Основные технические характеристики электрооборудования и механизмов двигателей, основные неисправности и способы их устранения
Время – 10 мин.
ГЕНЕРАТОР предназначен для питания потребителей эл. энергией и зарядки аккумуляторных батарей при работающем двигателе.
На ПТС-2 установлен генератор типа Г-731, на КрАЗ-255Б генератор типа Г-271( КрАЗ-260 – Г-288А)
Генератор - четырехполюсная машина постоянного тока с параллельным (шунтовым) возбуждением, работающая совместно с реле-регулятором и фильтром (для уменьшения радио помех). Вал генератора получает вращение от коленвала двигателя через привод и полужесткую муфту.
- Мощность генератора
- ПТС-2 – 1500 Вт (1.5 кВт);
- КрАЗ-255Б – 500Вт (КрАЗ-260 – 1000Вт)
- Номинальное напряжение
- ПТС-2 – 22 В;
- КрАЗ–255Б – 24 В(КрАЗ-260 – 28 В
- Вес
- ПТС-2 – 45кг;
- КрАЗ-255Б(КрАЗ-260) – 10 кг.
- Нагрузка генератора макс., ограничиваемая ограничителем тока
- ПТС-2 – 51-59 А;
- КрАЗ-255Б – 20 А, (КрАЗ-260 – 47 А)
Полную мощность, равную 1.5 кВт, генератор развивает при 800 об/мин коленвала двигателя, что соответствует 1350 об/мин, вращение якоря генератора. Передаточное отношение от двигателя к генератору составляет 1:1.75.
РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРпредназначен для автоматического включения и отключения генератора от эл. сети машины, а также для поддержания в заданных пределах напряжения генератора при изменении частоты вращения якоря, нагрузки и защиты генератора от перегрузок.
СТАРТЕР представляет собой двигатель постоянного тока последовательного возбуждения (сериесный). Предназначен для запуска двигателя. Рассчитан на кратковременную работу от АКБ. Включение стартера дистанционное с помощью пускового реле и кнопки включения стартера.
НаКрАЗ-260 и КрАз-255Б установлен стартер – СТ-103, на ПТС-2 – СТ-723. Расположен на ПТС-2, на распределительной коробке и крепится к ней хомутами.
ТТД стартеров
Оба стартера устроены аналогично.
Основными частями стартера являются корпус с полюсами, якорь с коллектором, две крышки, привод стартера, состоящий из фрикционной муфты и хвостовика шестерни стартера.
Корпус стартера изготовлен из стальной трубы. Внутри корпуса винтами прикреплены 4 полюса, которые набираются из листовой стали. На полюсах помещены катушки обмоток возбуждения.
Якорь стартера состоит из сердечника, набранного из листовой стали и напрессованного на вал, и коллектора. В пазы сердечника уложена обмотка якоря.
К крышке со стороны коллектора прикреплена траверса со щеткодержателями.
Привод стартера предназначен для автоматического ввода шестерни в зацепление с венцом маховика и автоматического расцепления после пуска двигателя.
Фрикционная муфта привода соединяет вал якоря с хвостовиком шестерни стартера на время пуска двигателя и предохраняет детали стартера от поломок при его перезагрузках.
Фрикционная муфта состоит из фрикционных дисков, чашек нажимного кольца, шайб. Часть фрикционных дисков связана с валом стартера, а другая часть дисков - с хвостовиком шестерни стартера.
Технические характеристики двигателей базовых машин
Показатели | ПТС-2 | КрАЗ-255Б | КрАЗ-260 |
Тип, модель двигателя | Четырёхтактный, быстроходный, дизель, жидкостного охлаждения, непосредственным впрыском топлива и наддувом, многотопливный В-46-5. | Четырёхтактный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 с V-образным расположением цилиндров. | Четырёхтактный, восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238Л(ЯМЗ-238Н), с V-образным расположением цилиндров, с наддувом. |
Номинальная мощность л.с. | |||
Максимальный крутящий момент кгс.м. | |||
Рабочий объём всех цилиндров л. | 38,80 | 11,25 | 14,86 |
Удельный расход топлива л. час. | Около 75 | Около 95-100 |
Характерные неисправности электрооборудования и способы их устранения
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения неисправности | |
При включении электромеханизм МПК-13И-5 не работает Чрезмерный нагрев электродвигателя электромеханизма. Быстрый разряд батарей (саморазряд более 2% в сутки) При включении стартера вольтамперметр показывает напряжение ниже 17В. | Обрыв во внешних проводах электрической цепи питания. Щётки электродвигателя не касаются коллектора. Закороченность катушки электрической муфты. Разрушение подшипников или заедание в редукторе. Нагрузка на электродвигатель или режимы работы выше допустимых. Не заряжаются аккумуляторные батареи от генератора Короткое замыкание внутри аккумуляторов батареи. Окисление или загрязнение наконечников проводов и зажимов батарей или ослабление крепления проводов к батареям и стартеру. Сильно разряжены аккумуляторные батареи | Устранить обрыв. Вынуть щётки из гнёзд щёткодержателей и слегка зачистить шкуркой их боковые поверхности. Электромеханизм с краном заменить. То же Привести нагрузку в соответствие с допустимой. Строго соблюдать допустимый режим работы. Проверить по вольтамперметру зарядный ток. Найти причину неисправности и устранить её. При проверке нагрузочной вилкой напряжение аккумулятора быстро падает. Сдать батарею в мастерскую для ремонта или заменить её. Отсоединить провода от батарей, зачистить наконечники и зажимы, после чего вновь присоединить их, хорошо затянуть и смазать снаружи зажимы и наконечники техническим вазелином. Снять батареи и отправить на зарядную станцию. | |
