Кабельные наконечники и полумуфты
Кабельные наконечники (рис.15) применяют с целью механического и электрического соединения бронированного кабеля со скважинными приборами и зондами, оснащенными полумуфтами (рис.16).
Наконечники и полумуфты для бронированных кабелей состоят из стального полого корпуса 4, в котором помещается устройство для крепления к броне кабеля 2,3 и для электрического соединения жилы кабеля с приборами и зондами 9. Механическое соединение наконеч-
ника с полумуфтой осуществляется накидной гайкой 10, свинчивающейся с полумуфтой. Электрическое соединение происходит с помощью штыревых контактов 1 (см. рис.16) полумуфты, входящих в гнезда разъема наконечника. Правильное соединение контактов кабельного
наконечника и полумуфты обеспечивается направляющим выступом 11 (см. рис.15) на наконечнике, который входит в соответствующий паз на полумуфте.
Стопорные винты 3 в корпусе наконечника предохраняют от вращения и развинчивания электрических контактов. Полости всех электрических контактов (наконечника и полумуфты) герметизируются тремя резиновыми кольцами 4 (см. рис.16). Корпус наконечника снаружи в верхней части имеет кольцевые выступы для захвата ловильным инструментом в случае прихвата прибора в скважине, а также два паза для захвата наконечника при спуске прибора в скважну
или подъеме его из скважины.
Рис.15. Кабельный наконечник для соединения бронированного кабеля. а-в – соответственно для одно-, трехжильного бронированного кабеля и кабеля в резиновой оболочке; 1-кабель; 2- гайка; 3- винт; 4- корпус; 5- изоляция провода; 6- оплетка провода; 7- электропровод; 8- наконечник; 9- гнездо штепсельного разьема; 10- накидная гайка; 11- направляющий выступ |
Рис.16. Кабельная полумуфта (а) и кабельные наконечники для зондов на бронированном (б) и шлангованном или на оплеточном кабелях(в): 1- штыревая часть штепсельного разьема; 2- гайка; 3- прокладка; 4- уплотительное кольцо; 5- предохронительный колпак; 6- корпус полумуфты; 7- свечной мост; 8- свеча; 9- изоляция; 10- изоляционная лента; 11- корпус наконечника; 12- кабель |
Каротажные грузы
Для обеспечения спуска кабеля в скважину при электрическом каротаже или при работе с недостатосно тяжелыми глубинными приборами к зонду или к прибору подвешивают груз.
Применяют свинцовые и чугунные грузы. Свинцовый груз представляет собой цилиндрическую свинцовую болванку, внутри которой заключена стальная перфорированная труба для обеспечения прочности груза. Груз снабжен отверствиями для стержня, применяемого при спуске его в скважину.
Чугунный груз составляют из фасонных чугунных шайб, скрепленных стержнем по оси груза.
Свинцовый груз имеет ряд преимуществ: отсутствие затруднений в бурении в случае оставления груза в скважине и малые габариты при том же весе.
Груз оканчивается головками, верхняя головка груза снабжена наконечником, который вставляют в подвес зонда и крепят в нем при помощи штифта. Нижнюю головку груза обычно снабжают муфтой, к которой может быть присоединен второй груз, если вес одного груза
недостаточен для спуска кабеля.
Грузы для каротажа через буровые трубы должны иметь специальную коническую головку во избежание затруднений при входе груза в трубы и прохождения через замковые соединения во время подъма.
Если в разрезе имеются породы очень большого сопротивления и возможно влияние гальванокоррозии на кривую ПС, необходимо принимать меры к уменьшению токов гальванокоррозии. В этом случае при изготовлении грузов следует ограничиться сталью и свинцом и отка-
заться от деталей из других металлов, особенно из латуни, которая в сочетании со сталью и свинцом способствует увеличению токов гальванокоррозии. В некоторых случаях применяют изолированные грузы.
Для улучшения проходимости применяют груз, к нижнему концу которого прикреплен шар (или гирлянда шаров, скрепленных цепью) и груз, снабженный центрирующим устройством.