Жалюзи или шторка- устанавливается перед радиатором и служат для регулирования потока воздуха
Лабораторная работа №5.
Система охлаждения
Цель работы:Изучение назначение, устройств и работы системы охлаждения.
Задачи лабораторной работы:
- изучить назначение, устройство системы охлаждения двигателя;
- изучить назначение и устройство жидкостного насоса, радиатора, вентилятора, термостата, гидромуфты;
- изучить процесс циркуляции жидкости в системе по малому и большому кругу;
Общие понятия об объектах изучения лабораторной работы.
Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На изучаемых двигателях применяют закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости.
В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения:
· жидкостная (закрытого типа);
· воздушная (открытого типа);
· комбинированная.
В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная системадля охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная системаобъединяет жидкостную и воздушную системы.
. Система охлаждения двигателя имеет следующее общее устройство:
· жалюзи (шторка);
· радиатор системы охлаждения;
· масляный радиатор;
· радиатор отопителя;
· расширительный бачок;
· центробежный насос;
· термостат;
· вентилятор радиатора;
· элементы управления;
· «рубашка охлаждения» блока и головок блока цилиндра;
· патрубки.
· сливные краники;
· датчик и указатель температуры;
Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха. Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное трубчатое устройство.
Пробка радиатора герметически закрывает горловину радиатора, и изолирует систему ожлаждения от окружающей среды.
Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.
Жалюзи или шторка- устанавливается перед радиатором и служат для регулирования потока воздуха.
Радиатор отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух в салон. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.
Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др.
Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой охлаждения» двигателя.
На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.
Вентилятор радиатора служит повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод:
· механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя);
· электрический (управляемый электродвигатель);
· гидравлический (гидромуфта).
Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.
Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его в электрический сигнал. Для расширения функций системы охлаждения (охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов, регулирования работы вентилятора и др.) на выходе радиатора устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости.