Механические блокировки контролера

Во избежание неправильных действий машиниста при пользовании рукоятками контроллера валы барабанов имеют между собой механические блокировки, предохраняющие от нарушения порядка в срабатывании аппаратов силовой цепи.

ГЛАВНАЯ и ТОРМОЗНАЯ рукоятка не могут быть сдвинуты с нулевой позиций, пока реверсивная рукоятка не будет вставлена на одну из рабочих позиций ( ВПЕРЁД или НАЗАД), а реверсивная рукоятка не может быть возвращена на нейтральную позицию и не может быть вынута из контроллера до тех пор, пока и главная и тормозная рукоятки не будут возвращены на нулевые позиции.

Эта блокировка обеспечивает запирание главной и тормозной рукояток на нулевых позициях при снятии с контроллера реверсивной рукоятки и препятствует переводу реверсора при замкнутой силовой цепи.

На валах главного и тормозного барабанов, имеющие фиксирующие вырезы. На реверсивном барабане имеется блокировочный прилив в виде трёх лепестковой звёздочки. Между блокировочными шайбами на вспомогательном валу помещается трёх плечевой блокировочный рычаг, находящийся под воздействием сжатой пружины. При нейтральном положении реверсивного барабана ролик блокировочного рычага находится в гнезде среднего выступа блокировочного прилива, при этом запирающие выступы блокировочного рычага выходят в фиксирующие вырезы шайб и не дают возможности повернуть ни главный, ни тормозной валы.

Если реверсивный барабан устанавливается в одно из рабочих положений, то против ролика рычага устанавливается впадина блокировочного прилива. Под воздействием пружины ролик утапливается в этой впадине, рычаг поворачивается и выводит свои выступы из фиксирующих вырезов шайб и, давая возможность поворота главного и поворотного валов.

При выведении из нулевой позиции главного или тормозного валов реверсивный барабан запирается в рабочем положении при помощи ролика, углубленного во впадину блокировочного прилива. Выйти из впадины ролик не может, так как для этого требуется поворот рычага, а этот поворот становится невозможным из-за того, что против выступа рычага устанавливается боковая кромка блокировочной шайбы.

ТОРМОЗНАЯ рукоятка не переводится на позиции ОСЛАБЛЕНИЯ поля, пока главная рукоятка не будет поставлена на одну ходовых позиций 16, 27, 36. При обратном движении главной рукоятки тормозная автоматически возвращается на нулевую позицию.

Эта блокировка предотвращает ошибочный пуск электровоза при ослабленном поле тяговых электродвигателей, что вызвало бы излишнюю перегрузку двигателей и пусковых сопротивлений.

На главном валу укреплена блокировочная шайба, имеющая три выреза, соответствующих позициям 16, 27, 36.

На тормозном валу укреплён блокировочный кулак. Между ними на вспомогательном валу находится Т- образный блокировочный рычаг, на который оказывает воздействие растянутая пружина. На всех пусковых позициях ролик рычага опирается на боковую кромку шайбы и поэтому другой ролик рычага служит упором для кулака и не даёт возможности повернуть тормозной вал в сторону позиции ослабления поля.

На 16, 27, 36 позициях против ролика рычага встаёт один из вырезов блокировочной шайбы.

Под воздействием пружины рычаг поворачивается, ролик его заходит в вырез, а другой ролик отходит от кулака и даёт возможности произвести поворот тормозного вала в сторону позиций ослабления поля.

При обратном движении главной рукоятки скошенный край выреза блокировочной шайбы будет нажимать на ролик и отводить рычаг. При этом ролик будет толкать кулак и автоматически переместит тормозной вал и его рукоятку на нулевую позицию ( если она стояла на позиция ослабления поля)

ГЛАВНАЯ рукоятка не может быть передвинута на 1, 17,28 позицию, если тормозная рукоятка не находится на нулевой позиции.

При тяговом режиме эта блокировка предохраняет от продолжения пуска двигателей на новом соединении их при сохранении ослабления поля, а при тормозном режиме эта блокировка предохраняет от перевода главной рукоятки далее 16 позиции, чтобы в цепь двигателей не вводились вновь пусковые сопротивления, и запирает главную рукоятку на нулевой позиции

снята на О. С этой целью на главном валу укреплена блокировочная звёздочка, на тормозном валу укреплён блокировочный кулак. Между ними на вспомогательном валу поставлен трёхплечий блокировочный рычаг. Плечо В этого рычага имеет упорный уступ, в который могут упираться лепестки звёздочки. Это же плечо находится под воздействием сжатой пружины. Плечо Г рычага имеет опорную призму, которой оно при нулевом положении тормозной рукоятки опирается на вершину кулака.

В таком положении блокировочного рычага упорный уступ плеча В не может стать на пути вращения лепестков звёздочки и не будет препятствовать движению главного барабана на любую позицию. Если тормозная рукоятка не будет находиться на нулевой позиции, а будет поставлена на позицию ослабления поля или на тормозную, то кулак выйдет из-под опорной призмы, рычаг повернётся под воздействием пружины и плечо В поставит упорный уступ на пути вращения лепестков звёздочки.

На О, 16, 27 позиции один из лепестков звёздочки будет упираться в уступ и дальнейшее движение главного вала будет запёрто, пока тормозная рукоятка не будет возвращена на нулевую позицию. При нулевом положении тормозной рукоятки благодаря скосам опорной призмы плеча Г рычаг будет повёрнут и упорный уступ плеча В отойдёт с пути вращения лепестков звёздочки.

ТОРМОЗНАЯ рукоятка не может перемещаться на тормозные позиции, если главная рукоятка не находится на 1 позиции. Эта зависимость закрепляет установленный порядок сборки схемы рекуперативного торможения.

ТОРМОЗНАЯ рукоятка не может перемещаться на тормозные позиции, если селективная рукоятка будет заклинена в промежуточном положении между рабочими позициями; селективная рукоятка не может перемещаться с одной рабочей позиции на другую, если тормозная рукоятка находится на одной из тормозных позиций. Эта блокировка требует предварительного выключения тормозного режима при смене соединения тяговых двигателей во время рекуперативного торможения.

Наши рекомендации