Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии

Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии (Е) на входе системы (рис. 8.1).

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru (8.1)

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru

Рис. 8.1. Схема потока энергии в машине

Суммарный КПД машины в общем виде представляет собой сочетание hТ – теплового; hМ – механического; hд – движения. Например, для автомобиля полный КПД будет равен

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru , (8.2)

где А – работа по перемещению транспортного средства;

Е – внутренняя энергия полного сжигания топлива;

Адв – работа на выходном валу двигателя;

АТр – механическая энергия, подведенная к двигателю.

Для механизмов и узлов, не содержащих двигательных устройств, преимущественно используют понятие механического КПД, под которым понимают отношение абсолютной величины работы сил производственных сопротивлений к работе движущих сил за время установившегося движения

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru , (8.3)

где Wпс – работа сил производственных сопротивлений;

Wвс – работа сил вредных сопротивлений;

Wдс – работа движущих сил;

Y - коэффициент потерь.

Коэффициент потерь в редукторе определить по формуле:

Y=Yз+Yг+Yп , (8.4)

где Yз - учитывает потери в зацеплении;

Yг - гидромеханические потери на разбрызгивание смазки в картере редуктора;

Yп – потери в подшипниках уплотнения.

Формулу (3) можно представить в виде

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru . (8.5)

В механизмах с равномерно движущимися звеньями, работы Wпс и Wдс можно подсчитать за любое одинаковое время, а отношение этих работ может быть заменено отношением мощностей на входе и выходе т.е. КПД редуктора можно определить

h=N2/N1=1-Yз-Yг-Yп . (8.6)

Уравнение баланса мощности в редукторе будет иметь вид

N2=N1-N3-Nг-Nп , (8.7)

где N3 – мощность потерь в зацеплении;

Nг – мощность гидропотерь на перемешивание масла;

Nп – мощность потерь на трение в подшипниках и уплотнениях.

Коэффициент потерь и КПД в зацеплении червячной передачи определяется по формулам

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru ; Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru . (8.8)

При N11·w1 и N2 = Т2·w2; Nпп·w1 ; Nгг·w1 , получим

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru , (8.9)

где и = z2 / n1 – передаточное число червячной передачи; n1 – число заходов червяка; z2 – число зубьев червячного колеса; Т1, Т2 – крутящие моменты на валу червяка и червячного колеса; Тг - крутящий момент на валу червяка, определяемый гидромеханическими потерями на перемешивание смазки в редукторе на холостом ходу; Тп – крутящий момент, определяемый потерями в подшипниках и уплотнителях для одноступенчатых редукторов

Тп =N1·hп2.

Соответственно

Тп1·hп2.

КПД одной пары подшипников и уплотнений можно принять

hп » 0,99,

соответственно

Y п » 0,01.

Для определения механического КПД зацепления червячного редуктора можно приближённо воспользоваться формулой для винтовых механизмов.

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru – при ведущем червяке;

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru – при ведущем червячном колесе;

где Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru – угол подъема витков червяка,

n1 – число заходов червяка;

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru – коэффициент диаметра червяка,

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru – модуль червячного зацепления,

x – коэффициент смещения червячного колеса.

В случае самоторможения при ведущем колесе:

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru ; при этом Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru - Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru = 0; Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru = Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru .

Тогда в самотормозящей передаче при ведущем червяке:

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru = 0,5.

В однозаходных червячных передачах при больших передаточных отношениях (свыше 70) КПД получается ниже 50%, и передача становится самотормозящей, т. е. передача вращения от колеса к червяку невозможна.

Передача с низким КПД для длительной работы с большой нагрузкой применять нецелесообразно, т. к. 50% мощности двигателя тратится на трение, переходя в тепло. Поэтому червячные передачи используются в авиации в качестве редукторов вспомогательных механизмов и приборов.

Значения Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru и Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru в зависимости от скорости скольжения витков червяка относительно зубьев колеса приведены на рис. 8.2. При этом скорость скольжения определяется по формуле

Vs = Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru , (8.10)

где dw1 = m∙(q + 2x) – начальный диаметр червяка, мм; n1-частота вращения червяка, об/мин; Vs − скорость скольжения, м/с.

Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru

Рис. 8.2. Зависимость коэффициента трения и угла трения от

скорости скольжения в зацеплении

Истинный КПД всегда отличается от расчетного и может быть получен опытным путем с помощью динамометрирования конкретной машины.

Экспериментальный метод определения механического КПД, основанный на определении крутящих моментов на ведущем и ведомых валах, называется методом сквозного энергетического потока.

КПД редуктора можно определить по формуле (8.5), при этом значения составляющих КПД Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru равны 0.99, а Теоретическая часть. Коэффициент полезного действия (КПД) представляет собой энергетический параметр машины, или узла, определяемый через отношение работы (А) на выходе к энергии - student2.ru определяются обработкой результатов измерений с использованием формулы (8.9).

При этом необходимо учесть следующее:

1. КПД зависит от уровня нагрузки Т2 и имеет область оптимальных нагрузок с достаточно высоким КПД. Следует отметить, что при перегрузках с возможным выдавливанием смазки и металлический контакт КПД начинает падать из-за увеличения коэффициентов трения и потерь в зацеплении.

2. Потери на трении на холостом ходу и на перемешивании масла мало зависят от нагрузки, поэтому с уменьшением нагрузки их доля в балансе потерь возрастает, и КПД падает.

Наши рекомендации