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения неисправности | |
При выключенном выключателе МАССА вольтамперметр показывает напряжение более нуля Быстро уменьшается уровень электролита Быстрое снижение плотности электролита при хранении или эксплуатации Ток заряда меняется, стрелка вольтамперметра колеблется Генератор не возбуждается, вольтамперметр не показывает зарядного тока Не запускается или неравномерно работает преобразователь ПТ-200Ц-III При работающем двигателе и включенном выключателе МАССА вольтамперметр при нажатии кнопки показывает напряжение ниже 26,5 В или выше 30 В Электростартер развивает недостаточную частоту вращения При нажатии пусковой кнопки стартер не включается При выключении стартера слышен стук шестерни стартера Шестерня стартера не входит в зацепление или не проворачивает коленчатый вал двигателя | Утечка тока вследствие плохой нейтрализации электролита на поверхности батарей или просачивание электролита через трещины, образовавшиеся в ящиках бачков Негерметичность моноблока или бачка. Вытекание электролита через трещины Загрязнение электролита вредными примесями Загрязнен коллектор Неполное прилегание или износ щеток Нарушена электроцепь Поломана рессора генератора Изношены щетки Высота щеток менее 12 мм Неисправен или разрегулирован регулятор Р-27Л Разряжены аккумуляторные батареи Перегорел предохранитель Ослабление или обрыв проводов Неисправна пусковая кнопка Забиты зубья венца маховика Неправильно установлен стартер Разряжены аккумуляторные батареи Ослабло крепление стартера | Очистить поверхность батарей, устранить трещины на поверхности мастики, следить за уровнем электролита. В случае протекания электролита отправить батарею в ремонт Отремонтировать моноблок или заменить новым или снятым со списанной батареи, пригодным для дальнейшей эксплуатации Разрядить полностью батарею, сменить электролит и немедленно ее зарядить Протереть коллектор, при необходимости зачистить Притереть или заменить щетки Выявить обрыв или плохой контакт, устранить неисправность Заменить рессору генератора Заменить щетки Проверить регулятор и, если необходимо, заменить его Проверить напряжение и при необходимости отправить аккумуляторные батареи на заряд Заменить предохранитель Выявить и устранить неисправность Проверить и при необходимости заменить пусковую кнопку Зачистить забоины на торцах зубьев Проверить и правильно установить стартер Зарядить аккумуляторные батареи Закрепить стартер | |
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения неисправности | |
При неработающем двигателе Вольтамперметр не показывает напряжение аккумуляторных батарей Не работает один из потребителей (фара, фонарь, сигнал, вентилятор и др.) | Перегорел предохранитель ТП-200А на блоке защиты аккумуляторных батарей Плохой контакт в зажиме аккумуляторной батареи Отсоединился провод от вольтамперметра Неисправен вольтамперметр Сгорел предохранитель Неисправен потребитель Неисправен выключатель Нет контакта или обрыв в цепи питания | Установить причину перегорания предохранителя, устранить неисправность и заменить предохранитель Восстановить контакт Подсоединить провод Проверить и, если необходимо, заменить вольтамперметр Проверить и заменить предохранитель Проверить исправность потребителя методом замены Проверить выключатель и при необходимости заменить Проверить соединение и состояние проводов. Устранить дефект | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвожу итоги занятия, отмечаю в какой степени достигнуты его цели, оцениваю действия студентов и обращаю внимание обучаемых на то, что, устав внутренней службы ВС РФ возлагает на командиров всех степеней полную ответственность за постоянную боевую готовность подразделений , за содержание техники в технически исправном состоянии , за правильное использование , ремонт и хранение ее .
Без знания основ и общего устройства , принципа работы ДВС , без умения определять техническое состояние – невозможно организовать правильную , безаварийную эксплуатацию машин .
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ .
Время – 5 мин.
· Подвести итог занятия , в какой степени достигнуты учебные цели .
· Отметить более характерные недостатки .
· Определить состояние воинской дисциплины .
· Объявить оценки .
· Дать задание на самоподготовку .
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ :
· Изучить основные характеристики двигателей инженерных машин .
Закончив занятие , преподаватель дает указание привести в порядок класс , УМБ и контролирует , чтобы дежурный по учебному взводу сдал класс учебному мастеру . Указать командиру взвода , куда следовать взводу на занятия дальше .