Какой по сущности принято считать античную физическую картину мира?
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Вариант 1
1.Главная особенность науки — это её:
а) зависимость от личности исследователя;
б) объективность;
в) регулирование со стороны идеологического руководства;
г) подчиненное религиозным догмам положение.
2.Ориентация на специальное, уникальное, неповторимое в объекте познания, когда целью является понимание объекта и личностное отношение к нему, определяет содержание предмета:
а) фундаментальных наук;
б) естественных наук;
в) прикладных наук;
г) гуманитарных наук.
3.Научный факт – это:
а) логически организованное знание о законах, необходимых связях и отношениях предметной области данной науки;
б) форма научного знания, достоверно, истинно сообщающая о наличии какого-либо явления действительности, на чем основывается все научное знание и теоретические построения;
в) высшая цель эмпирического уровня познания, отражающая устойчивое, повторяющееся в явлении;
г) способ организации средств познания для достижения научной истины.
4. Отличительным признаком псевдонауки является:
а) несистемность;
б) критичность;
в) фальсифицируемость;
г) рациональность.
5.Основой (эмпирическим базисом) любой научной теории, характеризующейся логической структурой и состоящей из принципов / аксиом и теорем со всеми возможными выводами, служит:
а) количественное описание причинно-следственной связи;
б) результаты экспериментов и опытов;
в) стремление человека познать окружающий мир;
г) гипотезы.
6.К основным элементам, слагающим процесс познания на эмпирическом уровне, не относят:
а) постулаты;
б) научные факты;
в) законы;
г) понятия.
7.Оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта, составляет сущность метода:
а) эксперимент;
б) моделирование;
в) мысленный эксперимент;
г) формализация.
8.Изобретение оптических и рентгеновских телескопов, оптических и электронных микроскопов, позволило расширить возможности метода:
а) эксперимента;
б) моделирования;
в) мысленного эксперимента;
г) наблюдения.
9.Расположите следующие действия (шаги) в научном познании (в научном методе) в том порядке, в каком они последовательно применяются при решении научной проблемы:
а) предложить возможные объяснения, необходимые для обобщения результатов;
б) собрать данные, касающиеся определенной проблемы, посредством наблюдений и проведения опытов (экспериментов);
в) распознать (идентифицировать, сформулировать) проблему и тщательно спланировать процедуру получения информации о всех аспектах проблемы;
г) провести повторные опыты для подтверждения или опровержения предложенных объяснений;
д) проанализировать данные (наблюдений) и описать эти данные таким образом, чтобы это описание обобщало и суммировало их.
10.В рамках какой познавательной модели устройство и сущность бытия, космоса, природы рассматривается по аналогии с устройством живого организма:
а) семиотической
б) организменной
в) статической
г) механической
д) самоорганизационной
е) системной
11.Шестидесятеричная система счисления времени пришла к европейцам из древней (-него):
а) Индии
б) Китая
в) Египта
г) Сирии
д) Вавилона
е) Месоамерики
12.Впервые в истории античной мысли в основу всего сущего было положено число в:
а) апориях Зенона
б) учении Пифагора
в) «Физике» Аристотеля
г) «Истории» Геродота
Какой по сущности принято считать античную физическую картину мира?
а) механической
б) метафизической
в) прагматической
г) математической
д) мистической
е) теологической
14.Основным средством постижения истины в эпоху Средневековья является:
а) технический эксперимент
б) аналитический метод и математическое изложение результатов
в) умное созерцание
г) вера в незыблемость церковных догматов
15.Ведущим методологическим подходом в науке до формирования диалектического подхода (до XIX в.) являлось:
а) расчленение целого для отыскания неизменных основ этих процессов
б) изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития
в) изучение объектов и явлений окружающего мира изолировано друг от друга, без учета их взаимных связей, в как бы фиксированном, неизменном состоянии
г) рассмотрение мира как системы, с точки зрения взаимодействия части и целого
16.Укажите время основных научных открытий Г. Галилея и И. Ньютона:
а) XII век
б) XVI век
в) XVII век
г) XV век
д) XIV век
е) XX век
17. С чьим именем связано создание электромагнитной картины мира:
а) А. Эйнштейн;
б) Дж. Максвелл;
в) В. Гейзенберг;
г) М. Планк;
д) Э. Шредингер;
е) И. Ньютон.
18. В основе квантово-полевой картины мира лежат следующие представления о материи:
а) физический мир есть единое материальное образование, проявляющееся в форме атомистического вещества и континуальных полей, находящиеся в непрерывном движении;
б) существует две самостоятельные формы материи – вещество и поле, которые не могут переходить друг в друга;
в) корпускулярные и волновые свойства материи едины в рамках одного объекта;
г) материя дискретна, в основе всех тел и явлений природы лежат мельчайшие, неделимые, абсолютно твердые движущиеся частицы.
19. Особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем, — это:
а) физическое поле;
б) эфир;
в) сплошная среда;
г) физический вакуум.
20. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
а) существует множество форм движения материи
б) существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное»
в) существует один вид движения: механическое перемещение тел в пространстве и времени
21. Какое взаимодействие ответственно за связь электронов и ядер в атомах и связь атомов в молекулах:
а) электромагнитное;
б) сильное;
в) слабое;
г) гравитационное.