Конструктивные элементы судовых систем 1 страница
Конструктивными элементами - частями - судовых систем являются:
- трубы и гибкие шланги; соединительная арматура;
- арматура для закрывания, регулирования или переключения трубопроводов;
- механизмы, осуществляющие процесс энергообмена и перемещающие среды в трубопроводах;
- контрольно-измерительные и сигнальные приборы; аппараты теплообмена; защитные устройства;
- цистерны, баллоны, расходные баки и другие емкости;
- подвески, кронштейны и детали для крепления труб и арматуры к судовым конструкциям;
-компенсаторы удлинений и сжатий трубопроводов и т. п. Среда, перемещаемая в судовых системах, может быть очень агрессивна, скорость ее течения, температура и давление очень различны, поэтому для изготовления конструктивных элементов судовых систем используют различные материалы.
Трубы — основные конструктивные элементы судовых систем. Для изготовления труб судовых систем чаще всего используют углеродистую сталь. Для сохранения физико-химических качеств среды, протекаемой в трубах, их изготовляют также из легированной стали, медными, биметаллическими (сталь — медь), латунными и из легких сплавов. Кроме этих труб, в судовых системах используют также стальные, футерованные изнутри полиэтиленом, а также полиэтиленовые и из винипласта. Фасонные части трубопроводов — колена, тройники, четверники и переборочные стаканы — применяют для разветвления трубопроводной сети, прохода труб через настилы, переборки и т. п. Компенсаторы служат для восприятия температурных удлинений или смещения труб вследствие деформаций судовых конструкций. Компенсаторы монтируются в трубопроводах больших диаметров с переменной температурой среды (таких, как паропроводы высокого давления); для прочих систем их роль выполняют самокомпенсаторы — изогнутые участки труб. Подвески и кронштейны, выполненные из полосового или профильного металла, служат для крепления труб к элементам судовых конструкций. Арматура судовых систем служит для закрывания, регулирования или переключения трубопроводов. Она обеспечивает отключение, изменение количества протекаемой среды, изменение направления движения среды в разные трубопроводы, поддержание в трубопроводах постоянного давления и защиту систем от попадания в них посторонних предметов. Арматура может быть стальной, латунной и бронзовой. Всю арматуру судовых систем классифицируют по назначению и конструкции на следующие группы:
1) Клапаны, характерной деталью которых является тарелка, перекрывающая живое сечение проточной части внутри его корпуса. В зависимости от способа управления тарелкой и назначения клапаны разделяются на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, предохранительные, дроссельные и редукционные.Клапаны запорные перекрываются тарелкой, регулируемой шпинделем. Клапаны невозвратные, предохранительные и редукционные работают автоматически. В невозвратном клапане шпинделя нет, тарелка прижимается к седлу в корпусе собственным весом и давлением среды, протекающей в трубопроводе, или пружиной.
Клапаны предохранительные работают автоматически: среда проходит, отжимая тарелку, прижимаемую к седлу клапана пружиной, сжатие которой заранее регулируется. При повышении в трубопроводе давления на величину более 20% рабочего тарелка отжимается от седла и клапан открывается, сбрасывая избыточное давление. Клапаны дроссельные применяются для уменьшения давления в трубопроводах путем изменения гидравлического сопротивления среды, регулируемого положением тарелки.Клапаны редукционные применяются для снижения статического давления среды в трубопроводах и поддержания его постоянства независимо от колебания давления до и после места установки этого клапана.
2) Задвижки клинкетные (клинкеты) с клиновидным диском перекрывающим сечения трубопровода. Клинкеты используются как запорные органы или как спускные или перепускные средства в качестве донной и бортовой арматутры.
3) Краны проходные, трехходовые и крановые манипуляторы— запорно-регулирующая арматура в виде пробки, установленной в корпусе крана с одной или несколькими прорезями. Манипуляторы используются для переключения трех, четырех и более трубопроводов;
4) Захлопки — особый вид арматуры, рабочая тарелка которой шарнирно закреплена на оси.
