Регулирование скорости асинхронных электродвигателей
Асинхронные двигатели (АД) являются в настоящее время самыми распространенными в промышленности. До недавнего времени АД применяли главным образом в нерегулируемых приводах. Поэтому одной из важных проблем, стоящих перед электротехнической промышленностью, является создание надежных, экономичных, высокоэффективных систем регулируемых электроприводов переменного тока. По мере разработки необходимых электротехнических средств (преобразователей, систем управления и т. п.) регулируемые электроприводы переменного тока находят все более широкое применение в металлургических цехах.
Способы регулирования скорости асинхронного электропривода можно определить на основании анализа уравнения механической характеристики двигателя
и формулы угловой скорости вращающегося поля статора
где Uф — фазное напряжение сети; R2∑ —приведенное к статору сопротивление роторной цепи; (сопротивления обмотки ротора R'2 и реостата R'2p; R1 — сопротивление обмотки статора; fx — частота сети; р— число пар полюсов; S= (ωо—ω)/ωо — скольжение (ω — угловая скорость ротора); хк — реактивное сопротивление короткого замыкания.
Из формул (40), (41) следует, что регулировать скорость асинхронного электропривода электрическим путем можно изменением числа пар полюсов p, введением реостата в цепь ротора (RР2), изменением напряжения Uф, приложенного к статорной обмотке, изменением частоты переменного тока f1
Изменением числа пар полюсов обеспечивается ступенчатое регулирование синхронной угловой скорости двигателя ω. Способ этот весьма экономичен; недостатком его является ступенчатость. Перегрузочная способность двигателя пропорциональна числу полюсов при заданной величине индукции. Для получения заданной перегрузочной способности необходимо подбирать соотношения обмоток, что достигается изменением фазного напряжения (соединение обмоток звездой или треугольником) или числа витков (путем соединения отдельных частей обмоток последовательно или параллельно). С целью получения одинаковой перегрузочной способности при разном числе р применяются либо отдельные обмотки, либо полюсно переклю чаемые обмотки статора с двойной звезды на треугольник или с двойной звезды на звезду
Рис. 30. Механические характеристики асинхронного электродвигателя при разных способах регулирования скорости.
Механические характеристики асинхронного электродвигателя при данном способе регулирования приведены на рис. 30 а. Максимальный диапазон регулирования, обеспечиваемый переключением числа пар полюсов, составляет 6: 1 при использовании независимых обмоток. Серийно выпускаются двух- и трехскоростные крановые асинхронные электродвигатели серий МТКН, MTKF, например MTKF611-4/8/24 на 1415/690/165 об/мин мощностью соответственно 30/15/3,7 кВт. Как видно из характеристики, номинальная мощность электродвигателя уменьшается почти пропорционально уменьшению частоты вращения. В металлургических цехах этот метод регулирования нашел применение в приводах элеваторов, методических печей, барабанных смесителей, сушильных барабанов, некоторых волочильных станов и т. п.
При регулировании скорости введением реостата в цепь ротора вся энергия скольжения выделяется в виде потерь в цепи электродвигателя. Потери мощности в реостате при этом составят ΔРР = РЭ S, где Рэ — электромагнитная мощность. Отсюда видно, что потери мощности в двигателе пропорциональны относительному перепаду угловой скорости.
Механические характеристики двигателя при данном способе регулирования приведены на рис. 30, б. Недостатком этого способа является также уменьшение стабильности скорости при ее снижении, относительно малый диапазон регулирования (2: 1), ступенчатость. Однако благодаря простоте и малой стоимости применяемой аппаратуры этот метод регулирования нашел применение в асинхронном электроприводе металлургических кранов.
Частотное управление асинхронными электроприводами стало широко применяться благодаря разработке и внедрению надежных преобразователей частоты (ТПЧ). Достоинствами этого метода является то, что регулирование производится при малых потерях скольжения; возможно плавное изменение скорости и формирование необходимых механических характеристик; возможно применение в регулируемых электроприводах короткозамкнутых асинхронных двигателей, что очень важно для металлургического производства, учитывая надежность и простоту. Диапазон мощностей применяемых приводов переменного тока с частотным управлением составляет от нескольких киловатт до нескольких тысяч киловатт; диапазон регулирования скоростей до 20:1, а в ряде случаев до 100:1. Для обеспечения высокой точности поддерживания скорости привода используют замкнутые системы регулирования.
Промышленностью освоены серии тиристорных преобразователей частоты мощностью 10—500 кВА на выходное напряжение 220, 380, 660 В и номинальную частоту 60, 70,200,400 Гц; диапазон регулирования частоты тока 5—60; 15—200 Гц и т. п. Преобразователи предназначены для питания двигателей серий НА, ВАО и др. Диапазон регулирования скорости 1 : 10 и 1 :30. Серийно изготовляются также тиристорные преобразователи частоты для крановых электродвигателей на весь диапазон их номинальных мощностей. Жесткость механических характеристик и высокие значения критического момента двигателя обеспечиваются лишь в том случае, когда двигатель работает при постоянном магнитном потоке. А это требует, чтобы при данном способе управления одновременно регулировались частота и величина питающего напряжения. Закон изменения напряжения и частоты определяется характером нагрузочного момента (42)
На рис. 30, в приведены механические характеристики асинхронного электродвигателя, скорость которого регулируется изменением частоты по закону (42). Характеристики обладают большой жесткостью, а само регулирование — плавностью и широким диапазоном. В промышленности используются два типа преобразователей частоты: с непосредственной связью (ПЧН) и с промежуточным звеном постоянного тока, инвертор-ного типа (ПЧИ). В ПЧН напряжение выходной частоты формируется из отрезков синусоид питающего напряжения. Каждая фаза ПЧН состоит из двух встречно включенных групп вентилей, формирующих полуволны напряжения на нагрузке. Частота выходного напряжения определяется длительностью промежутков времени пропускания тока обеими группами, а гашение вентилей происходит в момент смены полярности тока. Частота тока ПЧН всегда ниже частоты питающего напряжения. Регулирование напряжения осуществляется изменением угла открывания вентилей.
Преобразователи с промежуточным звеном постоянного тока ПЧН проще, чем преобразователи с непосредственной связью; проще и схема управления ими. Они позволяют плавно и в широких пределах регулировать выходную частоту независимо от частоты сети; выходное напряжение их сравнительно мало искажено. В соответствии с требованиями, предъявленными к электроприводам, эти преобразователи должны обеспечивать глубокое двухзонное регулирование скорости, режим рекуперативного торможения с отдачей энергии в сеть, формирование требуемых механических характеристик.