Управление судном при привалах, при различных погодных и гидрологических условиях

Привалом называется маневр подхода судна к причалу, берегу, другому судну, плоту и т. д. Привалы являются наиболее сложными вида­ми маневров. Существуют различные способы привалов, каждый из кото­рых применяют при определенных сочетаниях ветра и течения в зависи­мости от конструктивных особенно­стей и маневренных качеств судна, характеристики причала и т. д. Зада­ча судоводителя заключается в том, чтобы выполнить маневр безопасно, в короткий срок и с минимальным числом реверсов двигателя. По тому, как судоводитель выполняет привал (особенно в сложных условиях), судят обычно о его профессиональ­ном мастерстве.

Процесс привала состоит из следующих основных элементов:

подготовки к привалу, маневрирова­ния при подходе к причалу, другому судну или берегу, швартовных опера­ций. Подготовка к привалу заключа­ется в оценке окружающей обста­новки на подходе к причалу и у при­дала; оценке гидрометеорологиче­ских факторов в момент приближе­ния к месту стоянки; приведении в готовность технических средств для маневрирования (подруливающего и якорного устройств, систем ди­станционного управления); подго­товке экипажа к маневру.

На основе информации об окру­жающей обстановке у причала и гид­рометеорологических факторов вах­тенный начальник принимает реше­ние о способе привала. О своих намерениях по маневрированию он сообщает по УКВ радиосвязи судово­дителям других судов, находящихся на акватории. . Наметив план ма­неврирования для . привала, вахтен­ный начальник объявляет палубной команде о подготовке к швартовке.

Выбор способа выполнения при­вала зависит в основном от степени воздействия на судно ветра и тече­ния, а также от маневренных возможностей судна. Наибольшую сложность для маневрирования при привалах вызывает ветер отвального или навального направления и пере­менной силы. Течение в районе причалов, как правило, ровное и довольно стабильное по скорости. Поэтому его легко учесть при маневрировании.

Способы привала судов. Привал против течения при отсутствии ветра (рис. 115) осуществляют следующим образом. На расстоянии до причала, определяемом инерционными харак­теристиками судна и скоростью течения, судоводитель направляет судно на какой-либо ориентир, расположенный выше причала (поло­жение I . Ход при этом постепенно убавляют (положения I — II) и начи­нают торможение (положения II — III) так, чтобы пролет судна в момент его остановки . находился на 2—3 м выше пролета причала. Погасив инерцию, необходимо быстро подать и закрепить носовой швартов (поло­жение IV). (

Как только пролеты судна и при­чала совпадут, прямой и обратный швартовы закрепляют на кнехтах, выбирают слабину носового и кормо­вого швартовов, их также закрепля­ют на кнехтах. Закрепив швартовы и убедившись в том, что судно неподвижно относительно причала, подают трап.

Управление судном при привалах, при различных погодных и гидрологических условиях - student2.ru

Рис. 115. Схема привала против течения при отсутствии ветра

Наши рекомендации