Приводы управления арматурой, аппаратами и другими элементами систем бывают местными и дистанционными, приводимыми в действие вручную, с помощью механических двигателей или работающих автоматически. Дистанционные приводы могут быть валиковыми, гидравлическими, пневматическими и электрическими. Гидравлические механизмы, преобразующие энергию движущейся в них жидкости в механическую работу рабочего органа, используются для управления арматурой, приводами и аппаратами.
Насосы — машины, преобразующие механическую энергию, получаемую от двигателей, приводящих их в движение, в приращение механической энергии протекающей в них жидкости. В зависимости от конструкции и способа, которым совершается энергообмен, насосы подразделяются на:
- поршневые (объемные или вытеснения), в которых жидкость перемещается под действием поршня, совершающего возвратно-поступательное движение в рабочем цилиндре машины;
- ротационные (роторные), в которых перемещение жидкости совершается под действием вращения зубчатых колес или винтов;
- лопастные, в которых жидкость перемещается под действием центробежных сил, возникающих при проходе жидкости через вращающееся рабочее колесо с лопатками;
- струйные (эжекторы), в которых нагнетаемая жидкость получает приращение энергии под действием другой рабочей жидкости, обладающей необходимой кинетической энергией.
8.3 Типы трубных соединений
Трубы - основная часть любой системы. Их изготовляют из стали, реже - из меди, латуни, алюминиевых сплавов, получают распространение и пластмассовые трубы из винипласта и полиэтилена. Стальные трубы для предохранения от коррозии оцинковывают, бакелитируют или создают иную защиту, например покрывают внутри слоем пластика. Большую роль в сохранении труб играет их наружная окраска, производимая после монтажа системы и в процессе дальнейшей эксплуатации.
Трубы соединяются (рисунок 8.1) при помощи фланцев, стягиваемых болтами. Для плотности соединения между фланцами ставят прокладки из паронита, клингерита, резины, прессшпана, пластиката и т. п. Прокладочный материал выбирают в зависимости от давления, температуры и свойств вещества, протекающего по системе. Для труб небольшого диаметра применяются также штуцерные соединения, состоящие из штуцера и накидной гайки, и фитинговые, выполненные в виде резьбовых муфт, колен, тройников, крестовин. При небольших давлениях иногда применяют дюритовое соединение, представляющее собой короткий патрубок из армированной резины, зажимаемый по концам хомутиками. В последнее время разъемные соединения часто заменяют более простыми и надежными сварными. Трубопроводы многих систем должны проходить через водонепроницаемые переборки и палубы. Чтобы не нарушалась плотность этих конструкций, трубы крепят к ним жестко - с помощью переборочных стаканов или приварных колец. Для уменьшения напряжений, возникающих в трубах от температурного расширения или от деформации корпуса судна, на трубопроводах делают конструктивные изгибы или устанавливают компенсаторы расширения.
Рисунок 8.1 - Путевые соединения труб:
а - фланцевое; б - фитинговое (резьбовое); в - штуцерное; г - дюритовое;
д - сварное; е - переборочный стакан; ж - приварное кольцо.
Соединение труб, присоединение их к запорной, переключающей и регулирующей арматуре, к стенкам цистерн, к механизмам и аппаратам может быть разъемным и неразъемным (путевые соединения). К разъемным соединениям относятся фланцы, муфты, штуцера и дюриты.
К неразъемным относятся сварные, паяные и клееные соединения.
Литература: [13]:с.411-426; [7]: с.102-109.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите судовые системы и укажите их назначение?
2. Назначение системы осушения?
3. Назначение балластной системы?
4. Системы пожаротушения?
5. Конструкция элементов судовых систем (труб, соединений, арматуры)?
6. Назначение и схема систем вентиляции и микроклимата?
9 Спасательные средства
9.1 Коллективные средства спасения
Судовые спасательные, средства подразделяют на средства коллективного и индивидуального пользования. К первым относятся спасательные и дежурные шлюпки, жесткие и мягкие надувные спасательные плоты, плоты-каюты (спасательные отсеки) и капсулы; ко вторым — спасательные жилеты, гидрокостюмы и гидротермокостюмы, теплозащитные средства и спасательные круги. Все коллективные н индивидуальные спасательные средства окрашивают в оранжевый цвет и снабжают полосами из светоотражающего материала, что способствует быстрейшему обнаружению их в море.
