Подъем спасательных шлюпок
При подъеме, заваливании шлюпки и креплении ее необходимо:
•установить полутрап с поручнями с внутренней стороны фальшборта судна, в месте, где спущен штормтрап;
•с подходом шлюпки к борту судна без промедления завести фалини, разнести их подальше к носу и корме по борту судна, обтянуть и закрепить на утках фальшборта;
•высадить людей по штормтрапу на главную палубу, оставив в шлюпке только лиц, закрепленных за талями и двигателем;
•поднять штормтрап на палубу судна, завести носовые и кормовые шлюп- тали за подъемные гаки шлюпки;
• по команде включить двигатель лебедки на подъем поднять шлюпку до шлюпочной палубы (лица, находящиеся на палубе у мест креплении фали- ней, регулируют их длину, не позволяя шлюпке раскачиваться);
•обтянуть фалини втугую и закрепить их на утках фальшборта;
•вывернуть пробки из сливных отверстий, в случае необходимости швесги подтягивающее устройство и подтянуть им шлюпку к борту судна для обеспечения безопасного выхода оставшихся в ней людей;
•последнему выходящему из шлюпки закрыть бортовые крышки люков во избежание повреждения их при заваливании шлюпки;
•если было заведено подтягивающее устройство, ослабить его тали гак, чтобы шлюпка вышла на вертикаль ноков стрел шлюпбалок и убрать тали;
•поднять шлюпку лебедкой до положения, когда блоки шлюпталей дойду г до ноков стрел и войдут в зацепление с ними, затем, продолжая подъем, шлюпку вместе со стрелами шлюпбалок завалить до места. При этом срабатывает концевой выключатель в цепи питания электродвигателя лебедки, и он останавливается;
•надеть на вал лебедки рукоятку и вручную насадить шлюпку на кильблоки, после чего рукоятку снять и убрать на штатное место;
•сложить и зачехлить штормтрап, установить леерное или съемное ограждение;
•застопорить стрелы шлюпбалок (см. рис. 2.3.), завести и обжать талрепами шлюпочные найтовы.
Иногда приходится поднимать шлюпки на волнении. Например, при оказании помощи людям с гибнущего судна. В этом случае одновременная закладка подъемных гаков шлюпки за ушки шлюпталей делается только после того, как убедятся в готовности лебедки к немедленному подъему. После закладки гаков, по команде на лебедку о готовности, шлюпку "выхватывают " наверх, над волнами и далее поднимают до места.
Подъем шлюпок, спускаемых свободным падением, осуществляется значительно труднее и вогможен только при спокойном море. Не на всех судах, особенно первых, на которых устанавливались такие шлюпки, предусматривалось подъемное устройство. Считалось, что эта шлюпка предназначена для разового использования в аварийной ситуации.
Однако необходимость обучения экипажей путем тренировок по оставлению судна потребовала создание таких устройств, ибо использование каждый раз портовых средств подъема осложняло проведение таких учений.
По устройству чаше всего это кранбалка, своим основанием как бы охватывающая рампу-слип и "съезжающая" по ней до положения, обеспечивающего достаточный вылет стрелы за корму. Носовой и кормовой шкентели креггят огонами за гак стрелы крана в одной точке подвеса. Шлюпки поднимают на соответствующую высоту и кран подтягивают лебедкой вверх вместе с ней, устанавливая шлюпку на рампу.
Возможно осуществление подъема таких шлюпок и установка их по- походному с помощью судового кормового крана, если он имеется, и предназначался при установке на судно для этой операции.
3.6. Техника безопасности при использовании спасательных средств
Специалисты по спасательным средствам - командир шлюпки, старшина плота обязаны знать, сами выполнять и контролировать выполнение всеми людьми, находящимися в спасательной шлюпке или плоту, основные правила безопасности:
• нельзя включать лебедку, не убедившись, что снята рукоятка ручного привода;
• нельзя находиться с наружного борта шлюпки при снятии шлюпочных найтовов и после их отдачи;
• категорически запрещается спуск в шлюпку по шлюп-талям;
• не разрешается находиться в пространстве между шлюпталями и штевнями шлюпки при ее спуске и подъеме;
• не отталкивать шлюпку от борта руками (для этого использовать отпорный крюк) и не держать руки на планшире при спуске и подъеме шлюпки.
Запрещается всем находящимся в шлюпке:
• ходить по банкам при перемещении в шлюпке;
• сидеть на планшире (бортах) шлюпки;
• стоять;
• громко разговаривать;
• курить без разрешения командира шлюпки;
• держать руки на планшире при подходе (отходе) шлюпки к борту судна (причалу);
• свешивать руки или ноги за борт шлюпки;
• перемещаться в шлюпке после окончания посадки без разрешения командира шлюпки;
• влезать на мачту при постановке рангоута и парусов.
Не разрешается влезать на шлюпки, когда они закрыты чехлами. Не разрешается укладывать груз на банки и выше их уровня при использовании шлюпок и катеров для такой перевозки. Общая масса груза и пассажиров не должна превышать допустимую грузоподъемность шлюпки, которая определяется путем умножения человековместимости шлюпки на 75 кг. При выкладывании (закладывании) шлюп-талей лица, выполняющие эту работу, должны находиться от шлюп-талей к середине шлюпки и удерживать блоки за их щеки.
Все лица, садящиеся в шлюпку, должны быть в спасательных жилетах. Очередность посадки устанавливает командир шлюпки с учетом безопасности и обеспечения наименьшего перемещения людей в шлюпке после их посадки.
При движении шлюпки под парусом все (за исключением командира шлюпки) должны сидеть на рыбинах.
На закрытых шлюпках и спасательных плотах при необходимости выхода наружу из-под укрытия (из-под тентового пространства) следует предварительно обвязаться страховочным линем.
При использовании надувных спасательных плотов не разрешается подводить их для посадки людей к бортовому трапу, к местам, где имеются поврежденная обшивка или выступающие острые детали корпуса.
После подъема шлюпки должно быть сразу же установлено съемное ле- ерное ограждение. Установку ограждения необходимо выполнить без выхода на внешнюю сторону.
Крепить шлюпку по-походному с выходом на наружную сторону от нее можно только после обтягивания шлюпталей, закрепления стопорных устройств и установки на место съемного леерного ограждения.
При подходе шлюпки к борту должны выставлять матроса для подачи на шлюпку бросательного конца или фалиня. На фалинях выравнивают шлюпку под тали.
Большинство из перечисленных мер и действий по технике безопасности имеют особую актуальность при использовании открытых или частично закрытых спасательных шлюпок. При эксплуатации полностью закрытых мотоботов, спускаемых как устройствами с лопарями и лебедкой, так и методом свободного падения, все спасающиеся должны тщательно привязаться к своим местам ремнями безопасности, что уже само собой обеспечивает соблюдение многих из указанных мер безопасности.