Групповой электропнеематический контактор тепловоза 2ТЭ10МПКГ-565
Аппарат представляет собой многополюсный контактор с шестью главными контактными элементами мостикового типа и двумя вспомогательными групповыми контактами 9 (рис. 4.34). Силовые кон-
тактные элементы (подвижный 5 и неподвижный 7) закреплены на изоляционных контактодержателях; подвижные—на подвижном штоке, неподвижные — на сварных рамах. Шток перемещается под воздействием пневматического диафрагменного привода 8 (для замыкания контактов) и возвратной пружины (для размыкания контактов). Приводом управляет электропневматический вентиль.
Электропнеематический вентиль ВВ-1000
Электропневматические вентили (рис. 4.35) служат для дистанционного управления пневматическими приводами жалюзи, муфты включения вентилятора холодильника, автосцепки, песочниц, ревер-
Рис. 4.34. Контактор ПКГ-565:
1— электропневматический вентиль; 2 —уголок; 3 — кронштейн; 4 — шток;
5 — подвижные контакты; б—контактодержатель; 7—неподвижные контакты;
8 — диафрагменный привод; 9 — контакты вспомогательных цепей
Рис. 4.35. Электропневматический вентиль ВВ-1000:
а — общий вид включающего вентиля; б — клапанный механизм выключающего вентиля; 1 — заглушка; 2, 13, 31 — втулки; 3, 5 — нижний и верхний затворы; 4, 9, 32 — штоки; 6, 18, 26, 30 — прокладки; 7, 14, 27 — кольца; 8 — ярмо; 10 — сердечник; 11 — катушка; 12 — якорь; 15 — пружинное кольцо; 16 — колпачок; 17, 19, 20, 21 — шайбы; 22 — гайка; 23 — винт; 24 —крышка; 25 — трубка; 28 — корпус; 29 — пружина; П — положения торца при закрытом нижнем клапане
сора, групповых контакторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, поездных контакторов, ускорителя пуска дизеля и отключателя ряда топливных насосов.
Конструкция представляет собой двухпозиционные пневмораспределители с электромагнитным приводом и пружинным возвратом. Пневмораспределители и электромагнит соединены между собой и являются автономными узлами вентиля. Включающий и выключающий вентили различаются между собой только конструкцией клапанного механизма.
Клапанный механизм вентиля состоит из корпуса 28 с расположенными в нем верхним и нижним затворами и заглушкой 1, установленными на подвижной посадке и уплотненными резиновыми
кольцами 27. Фиксация затворов и заглушки в корпусе осуществляется пружинными кольцами 7 и дистанционной втулкой 13. Клапан удерживается в исходном положении пружиной 29 и штоком 32.
Электромагнит вентиля состоит из ярма 8 с катушкой 11 и установленных в нем на неподвижной посадке втулки 13 с якорем 12 сердечником 10 со штоком 9. Втулка 13 фиксируется в ярме пружинным кольцом 75. Для защиты полости электромагнита от загрязнения служат резиновый колпачок 16 и кольца 14. Принцип работы электропневматических вентилей ВВ-1000 такой же, что и у вентилей ВВ-1. При срабатывании включающего вентиля якорь 12 электромагнита передает усилие на шток 9, который переключает клапанный механизм в положение, когда атмосферное отверстие перекрывается, а воздух из резервуара управления поступает в механизм привода.
Реверсоры ППК- 8604, 8063
Реверсор ППК-8604 применяется на тепловозе 2ТЭ116, а ППК-8063 на тепловозе 2ТЭ10М; так как их работа аналогична, рассмотрим работу реверсора ППК-8604. Он изменяет направление тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, изменяет направление вращения якорей электродвигателей, а следовательно, и движение тепловоза.
Пневматический привод 7 реверсора двусторонний (рис. 4.36), он имеет две камеры, диафрагмы которых связаны зубчатой рейкой, в зацеплении с которой входит шестерня вала 5. На валу 5 крепятся кулачковые элементы с двусторонним расположением контактных групп. Кулачковый контактный элемент состоит из среднего изоляционного контакта держателя с двумя подвижными пальцевыми контактами 4, имеющими один общий вывод. Неподвижные контакты 3 крепятся к изоляционным контактодержателям, которые в свою очередь закреплены на изолированных стойках 2. Кулачковая шайба 7 управляет двумя элементами: верхним и нижним.