Спасательные шлюпки являются основными спасательными средствами. По конструкции и способу защиты людей от неблагоприятных внешних факторов шлюпки бывают полностью или частично закрытыми.
Поправками 1983 г. к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. (СОЛАС- 74/78) определены следующие основные общие требования к полностью и частично закрытым спасательным шлюпкам.
При загрузке шлюпки полным комплектом снабжения и при максимальной численности находящихся в ней людей ее конструкция, форма й соотношение главных размерений должны обеспечивать положительную плавучесть в случае пробоины в любом месте ниже ватерлинии. Она должна сохранять плавучесть, когда залита водой и иметь при этом дополнительную силу плавучести 280 Н на каждого человека. Корпус и жесткие закрытия шлюпки должны быть такой прочности,-чтобы ее можно было сбрасывать в воду с высоты-3 м и буксировать при скорости судна 5 уз. Для защиты корпуса шлюпки от ударов о борт судна при спуске на воду ее оборудуют салазками или наружными привальными брусьями.
Максимальная вместимость спасательной шлюпки составляет 4 -150 чел. Вдоль ее наружных бортов в верхней части корпуса закреплены с провесом плавучие спасательные леера, а в нижней части — прочные поручни. Для входа в шлюпку из воды на ней имеется переносной посадочный трап такой длины, что при установке за борт его нижняя ступенька находится не менее чем на 0,4 м ниже ватерлинии порожней шлюпки.
Шлюпку оборудуют подъемными гаками и разобщающим механизмом для одновременной отдачи гаков под нагрузкой или при посадке ее на воду, а также разобщающим устройством для отдачи носового фалиня, когда он находится под натяжением. Шлюпка имеет по меньшей мере один спускной клапан, который автоматически закрывается при ее спуске и открывается для стока, когда она находится вне воды. Такая шлюпка либо самоосушающаяся, либо оборудована эффективным средством для откачки воды. Она оборудована устройством постоянного заземления, приспособлениями для установки и крепления в рабочем положении антенны переноской радиостанции.
На верху закрытия шлюпки установлена лампочка с ручным выключателем (время горения которой не менее 12 ч и дальность видимости не менее 2 миль) или проблесковый огонь (дающий не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч из 12 ч работы), а внутри шлюпки — лампочка с таким же временем горения, обеспечивающая освещение, достаточное для чтения инструкций по сохранению жизни и информации о снабжении шлюпки.
Двигатель внутреннего сгорания приводит шлюпку в движение со скоростью на тихой воде при полном комплекте снабжения и при максимальной численности находящихся в ней людей не менее 6 уз в течение не менее 24, ч. Несмываемой краской нанесены на шлюпку ее размерения и максимальная численность размещаемых на ней людей. На каждом борту в носовой части печатными буквами латинского алфавита нанесены название судна и порта приписки, арабскими цифрами — номер шлюпки. Нумерация шлюпок идет от носовой оконечности судна к кормовой. Шлюпкам правого борта присваивают нечетные номера, шлюпкам левого борта — четные.
Кроме перечисленных общих требований, к различным видам спасательных шлюпок предъявляются дополнительные. закрытие с герметически закрывающимися входными люками.
Полностью закрытая спасательная шлюпка (рисунок 9.1) имеет жесткое водонепроницаемое
Рисунок 9.1 - Спасательная шлюпка закрытого типа: 1 - обухи для закрепления фалиней; 2 - гаки; 3 - крышки люков; 4 - поручни; 5 - крышка люка рулевой рубки; 6 - рукоятки люковых задраек; 7 - крышки, бортовых входных люков; 8 - отверстие для весла. |
закрытие снаружи снабжено поручнями и имеет отверстия для весел. Будучи герметичным, закрытие позволяет находиться на плаву полностью загруженной людьми и снабжением шлюпке, когда она находится r опрокинутом положении. Если при этом люди в шлюпке пристегнуты привязными ремнями к сиденьям, то она возвращается в нормальное положение. Двигатель и относящиеся к нему устройства способны работать в любом положении во время опрокидывания шлюпки и после возвращения ее в нормальное положение или автоматически останавливаются при опрокидывании, а затем вновь легко запускаются.
