Методика построения индикаторной диаграммы
Тепловой расчет двигателя завершается построением индикаторной диаграммы, которая в дальнейшем является исходным материалом при проведении динамического и прочностного расчетов двигателя.
Построение индикаторной диаграммы выполняется аналитическим способом. Расчетная индикаторная диаграмма строится в системе координат
Р-V ( давление – объём ) на миллиметровой бумаге форматов А 4 (297х210мм) или А3 (420х297мм). Единицы измерения приводятся в системе СИ (давление в МПа , объём в м3).
Рекомендуемые масштабы для построения индикаторной диаграммы при книжном расположении диаграммы на листе:
формат А 4 - Vа = А; (А ≈ 150¸170 мм), Рz = Б; Б ≈ (170¸230 мм);
формат А 3 - Vа = А; (А ≈ 180¸240 мм), Рz = Б; Б ≈ (280¸340 мм).
Построение индикаторной диаграммы проводим в следующем порядке:
Нанести координатную систему (Р-О-V)
На координатной оси (О-V)
- от начало координат (точка О) в выбранном масштабе объёма откладываем отрезок равный объему камеры сгорания Vс = мм. (e- величина степени сжатия). Конец отрезка будет соответствовать положению верхней мертвой точки (в.м.т.);
- от точки ВМТ в том же масштабе откладываем отрезок равный рабочему объёму цилиндра Vh = Vа - Vс = мм, конец которого будет соответствовать положению нижней мертвой точки (н.м.т.);
для двухтактных дизелей необходимо показать хвостовую часть диаграммы.
Поскольку Vh = Vh · (1-Ψ) + Vh ·Ψ (Ψ – доля потерянного хода), то от в.м.т. откладываем отрезок равный и далее хвостовую часть равную , конец которого и будет соответствовать положению н.м.т..
На координатной оси (О-Р).
Восстанавливаем перпендикуляркв.м.т., на котором в выбранном масштабе давления отмечаем точку соответствующую значению :
- давления наддува - Рк = мм, через которую проводим прямую параллельную оси (О-V);
- давления сжатия- Рс = мм, (точка c диаграммы) и давления сгорания Рz=Б мм ( точка z диаграммы).
От точки z параллельно оси (О-V) откладываем отрезок равный
Vz = Vc×r = конец которой обозначается точкой z1
(r - степень предварительного расширения);
Восстанавливаем перпендикуляр кн.м.т., на котором в выбранном масштабе давления отмечаем точки соответствующие значениям:
- давления наполнения ( точка а диаграммы), и давления расширения мм ( точка b диаграммы).
Для двухтактных дизелей точки соответствующие Ра ( точка а диаграммы) и Рв ( точка b диаграммы), расположены на перпендикуляре восстановленном к концу отрезка .
Между точками (а) и (с) строим политропу сжатия со средним показателем (nс), а между точками (b) и (z) политропу расширения со средним показателем (nР).