При включении электропневматического вентиля воздух поступает в привод, давит на диафрагму, диафрагма прогибается и перемещает зубчатую рейку, которая через шестерни поворачивает вал на определенный угол. При вращении вала кулачковая шайба 7давит на ролик и поворачивает рычаг 8 вокруг оси до замыкания контактов. Профиль шайбы выбран так, что после включения контакты остаются замкнутыми даже при разрыве цепи катушки включающего электро-
О On
А-А (повернуто)
Рис. 4.36. Электропневматический реверсор ППК-8604:
1 — пневматический привод; 2 — изолированные стойки; 3 — неподвижные контакты; 4 — подвижные контакты; 5 — вал; б — кронштейн; 7—кулачковая шайба; 8 — качающийся рычаг
пневматического вентиля. Чтобы изменить положение реверсора, необходимо подать питание на второй вентиль, предварительно сняв питание с первого. Это осуществляется с помощью реверсивной рукоятки контроллера машиниста. В этом случае воздух поступит во вторую камеру, первая будет соединена с атмосферой через выпускной клапан первого выключающего вентиля, будет давить на вторую диафрагму, диафрагма прогнется, переместит рейку в противоположном направлении по сравнению с ранее описанным, вал повернется на определенный угол в другую сторону, при этом замкнутые контакты разомкнутся, разомкнутые замкнутся.
В нейтральное положение реверсор при работе тепловоза не устанавливается. Конструкцией привода предусмотрены постановка реверсора в нейтральное положение вручную только на ремонте или пересылка тепловоза в нерабочем состоянии.
Л |
3, |
При повороте вала реверсора влево (против часовой стрелки) левый подвижный контакт замыкается с неподвижным контактом 1 (рис. 4.37), а правый с неподвижным контактом 4, и ток в обмотке возбуждения ОВ будет проходить слева направо (жирная стрелка). При повороте вала реверсора вправо (по часовой стрелке) левый подвижный контакт замкнется с неподвижным контактом 3, а правый подвижный с неподвижным контактом 2, в результате ток в обмотке возбуждения ОВ изменит направление, пойдет справа на лево (пунктирная стрелка).
Реле времени РЭВ-800
Электромагнитные реле времени типа РЭВ-800 применяют для задержки отключения поездных контактов после снятия возбуждения возбудителя и тягового генератора, для ступенчатого восстановления нагрузки тягового генератора после прекращения боксования, для обеспечения последовательности срабатывания реле переходов.
ОВ
Рис. 4.37. Схема действия реверсора:
/Тд — ток тягового двигателя; 1—4 — контакты реверсора; ОВ — обмотка возбуждения; К, КК — выводы обмотки возбуждения тягового двигателя
Вьщержка времени создается за счет наведения ЭДС самоиндукции в алюминиевых демпфере и основании. Выключение катушки приводит к появлению вихревых потоков в них и задерживает спадание магнитного потока в магнитопроводе. Это приводит к задержке отпадение якоря.
Все узлы реле смонтированы на алюминиевом основании 21 (рис. 4.38), имеющем два отверстия для крепления к корпусу аппа-
12 13
Рис. 4.38. Реле времени РЭВ-800:
1 — сердечник; 2 — немагнитная прокладка; 3 — отжимная пружина; 4, 8 — гайки; 5 — якорь; 6 — скоба; 7 — пластина; 9, 15 — планки; 10, 14 — колодки; 11 — узел подвижного контакта; 12 — шпильки; 13 — неподвижные контакты; 16—возвратная пружина; 17 — шпилька; 18 — угольник; 19 — демпфер; 20 — болт; 21 — алюминиевые основания; 22 — катушка
ратной камеры. Неподвижная часть магнитопровода состоит из сердечника 1 и скобы 6. На сердечник надета катушка 22, на скобу-демпфер 19, выполненный в виде гильзы. На скобе укреплены угольник 18 и пластина 7, образуя опору якоря 5, вокруг которой осуществляется его вращение. На якоре укреплена планка 9, несущая изоляционную пластмассовую колодку 10 с подвижными контактами 11. Пластинки неподвижных контактов 13 закреплены шпильками 12 на изоляционной пластмассовой колодке 14, которая укреплена на основании 21 планкой 75.
Возврат якоря 5 в отключенное состояние осуществляется пружиной 16, опирающейся на угольник 18. Регулировку выдержки времени производят изменением толщины немагнитной прокладки 2 (грубая) и затяжкой отжимной пружины 3 (плавная) при помощи гайки 4. Контактный узел реле позволяет путем переработки деталей получить любую комбинацию контактов в пределах существующего количества.