Структурная и принципиальная схемы тяговой электропередачи тепловоза 2ТЭ116
Тепловоз 2ТЭ116 выполнен с электропередачей на переменно-постоянном токе (рис. 4.3). Переменное шестифазное напряжение тягового генератора Г выпрямляется установкой ВУ и подается на шесть параллельно соединенных тяговых двигателей, приводящих тепловоз в движение. К тяговому генератору электродвигатели подключаются с помощью шести электропневматических поездных контакторов П1—П6, которые позволяют разрывать цепи электродвигателей, чтобы предотвратить самопроизвольное движение тепловоза от остаточного магнетизма при работе генератора на холостом ходу, а также быстро отключить неисправный электродвигатель. Кроме того, тяговый генератор обеспечивает питание переменным током асинхронные электродвигатели вентиляторов охлаждения.
Скорость тепловоза и тяговое усилие регулируется возбуждением тягового генератора и изменением частоты вращения вала дизеля, задаваемой позицией контроллера машиниста. Для расширения диапазона скоростей тепловоза, при которых используется полная мощность дизеля, существуют примерно две ступени ослабления поля возбуждения тяговых электродвигателей: на 60 и 37 % (ОП-1и ОП-2). Ослабление поля осуществляется подключением резисторов СШ1—СШ6 параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей с помощью групповых контакторов ВШ1и ВШ2. Переход на ослабленное поле и обратно происходит автоматически с помощью реле перехода РП1и РП2, включающих и отключающих групповые контакторы ВШ1и ВШ2. Направление движения тепловоза зависит от изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей переключением контактов реверсора ПР.
В качестве источника возбуждения тягового генератора применен однофазный синхронный генератор переменного тока СВ, напряжение которого выпрямляется в управляемом выпрямительном мосте
БЗВ |
Д___ L
Рис. 4.3. Структурная схема электропередачи тепловоза 2ТЭ116
УВВ и подается на обмотку возбуждения тягового генератора. Выпрямленное напряжение регулируется в управляемом выпрямительном мосте УВВ изменением момента открытия управляемых вентилей (тиристоров), установленных в двух плечах моста.
Регулированием тока возбуждения тягового генератора предусматривается автоматическое поддержание постоянной мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики, а также ограничение тока и напряжения тягового генератора при превышении максимально допустимых величин. Осуществляется это совместной работой объединенного регулятора дизеля, тахометрического блока задания БЗВ, узла обратной связи по току и напряжению выпрямителя ВУ генератора, селективного узла СУ и блока управления возбуждением БУВ.
Объединенный регулятор дизеля поддерживает установленную частоту вращения вала дизеля и совместно с индуктивным датчиком ИД и тахометрическим блоком БЗВ поддерживает заданный по позициям контроллера уровень мощности. Узел обратной связи по току и напряжению выпрямителя генератора состоит из трансформаторов постоянного тока ТПТ1—ТПТ4 и напряжения ТИН с выпрямительными мостами на выходе.
Выходные напряжения узла обратной связи подаются на потенциометры ССУ 1 селективного узла СУ. На потенциометры СИД индуктивного датчика ИД и ССУ2 селективного узла напряжение подается от блока БЗВ. Напряжение задания с потенциометров ССУ2 и СИД сравнивается в селективном узле с напряжениями узла обратной связи потенциометров ССУ 1 и подается в виде сигнала рассогласования в блок управления возбуждением БУВ. Последний формирует и подает управляющие импульсы на тиристоры управляемого выпрямительного моста УВВ, определяя момент и продолжительность времени открытия моста, а тем самым и величину тока в обмотке возбуждения генератора.
Для компенсации падения напряжения в цепи обмотки возбуждения возбудителя при возрастании тока возбуждения применена схема подпитки возбудителя током узла коррекции, состоящего из трансформатора ТК и выпрямительного моста. При выходе из строя системы автоматического регулирования возбуждения в электрической схеме предусмотрен аварийный режим, при котором переключателем шунтируются тиристоры управляемого моста УВВ, и он работает как обычный неуправляемый выпрямительный мост.
Кроме того, электрической схемой предусмотрены для электрооборудования электропередачи следующие защиты:
• выпрямительной установки ВУ от токов внешнего короткого за
мыкания или перегруза в тяговом режиме;
• выпрямительной установки ВУ от внутренних коротких замыканий;
• выпрямительной установки и тяговых электродвигателей при
выходе из строя электродвигателей вентиляторов;
• комплексное противобоксовочное устройство для защиты тяго
вых электродвигателей при боксовании колесных пар. Оно позволяет
получить жесткие динамические характеристики генератора, т.е. не
изменность его напряжения при боксовании одной или нескольких
колесных пар, а также своевременное обнаружение боксования и его
прекращение с наименьшими потерями силы тяги тепловоза;
• тяговых электродвигателей от перегруза при выходе из строя од
ного из них; электрооборудования при пробое силовой цепи на клопус.