Полностью закрытые спасательные шлюпки могут быть оборудованы автономной системой воздухоснабжения. Такие шлюпки обычно бывают огнезащищенные, что обеспечивает защиту находящихся в них людей от горящей нефти, окружающей шлюпки со всех сторон, в течение не менее 8 мин. Для защиты от огня на такой шлюпке используется система водяного орошения.
Частично закрытая спасательная шлюпка имеет жесткие закрытия, простирающиеся от ее носовой и кормовой оконечностей не менее чем на 20 % длины шлюпки. Открытый участок шлюпки оборудован постоянно закрепленным двух- или трехслойным складывающимся тентом, который легко устанавливают 2 чел. в течение не более 2 мин. У обоих оконечностей и на каждом борту шлюпки на тенте есть входы с регулируемыми закрытиями, что обеспечивает вентиляцию, но исключает проникновение морской воды, ветра и холода. Тент имеет приспособление для сбора дождевой воды. Остойчивость шлюпки и работа двигателя во время опрокидывания и возвращения ее в нормальное положение такие же, как и у полностью закрытой шлюпки. На жестких закрытиях шлюпки имеются поручни.
Если спасательные шлюпки на грузовых судах, построенных до 1 июля 1986 г и спасательные средства, установленные на судах до 1 июля 1991 г., находятся в удовлетворительном состоянии, они могут не в полной мере отвечать всем перечисленным требованиям.
Дежурные шлюпки предназначены для спасания оказавшихся в воде людей, сбора и буксировки спасательных плотов. Они бывают жесткие и надувные. В дежурной шлюпке должны размещаться не менее 5 чел. находящихся в сидячем положении, и 1 чел. в лежачем. Шлюпка оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором (с защищенными от пожара и взрывов топливными баками), который обеспечивает ее маневрирование при скорости до 6 уз и сохранение этой скорости в течение не менее 4 ч. У нее есть буксирное приспособление, она в состоянии буксировать со скоростью не менее 2 уз самый большой из имеющихся на судне спасательный плот с людьми и полным комплектом снабжения. У надутой дежурной шлюпки имеется одна труба плавучести, разделенная не менее чем на 5 отсеков, либо две трубы. Каждый отсек оборудован невозвратными клапанами для надувания. Внутри и снаружи шлюпки закреплены с провесом спасательные леера. Надутая дежурная шлюпка способна находиться на плаву в течение 30 суток при любых морских условиях. На судне она находится в полностью надутом состоянии.
Обычное снабжение спасательной шлюпки должно включать в себя достаточное число плавучих весел с уключинами, два отпорных крюка, черпак, два ведра, плавучий якорь с дректовом и ниралом, два фалиня в носовой части и один на корме длиной, не менее чем в 2 раза превышающей расстояние от места установки шлюпки до ватерлинии при наименьшей осадке судна, или длиной 15 м (один носовой фалинь должен быть прикреплен к разобщающему устройству, а другой прочно прикреплен к форштевню шлюпки или вблизи него), два топора (по одному в каждой оконечности шлюпки)
На спасательной шлюпке должны быть:
- водонепроницаемые сосуды, содержащие пресную воду из расчета 3 л на каждого человека;
- нержавеющие ковш со штертом и градуированный сосуд для питья;
- пищевой рацион из расчета не менее 10 МДж на каждого человека воздухонепроницаемой упакованный и хранимый в водонепроницаемом контейнере;
- четыре парашютные ракеты, шесть фальшфейеров и две плавучие дымовые шашки;
- водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с запасным комплектом батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;
- сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по .его использованию;
- таблица спасательных сигналов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке;
- компас в нактоузе.
Кроме того, к снабжению шлюпки относятся:
- свисток или другое равноценное звукосигнальное средство;
- аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке, медикаменты от морской болезни и гигиенические пакеты;
- складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом;
- три консервооткрывателя;
- два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м; ручной насос;
- комплект рыболовных принадлежностей;
- инструменты для выполнения регулировок двигателя;
- переносное оборудование, пригодное для тушения горящей нефти;
- прожектор;
- радиолокационный отражатель;
- теплозащитные средства.
