Примечания: 1. В расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм и стволы А с диаметром насадка 19 мм, напор у ствола – 40 м
Для получения пены средней и низкой кратности используют 6%-ный раствор пенообразователя ПО-1.
Рис. 3.2. Схемы боевого использования пожарных автоцистерн и автонасосов при подаче воды
(В схемах приняты; пожарные машины с насосами ПН-30, ПН-ЗОКФ и ПН-40; рукава магистральных линий прорезиненные d = 77 мм; напор воды у ручных стволов 40 м, у лафетных - 60 м; при применении для магистральных линий в указанных схемах прорезиненных рукавов d = 66 мм, а непрорезиненных d = 77 мм расстояния уменьшаются в 2 раза)
Рис. 3.3. Схемы боевого развертывания от автоцистерн и автонасосов при подаче пены
(В схемах приняты: рукава магистральных линий прорезиненные d = 77 мм; напоры на насосах - 90 м. а на стволах и генераторах - 60 м; длина рабочих линий 3, 4 и 5 - 40 м, при применении и указанных схемах для магистральных линий прорезиненных рукавов d = 66 мм и прорезиненных d =77 мм расстояния уменьшаются в 2 раза).
ТАБЛИЦА 3.3. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ, ВООРУЖЕННЫХ АВТОЦИСТЕРНАМИ ТЯЖЕЛОГО ТИПА
Показатели | АЦ-40 (375) (модель Ц 1) | АЦ-40 (375Н) Ц1А (модель ПМ-102) |
Максимальная скорость, км/ч | ||
Число мест для боевого расчета, включая водителя | ||
Масса с полной нагрузкой, кг | ||
Наименьший радиус поворота, м | 10,5 | 10,5 |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 129 (175) | 129 (176) |
Расход горючего на 100 км, л | 65,0 | 40,0 |
Емкость бака для горючего, л | ||
Марка насоса | ПН-40У | ПН-40У |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин | ||
Напор на насосе, м | ||
Емкость, л: | ||
Цистерны для воды | ||
бака для пенообразователя | ||
Время всасывания воды с глубины 7 м, с |
Производительность пеносмесителя, м3/мин | 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 | 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 |
Стационарный лафетный ствол производительностью: | ||
по воде, л/с | ||
по пене, м3/мин | ||
Число, шт., напорных рукавов диаметром, мм: | ||
Число пожарных стволов, шт. | ||
А | ||
Б | ||
Число шт.: | ||
ГПС-600 | ||
Гидроэлеватор Г-600 | ||
Разветвлений РТ-80 | ||
БЕЗ УСТАНОВКИ НА ВОДОИСТОЧНИКИ | ||
Время работы от заправочных емкостей автоцистерны, мин; | ||
одного ствола Б | ||
Двух стволов Б или одного А | ||
одного ствола СВП-4 | 8,4 | 8,4 |
Одного генератора ГПС-600 | 8,4 | 8,4 |
Количество пены, м3: | ||
Низкой кратности (К = 10) Средней кратности (К = 100) | ||
Возможная площадь тушения пенами, м2 | ||
низкой кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(м2´с) | 50 - 33 | 50 – 33 |
средней кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(м2´с) | 100 - 62 | 100 – 62 |
Возможный объем тушения пеной Средней кратности при Кз==3, м3 | ||
С УСТАНОВКОЙ НА ВОДОИС ТОЧНИК | ||
Время работы, мин: | ||
одного ствола СВП-4 одного генератора ГПС-600 | 8,4 8,4 | 8,4 8,4 |
Количество пены, м3; | ||
Низкой кратности (К = 10) | ||
Средней кратности (К = 100) | ||
Возможная площадь тушения, м2: | ||
Пеной низкой кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(м2´с) | 50 - 33 | 50 – 33 |
Пеной средней кратности при Is = 0,05 – 0,08 л/(м2´с) | 100 - 62 | 100 – 62 |
Возможный объем тушения пеной Средней кратности при Кз = 3, м3 |
Примечание. См. примечание к табл. 3.2.
ТАБЛИЦА 3.4. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ВЕЗДЕХОДЕ ПОЖАРНОМ ЛЕСНОМ И АВТОЦИСТЕРНЕ ПОЖАРНОЙ ЛЕСНОЙ
Показатели | ВПЛ (модель 149) | АЦЛ-3 (66) (модель 141-01) |
Тип шасси | Гусеничный трактор ГТ-СМ | ГАЗ-66-01 |
Максимальная скорость, км/ч: | ||
по шоссе | ||
по воде | 5 - 6 | - |
Число мест для боевого расчета | ||
Масса с полной нагрузкой, кг | ||
Наименьший радиус поворота, м | - | 9,5 |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) Емкость бака для горючего, л | 85 (115) 232+77 | 85 (115) |
Марка насоса | - | НШН-600 |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/с | - | |
Напор, м | - | |
Наибольшая высота всасывания, м | - | 6,5 |
Емкость цистерны для воды, | ||
Рабочая скорость прокладки минерализованной полосы, км/ч | 6,5 – 7,9 | |
Ширина минерализованной полосы, мм | ||
Глубина канавки, мм | ||
Время работы РСК-50 от емкости автоцистерны (Qст = 2,8 л/с), мин | 2,6 | 5,0 |
Рис.3.4. Схемы боевого использования пожарной автонасосной станции , П НС-110 (указанные в схемах расстояния приняты без учета подъема местности)
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) (табл. 3.5) предназначены для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и оборудования, а также запаса пенообразователя. Автонасосы отличаются от автоцистерн отсутствием бака для воды, увеличенным запасом рукавов и другого пожарно-технического вооружения, большей емкостью бака для пенообразователя, а также большим числом мест для боевого расчета. Высокие ходовые качества, повышенный запас рукавов, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, наличие бензомоторной пилы “Дружба” позволяют успешно тушить пожары и проводить аварийно-спасательные работы.
Подразделения, вооруженные автонасосами и насосно-рукавными автомобилями, способны осуществлять боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной различной кратности с установкой машин на водоисточники, а во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных машинах могут быть использованы в перекачке воды с удаленных водоисточников.
Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями при подаче воды н воздушно-механической пены различной кратности, приведены па рис. 3.2 и 3.3.
ТАБЛИЦА 3.5. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ НА ПОЖАРНЫХ АВТОНАСОСАХ И АНР