4.2. Общие сведения об электрических машинах
Расположение электрического оборудования на тепловозе 2ТЭ116. Размещение основного электрооборудования на тепловозе 2ТЭ116 показано схематично на рис. 4.4. Главная рама и кузов тепловоза опираются на две трехосные тележки, на которых установлены тяговые электродвигатели 23, имеющие опорно-осевую подвеску, валы их якорей связаны шестернями с осями колесных пар. В нишах под рамой по обеим сторонам тепловоза расположены аккумуляторные отсеки 29. В них установлена аккумуляторная батарея 48ТН-450, осмотр и демонтаж которой производятся снаружи тепловоза. Внутри кузова тепловоза находятся дизель-генератор 1А-9ДГ, основное и вспомогательное электрооборудование. Дизель-генератор состоит из дизеля 32 и тягового генератора 24, установленных в центральной части дизельного помещения на общей поддизельной раме. Якорь синхронного генератора приводится во вращение непосредственно от коленчатого вала дизеля через муфту пластинчатого типа. На специальных лапах станины генератора установлены и закреплены возбудитель 27и стартер-генератор 43. Якори их также приводятся во вращение коленчатым валом дизеля посредством привода распределительного вала дизеля и валопроводов. Над дизель-генератором на крыше кузова
10 11 12 13 ±_L___ \__ L. |
14 151617 |
18 |
19 20 21 22 23 |
30 31 32 33 34 35 36 \ \ lli \ |
Рис. 4.4. Расположение электрооборудования на тепловозе 2ТЭ116:
1 — буферный фонарь; 2 — локомотивная сигнализация АЛСН; 3 — прожектор; 4 — электропневматический клапан ЭПК; 5 — электродвигатель вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки 1МТ; б — выпрямительная установка ВУ; 7 — электродвигатель вентилятора выпрямительной установки ВВУ; 8 — управляемый выпрямитель возбуждения УВВ; 9 — электродвигатель вентилятора кузова; 10 — вентиль отключения ряда топливных насосов BOTH; 11 — вентиль аварийной остановки дизеля; 12 — реле давления масла РДМ1—РДМ4; 13 — антенна радиостанции; 14 — клеммник освещения; 15 — термореле воды и масла ТВВ, ТРМ; 16 — терморегулятор воды О-2В; 17—терморегулятор масла О-2М; 18 — мотор-вентилятор холодильной камеры 1MB—4MB; 19 — приемные катушки локомотивной сигнализации; 20 — пульт управления тепловозом; 21 — правая высоковольтная камера; 22 — центральная высоковольтная камера; 23 — тяговые электродвигатели; 24 — тяговый генератор; 25 — дизельная клеммная коробка; 26 — вентиль включения жалюзи вентилятора кузова ВВК; 27— возбудитель; 28 — регулятор дизеля; 29— отсеки аккумуляторной батареи; 30 — электродвигатель вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки 2МТ; 31 — электропневматические вентили: разгрузочный компрессора, вызова помощника, песочниц, фильтра непрерывного действия; 32 — дизель; 33 — электродвигатель водяного насоса; 34 — вентили боковых и верхних жалюзи 1 MB—2MB; 55 — электродвигатель компрессора ЭКТ; 36 — розетки параллельности аккумуляторных батарей; 37 — межтепловозные розетки; 38 — задние буферные фонари; 39 — вентили боковых и верхних жалюзи ЗМВ—4MB; 40 — шкаф холодильной камеры; 41, 42 — электродвигатели топливного насоса ТН и маслопрокачивающего насоса МН; 43 — стартер-генератор СТГ; 44 — левая высоковольтная камера; 45 — радиостанция
установлен вентилятор с электродвигателем 9 для вентиляции дизельного помещения.
В передней части дизельного помещения находятся шкаф силовой выпрямительной установки (> тягового генератора, шкаф управляемого выпрямительного моста возбудителя 8, куда встроен и диод зарядки батареи, электродвигатели вентиляторов охлаждения выпрямительных шкафов 7 и тяговых электродвигателей передней тележки 5.
Управление тепловозом осуществляется с пульта 20 в кабине машиниста. На нем размещены необходимая командная аппаратура (тумблеры, кнопки, автоматы и т.п.), измерительные приборы, аппаратура защиты и сигнализации. Тепловоз приводится в движение и управляется с помощью штурвала контроллера. Направление движения тепловоза изменяется рукояткой реверсивного механизма контроллера. Для экстренной остановки поезда и дизеля в аварийной ситуации предусмотрена кнопка аварийного режима.
В отделении холодильной камеры установлены мотор-вентиляторы 18, электродвигатель компрессора 35 и электродвигатель вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки 30.
В кабине машиниста (рис. 4.5) находятся также блоки управления радиостанцией и системы локомотивной сигнализации АЛСН.
