Брашпили, шпили, якорно-швартовные лебедки

6.19.1 При ТИ и ТО брашпилей, шпилей, якорно-швартовных лебедок (в дальнейшем тексте - брашпилей) помимо указаний настоящего раздела следует руководствоваться требованиями правил технической эксплуатации корпуса и электрооборудования.

6.19.2 При подготовке к действию брашпиля боцман или лицо, его заменяющее, должны:

а) убедиться в отключении ручного привода;

б) проверить положение ленточного тормоза и, если нужно, затянуть его;

в) проверить действие кулачковой (фрикционной) муфты;

г) проверить чистоту якорной цепи на участке от механизма до клюза и правильность ее положения на цепном барабане;

д) подготовить к действию привод брашпиля. При паровом приводе прогреть паропровод и паровую машину;

е) при отключенном ценном барабане провернуть брашпиль вхолостую в обе стороны на несколько оборотов, наблюдая за показаниями амперметра;

ж) при наличии дистанционного управления проверить действие исполнительных механизмов при управлении со всех постов;

и) доложить на мостик о готовности брашпиля к действию.

6.19.3 При отдаче якоря без включения двигателя брашпиля необходимо:

а) зажать ленточный тормоз и разобщить муфту привода ценного барабана;

б) отжать ленточный тормоз и произвести травление якоря. Для уменьшения скорости травления зажимать ленточный тормоз плавно, без рывков;

в) после вытравливания заданного числа смычек якорной цепи зажать полностью ленточный тормоз.

6.19.4 Для подъема якоря необходимо:

а) включить муфту привода цепного барабана;

б) ослабить ленточный тормоз и одновременно пустить двигатель брашпиля;

в) обмывать водой цепь при подъеме;

г) вести наблюдение за состоянием якорной цени и положением якоря при подходе к клюзу, при этом скорость подъема должна быть снижена;

д) после подъема якоря затянуть ленточный тормоз до отказа;

е) взять якорную цепь на стопор;

ж) передать нагрузку с ленточного тормоза на стопор, для чего ослабить тормоз и снова затянуть его;

и) отключить ценной барабан.

6.19.5 При включенном приводе брашпиля следить, чтобы колодки и ленты тормозов были достаточно отжаты и не препятствовали работе двигателя. При работе электрического привода брашпиля следить за показаниями амперметра, не допуская увеличения силы тока свыше поминального значения. Муфты предельного момента должны быть исправны и отрегулированы.

6.19.6 Во время травления якорной цени или работы на турачку необходимо находиться в стороне от линии движения якорной цепи или швартовного троса и не прикасаться к движущимся частям.

6.19.7 Запрещается оставлять на турачках закрепленные тросы, а также использовать стопоры для удержания якорной цепи при стоянке на якоре. Назначение этих стопоров - крепление втянутых якорей по-походному.

6.19.8 Необходимо следить за смазкой механизма брашпиля, проверяя ее состояние в каждом случае подготовки к работе. Открытые передачи брашпиля должны быть постоянно покрыты смазкой рекомендованного состава и закрыты защитными кожухами.

6.19.9 Не допускается работа брашпиля с таким износом цепных барабанов, при котором наблюдается проскальзывание якорной цепи.

6.19.10 При выводе из действия брашпиля с паровым приводом должны быть обеспечены продувание цилиндров и паропровода и освобождение их от конденсата во избежание гидравлических ударов при последующих пусках и возможного размораживания машины и трубопроводов в зимний период.

Лебедки и краны

6.20.1 При ТИ и ТО лебедок и крапов наряду с указаниями настоящего раздела следует руководствоваться 6.17. При ТИ и ТО лебедок всех назначений и кранов необходимо выполнять также требования правил технической эксплуатации корпуса и электрооборудования, [5], [б].

6.20.2 Подготовку и ввод в действие лебедок и кранов обеспечивает боцман по распоряжению СТ. При подготовке лебедки (крана) к работе необходимо произвести ее наружный осмотр, чтобы убедиться в исправности барабанов, турачек, тросоукладчиков, направляющих роликов, тормозов, фрикционных и предохранительных муфт и проверить действие рычагов управления.

6.20.3 При опробовании лебедки (крана) на холостом ходу необходимо:

а) проверить правильность положения троса на ручьях барабана и

блоках;

б) убедиться в правильности положения рычагов управления;

в) убедиться в исправности тормозных устройств;

г) убедиться в исправности механизма автоматического натяжения

троса;

д) проверить работу крапа раздельно на подъем, спуск, изменение

вылета стрелы и поворота крана в обе стороны без груза (в заданных пределах поворота крана), убедиться в срабатывании конечных выключателей.

6.20.4 Запрещается работать на лебедке (кране), имеющей следующие дефекты:

- неисправное тормозное устройство;

- трещины рам, станин, шестерен;

- неисправности, которые могут вызвать падение груза;

- неисправности в системе управления и приводном двигателе.

6.20.5 При использовании лебедки (крана) необходимо:

а) следить за тем, чтобы при наматывании на грузовой барабан шкентель или швартов ложился ровными рядами и не имел слабины;

б) переключение муфт привода звездочек, барабанов и турачек производить только после остановки СТС;

в) при работе на швартовном барабане вывести с помощью муфты грузовой барабан из действия и затормозить его ленточным тормозом;

г) опускание груза производить при включенном приводном двигателе с использованием в необходимых случаях ленточного тормоза.

Запрещается делать переключение передач редуктора при поднятом грузе и при работающем механизме.

6.20.6 При ТИ кранов подъем груза и изменение вылета стрелы должны производиться крановщиком в таких пределах, чтобы не допускать срабатывания конечных выключателей.

6.20.7 По окончании работы лебедки (крана) следует выключить муфты сцепления, ослабить ленточные и колодочные тормоза, установить муфты включения скоростей в нейтральнее положение и установить корпус крана и стрелу на стопоры.

6.20.8 При ТИ шлюпочных лебедок необходимо:

а) обеспечить постоянную готовность лебедки к спуску шлюпок;

б) рукоятки для ручного привода хранить непосредственно у лебедок. Устройство блокировки ручного привода должно находиться в исправном состоянии.

в) спуск шлюпки осуществлять при выключенном электродвигателе с помощью ленточного тормоза;

г) при подъеме шлюпки с использованием электропривода убедиться в снятии рукоятки ручного привода и затем включить электродвигатель. При отсутствии электроэнергии установить рукоятку ручного управления, поднять шлюпку и рукоятку спять.

д) во время подъема шлюпки следить за правильной укладкой троса на барабане во избежание неравномерного поднятия носа и кормы шлюпки; если во время подъема трос будет уложен неправильно, остановить подъем шлюпки, стравить трос, после чего вновь продолжать подъем.

6.20.9 При работе буксирной лебедки с неавтоматическим управлением необходимо выделить вахтенного матроса для постоянного наблюдения за пей и управления ею.

6.20.10 При ТИ автоматических буксирных и швартовных лебедок перевод с ручного на автоматическое управление и наоборот необходимо осуществлять в соответствии с инструкцией по эксплуатации или инструкцией судовладельца. Периодически проверять исправность работы лебедок и при необходимости производить их смазку.

Запрещается оставлять закрепленные тросы на барабанах автоматических буксирных и швартовных лебедок при их использовании в неавтоматическом режиме для удержания судна на швартовах у причала или при буксировке.

Наши рекомендации