном сопротивлении первичной обмотки I0 r1, сов-падающее по фазе с током I0, уравновешивает обратную э. д. с. активного сопро-тивления Еа1 образуемую током I0 на активном сопротивлении обмотки r1;
в) падение напряжения на индуктивном сопротивлении первичной обмотки I0x1 ,
уравновешивающее э. д. с. рассеяния Eр1, индуктируемую магнитным потоком рассеяния Фрс1, опережает ток I0 на 90°. Поток Фm в сердечнике создается магнито-движущей силой первичной обмотки . На векторной диаграмме (рис.2) магнитный поток и ток его вызывающий совпадают по фазе и отста-ют от напряжения U1 на угол , а ЭДС наводи-мые в первичной и вторичной обмотках |
Рис. 2 Векторная диаграмма
холостого хода трансформатора
отстают на от вектора магнитного потока
Таким образом,
(76)
Векторная диаграмма показывает сдвиг по фазе индуктируемых в обмотках трансфор-матора э. д. с. по отношению к основному магнитному потоку Ф. На ней видно, что приложенное к первичной обмотке трансформатора напряжение U1 уравновешивается обратными э. д. с. Так как при холостом ходе I0 r1и I0x1имеют очень малые значения, то ими пренебрегают и считают, что напряжение при холостом ходе уравновешивается практически только э. д. с. Е1.
|
где Е1и Е2— э. д. с. (в);
f1 — частота тока в сети (гц);
w1и w2— числа витков первичной и вторичной обмоток;
Фм — наибольшее значение основного магнитного потока (вб).
Так как приложенное напряжение U1уравновешивается практически э.д.с. Е1, то э. д. с. Е1находится в противофазе относительно напряжения. На рисунке 90 синусоида напряжения изображена сплошной линией, а синусоида э. д. с. Е1— пунктирной.
Ток холостого хода состоит из двух составляющих:
а) активной, соответствующей мощности холостого хода Р0 — I0а , и совпадающей с вектором напряжения U1 ;
б) реактивной, намагничивающей составляющей I0р, которая совпадает с вектором основного магнитного потока Ф.
Рис. 4 Векторная диаграмма тока намагничивания трансформатора
Действующее значение тока холостого хода:
(79)
Активная составляющая тока может быть определена из формулы:
(80)
Обычно соотношение между активной составляющей тока и током холостого хода следующее:
В силовых трансформаторах ток I0 невелик, он составляет около 10% Iн для трансформаторов малой мощности и 2—3% Iн для трансформаторов большой мощности.
Рис. 3 Построение кривой намагничивающего тока трансформатора.
Используя кривую намагничивания стали трансформатора, построим кривую намагничивающего тока трансформатора (рис. 3). Так как приложенное к трансфор-матору напряжение синусоидально, то и уравновешивающая напряжение э. д. с. Е1 тоже должна быть синусоидальна, а в свою очередь кривая индуктирующего эту э. д. с. магнитного потока Фтоже должна быть синусоидальной и опережать э. д. с. на 90° (рис. 3). Магнитный поток Фсоздается м. д. с. I0pw1.Пока поток Фи соответствующая потоку магнитная индукция Вмалы, сталь трансформатора не насыщена, значения тока I0p мало.
Пользуясь кривыми на рисунке 3, построим кривую намагничивающего тока I0p . Для этого условимся принять w1 = 1 и примем значение I0pw1 за значение тока I0p . Наметим на кривой Фчетыре точки а, б, в и г и по кривой намагничивания найдем соответствующие этим значениям Фтоки I0p , отложим их справа и построим кривую тока I0p . Кривая намагничивающего тока имеет пикообразный характер (рис. 3), что обусловливается насыщением стали трансформатора.
Потери мощности при холостом ходе трансформатора незначительны. Так как ток холостого хода трансформатора мал, то потерями в меди первичной обмотки пренебре-гают и считают, что мощность холостого хода идет только на покрытие потерь в стали, т. е.
Потери в стали трансформатора не зависят от его нагрузки. Они пропорциональны квадрату магнитной индукции В2, так как частота в сети постоянна, т. е.
(81)
Таким образом, потери в стали пропорциональны квадрату э. д. с. E12, или, если пренебречь падением напряжения, то квадрату приложенного напряжения U12.
Удельные потери в стали равны примерно 1,2—3,9 вm/кг стали, а в последних марках холоднокатаной легированной стали они снижены до 0,8 вm/кг стали.
Применение холоднокатаной легированной стали значительно уменьшает вес и размеры трансформаторов, так как эта сталь, при прочих равных условиях, имеет меньшие удельные потери и позволяет увеличить магнитную индукцию на 15—20%.
В современных трансформаторах потери в стали составляют от 0,2 до 1,8% Sн трансформатора. Большие числа относятся к трансформаторам небольших мощностей.
Для опыта холостого хода необходимо включить в схему амперметр, ваттметр и вольтметр (рис. 91, а). К зажимам вторичной обмотки также может быть подключен вольтметр для определения коэффициента трансформации. К первичной обмотке от генератора переменного тока подводится номинальное напряжение U1Н. Подводимое напряжение можно изменять в случае необходимости снятия характеристик холостого хода.
Характеристиками холостого хода трансформатора называют зависимость тока холостого хода IХ, мощности холостого хода Рхи коэффициента мощности cos φх от напряжения при постоянной частоте в сети (рис. 91, б).
При снятии характеристик холостого хода напряжение изменяют примерно от 30 до 110% UH.
Как видно из кривых, зависимость тока холостого хода IХ = f (U)при малых значениях U1почти прямолинейна, а затем ток быстро возрастает вследствие насыщения стали трансформатора. Зависимость мощности холостого хода Рх= f (U1) имеет параболический характер, так как Рх Ux. Коэффициент мощности cos φx при увеличе-нии напряжения резко уменьшается. Практический вывод из этих характеристик — нельзя включать трансформатор на повышенное напряжение, так как это приводит к повышению потерь в стали и уменьшению коэффициента мощности.
Рис. 91. Опыт холостого хода трансформатора:
а — схема, б — характеристики холостого хода.
БИЛЕТ 16