Расположение электрооборудования на тепловозе 2ТЭЮМ. Тяговый генератор 30 (рис. 4.6) установлен на поддизельной раме. Двухмашинный агрегат 2 расположен под полом между аппаратными (высоковольтными) камерами и приводится во вращение от вала тягового генератора через передний распределительный редуктор. От переднего конца вала дизеля через задний распределительный редуктор и клиноременную передачу приводится во вращение якорь синхронного подвозбудителя 38. Аккумуляторная батарея установлена в четырех аккумуляторных ящиках 35, расположенных под полом по обеим сторонам дизеля. Основная электрическая аппаратура управления расположена в двух аппаратных камерах 25 и 29. На настиле рамы тепловоза под левой аппаратной камерой расположен стабилизирующий трансформатор 28. Управление тепловозом осуществляется с пульта управления 20 в кабине машиниста. На пульте расположены необходимые измерительные приборы, а также кнопки и тумблеры
22 |
40 39 38 37 36 35 34 33 |
3 4 5 67 891011121314151617181920 21
32 31
Рис. 4.5. Расположение оборудования в кабине машиниста: 1 — стеклоочиститель; 2 — горловина бака для воды на обмыв стекол; 3 — люк; 4 — прожектор; 5 — светофор локомотивной сигнализации; б — вентиляторный люк; 7, 8— амперметры зарядки батарей тягового генератора; 9, 10— тумблеры трогания на подъеме и ограничения буксования; 11 —вольтметр тягового генератора; 12 — рукоятка включения воды для обмыва стекол; 13 — указатель повреждений; 14 — манометр «Воздух в тормозных цилиндрах» ; 15 — электроманометр масла; 16 — тумблер включения электроманометра масла; 17—кнопка аварийной остановки дизеля; 18 — манометр «Воздух в уравнительном резервуаре»; 19 — электроманометр воды; 20 — тумблер включения электротермометра воды; 21 — манометр «Воздух в питательной магистрали»; 22 — лампа освещения пульта; 23 — скоростемер; 24 — панель управления тепловозом; 25 — кран машиниста; 26 — кнопка маневровой работы; 27—кран вспомогательного тормоза; 28 — клапан тифонов; 29 — блокировочное устройство тормоза; 30 — трехходовой кран тормозной системы; 31 — панель тумблеров; 32 — педаль песочницы; 33 — штурвал контроллера; 34 — ключ реверсора; 55 — автомат «Управление общее»; 36 — автомат «Калорифер»; 37—пульт радиостанции; 38 — люк отопительно-вен-тиляционной установки; 39 — электроплитка; 40 — бытовой холодильник; 41 — ящик для инструмента
Рис. 4.6. Расположение электрооборудования на тепловозе 2ТЭ10М:
1 — приемные катушки АЛСН; 2 — двухмашинный агрегат; 3 — ящик дешифратора и усилителя АЛСН; 4 — электродвигатель отопительно-вентиляционного агрегата; 5 — прожектор; б—локомотивный светофор; 7—электропневматический клапан ЭПК; 8 — громкоговоритель радиостанции; 9 — электродвигатель вентилятора кузова; 10— световой номер; 11 — блокировка валоповоротного устройства; 12 — реле сброса нагрузки; 13 — реле остановки дизеля; 14 — коробка распределительная «Д» на дизеле; 15 — комбинированное реле давления; 16 — электропневматические вентили открытия жалюзи; 17—тяговый электродвигатель; 18 — буферный фонарь; 19 — пульт управления радиостанцией; 20 — пульт управления тепловозом; 21 — скоростемер; 22 — переговорное устройство; 23 — кнопка маневровой работы; 24 — антенно-согласующее устройство радиостанции; 25 — правая аппаратная камера; 26, 27— блоки радиостанции; 28 — трансформатор стабилизирующий; 29 — левая аппаратная камера; 30 — тяговый генератор; 31 — электродвигатель маслопрокачивающего насоса; 32 — разъемы пожарной сигнализации; 33 — электродвигатель топливоподкачивающего насоса; 34 — коробка распределительная «К» на дизеле; 55 — аккумуляторные ящики; 36 — датчики пожарной сигнализации; 37 — объединенный регулятор дизеля; 38 — синхронный подвозбудитель; 39, 40 — датчики-реле Т35; 41 — коробка распределительная; 42 — электропневматический клапан песочницы задней тележки; 43 — розетка межтепловозного соединения; 44 — задний красный буферный фонарь; 45 — задний белый буферный фонарь
управления тепловозом. На задней стенке кабины машиниста установлены блоки радиостанции 2б и 27, блок переговорного устройства 22, автоматические выключатели. Под полом кабины размещены ящик дешифратора и усилителя АЛСН 3 и блок питания радиостанции. На средней секции тепловоза вместо кабины машиниста установлен тамбур с проставкой, в котором расположен упрощенный пульт управления и другое оборудование, необходимое для проведения реостатных испытаний секции и перемещения ее по деповским путям. Для управления тепловозом в двух- и трехсекционном исполнении на заднем листе рамы крайней секции, а также на переднем и заднем листах средней секции имеются розетки межтепловозных соединений 43 и розетки параллельного включения аккумуляторных батарей.
4.3. Тяговые генераторы