Глушители шума выхлопа двигателя
Применяемые системы глушения шума струи могут быть разделены на два класса — пассивные и активные. Принцип работы пассивных глушителей основывается на затухании звуковых волн в поглощающем материале в основном вследствие вязкого трения при движении воздуха в порах материала. При этом глушитель играет пассивную роль: он снижает образовавшийся шум, не воздействуя на процесс его возникновения. Активные глушители оказывают воздействие на процесс шумообразования струи: Принцип работы этих глушителей основывается на использовании эффекта уменьшения шума струи за счет уменьшения масштаба турбулентности, снижения скорости струи и поглощения звуковой энергии звукопоглощающей облицовкой. Они наиболее перспективны, имеют меньшие массу и габариты. Однако при проектировании таких глушителей встречается ряд трудностей. Если при создании пассивных глушителей необходимо знать главным образом законы распространения звуковых волн в элементах глушителя, так как источник обычно бывает задан, то при создании активных глушителей необходимо знать трансформацию звуковых источников, изменяющих свой спектр при взаимодействии элементов глушителя со струей. Если частотная характеристика пассивного глушителя практически постоянна, то для активного глушителя она зависит от режима истечения, условий стыковки глушителя с выхлопным соплом двигателя и др. Кроме того, как правило, элементы активного воздействия становятся сами источниками дополнительного вихревого высокочастотного шума, возникающего при обтекании их газом с большими скоростями. Однако элементы активного воздействия широко применяются, так как они позволяют обеспечить значительное снижение энергии низкочастотных составляющих шума.
Активные глушители струи подобны самолетным насадкам. Снижение шума струи в аэродромных глушителях этого типа достигается изменением турбулентной структуры путем установки поперек струи сетчатых экранов, решеток или насадков, имеющих выхлопные отверстия с существенно меньшим диаметром, чем исходное сопло.
Рис. 45. Блок многоструйных глушителей для двигателей с тягой 12 тс.
На (рис.45) приведен блок глушителей, который применяется для самолета УС- 10. В глушителе используется эффект Разбиения струи большого диаметра на множество струек меньшего диаметра с одновременным снижением скорости струи с помощью диффузора. Глушитель обеспечивает снижение энергии низкочастотного шума на величину порядка 20 дБ, в области высоких частот на 10 дБ. Он выполнен в передвижном варианте. Однако подобные глушители вызывают значительные потери давления на выхлопе двигателя, вследствие чего они не нашли широкого применения.
Трубчатые диффузорные глушители — наиболее перспективные; они сочетают в себе принцип активного воздействия на процесс шумообразования с одновременным снижением скорости потока и дополнительным уменьшением шума благодаря применению звукопоглощающей облицовки (рис.46).
Рис. 46. Схема трубчатого диффузорного глушителя:
1—эжектор; 2—диффузор; 3—выхлопная секция; 4—звукопоглощающаяоблицовка; 5—турбулизатор; 6—выравнивающие сетки; 7—звукопоглощающие элементы.
Глушитель этого типа состоит из эжектора, диффузора и выхлопной секции, облицованных изнутри звукопоглощающим материалом. Для активного воздействия на процесс шумообразования в глушителе установлен турбулизатор. В качестве турбулизатора используются плоские решетки, перфорированные насадки конической или цилиндрической формы. Турбулизатор, активно уменьшая долю низкочастотных составляющих шума, незначительно увеличивает высокочастотные составляющие, которые весьма эффективно затухают в звукопоглощающей облицовке глушителя.
В диффузоре для безотрывного растекания потока устанавливаются выравнивающие сетки. В выхлопной секций для увеличения эффективности затухания применяют звукопоглощающие вставки, выполненные обычно в виде перфорированных кольцевых элементов со звукопоглощающим слоем или перфорированных трубок, обернутых звукопоглощающим материалом. Звукопоглощающий материал защищен от выдувания перфорированным листом и слоями из металлической сетки и стеклоткани.
Глушители подобного типа обеспечивают снижение шума на 30 дБ в области максимального излучения и применяются также для форсажных режимов работы двигателей. Однако на этих режимах для снижения температуры газов с целью сохранения прочности конструкции обычно производится впрыск воды.
Одним из основных источников шума в ближнем поле является участок струи в зазоре между двигателем и глушителем, с увеличением которого излучение резко возрастает (рис.47).
Рис.47. Увеличение шума в точке наблюдения расположенной вблизи двигателя в плоскости среза сопла в зависимости от величины зазора x между двигателем и глушителем.
Для снижения шума из зазора создают специальные устройства, которые образуют кольцевое пространство для увеличения потока вторичного воздуха с целью охлаждения фюзеляжа обшивки гондолы двигателя. В системе с высокой акустической эффективностью применяют более сложные устройства —пластинчатые глушители шума.