Самостоятельная работа № 8. ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ
Начальный уровень
1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Приведите примеры.
3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.
4. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?
6. Как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка, натертая мехом, и стеклянная палочка, натертая шелком?
Средний уровень
1. Как заряжена палочка? Пунктиром показано первоначальное положение листочков, (см. рис. 1)
2. Что можно сказать о зарядах данных шариков? (см. рис.2)
3. Каким зарядом был заряжен электроскоп? Пунктиром показано первоначальное положение листочков, (см. рис.3)
4. Что можно сказать о зарядах данных шариков? (см. рис.4)
5. Каким зарядом заряжен электроскоп? Пунктиром показано первоначальное положение листочков. (см. рис.5)
6. Что можно сказать о зарядах шарика и палочки? (см. рис.6)
Достаточный уровень
1. а) Почему ворсинки и пыль прилипают к одежде при чистке ее волосяной щеткой? Почему, если щетка слегка влажная, этого не происходит? б) Можно ли на концах эбонитовой палочки получить одновременно два разноименных заряда? Как это сделать?
2. а) Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте. б) Как получить заряды разного знака, не имея в своем распоряжении ничего, кроме эбонитовой палочки и куска шерстяной материи?
3. а) Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды»? Почему? б) Почему легкая станиолевая гильза притягивается и к положительно заряженной стеклянной палочке, и к отрицательно заряженной эбонитовой?
4. а) Почему при расчесывании волос пластмассовой расческой чистые волосы словно прилипают к ней? б) Почему металлический стержень нельзя наэлектризовать, если держать его в руке? Каким способом это можно сделать? Почему? Объясните.
5. а) При трении эбонитовой палочки о мех наблюдается явление электризации. Объясните, какой заряд (положительный или отрицательный) сообщен при этом эбонитовой палочке, какой заряд сообщен меху? б) Обязательно ли для электризации тел тереть их друг о друга? Можно ли наэлектризовать тела иначе? Как?
6. а) Положительно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити легкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен положительно? б) Что произойдет, если к электроскопу, заряженному отрицательно, поднести, не прикасаясь к нему, положительно заряженную палочку из стекла?
Высокий уровень
1. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
2. Достаточно ли просто коснуться шарика электроскопа заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка электроскопа заметно отклонилась?
3. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить отрицательно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
4. Можно ли, имея два металлических шарика, из которых лишь один заряжен, сообщить полому металлическому цилиндру заряд больший, чем заряд на шарике?
5. Как с помощью шара, не уменьшая находящегося на нем положительного заряда, наэлектризовать два других, хорошо проводящих шара, один отрицательно, другой положительно?
6. На столе на изолирующей подставке стоит электроскоп. Чтобы его разрядить, девочка прикоснулась к стержню электроскопа. Однако листочки, вместо того чтобы опасть, отклонились на больший угол. Почему это произошло?