Некоторые предметы снабжения исключаются в зависимости от района плавания.
Все предметы снабжения, за исключением отпорных крюков, которые хранят незакрепленными, должны быть надежно закреплены и размещены таким образом, чтобы они не создавали помех при оставлении судна.
В последние годы стали применять спасательные шлюпки свободного падения. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.
Рисунок 9.2 - Шлюпка свободного падения
Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках – во время учебных шлюпочных тревог.
Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды 20 м.
Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.
Дежурная спасательная шлюпка
Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море). Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использовали штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по тревоге «Человек за бортом». Операция по спуску штатных бортовых шлюпок требует определенного времени, а в штормовых условиях сильно затруднена.
Рисунок 9.3 - Дежурная спасательная шлюпка
Преимущество дежурной шлюпки - быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвесной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.
По конструкции корпуса и требованиям остойчивости и плавучести дежурная шлюпка соответствует штатным спасательным шлюпкам. В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвращения травм людей, находящихся в море.
Спасательные плоты
Спасательные плоты предусматриваются в снабжении судов как дополнительные спасательные средства или для частичной, а иногда и полной замены спасательных шлюпок.
Спасательные плоты бывают жесткие и надувные. На одних судах плоты устанавливают так, чтобы их можно было быстро переместить для спуска с любого борта, на других — на каждом борту. Спускают плоты на воду двумя способами: с использованием спусковых устройств и сбрасыванием.
На основании Поправок 1983 г к СОЛАС-74/78 к жестким и надувным спасательным плотам предъявляют следующие общие основные требования.
Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы ни сам плот, ни его оборудование не повреждались при сбрасывании в воду с высоты 18 м. Находясь на плаву, плот должен выдерживать прыжки на него людей с высоты не менее 4,5 м. Он должен находиться на плаву в течение 30 суток при любых морских условиях, выдерживать буксировку со скоростью 3 уз на тихой воде в загруженном состоянии (с людьми и полным комплектом снабжения). Остойчивость плота в опрокинутом положении такова, что и на тихой воде и на волнении человек может его перевернуть. Главная камера плавучести надувного спасательного плота разделена по меньшей мере на два отсека каждый с невозвратными клапанами для надувания. В случае повреждения одного отсека плот поддерживает на плаву всех людей, которые в нем находятся (максимальная численность их указана на плоту) Плот надувают нетоксичным газом в течение не более 1 мин при температуре окружающей среды + 18... + 20°С и не более 3 мин при температуре — 30 °С.
Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.
Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН).
По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые.
Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки. Однако, процедура доставки плота на воду существенно проще и надежнее в условиях шторма (особенно для небольших судов, у которых качка очень стремительная).
Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.
Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 м и выдерживать прыгающих людей на раскрывшийся плот с высоты не менее 4.5 метров.
Основными элементами конструкции спасательного плота являются:
- камера плавучести - обеспечивает плавучесть плота;
- днище - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
- тент - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.
Камера плавучести спасательного плота может быть как жесткой, так и надувной. У жестких плотов плавучесть обеспечивается легким плавучим материалом, распложенным по периметру.
Рисунок 9.2 - Устройство надувного спасательного плота
1 – надувное днище; 2 – шторки входа; 3 – сигнальный огонь; 4 – двойной тент; 5 – водосборник; 6 – газовый баллон; 7 – пусковой линь; 8 – водобалластный карман; 9 – леер; 10 – входной трап; 11 – плавучий якорь
Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.
Надувные камеры плавучести заполняются нетоксичным газом. Обычно для этой цели используется углекислый газ, находящийся в баллоне на днище плота. Надувание плота занимает от 1 до 3-х минут.
Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.
Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым, а внутренний - должен быть нейтральным, не вызывающим дискомфорта у находящихся на плоту людей.
Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.
На тенте должно быть:
- по меньшей мере, одно смотровое окно;
- устройство для сбора дождевой воды;
- устройство для установки радиолокационного отражателя;
- полосы из белого световозвращающего материала.
На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Внутри плота устанавливается электролампочка, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.
Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.
На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.
Карманы выполняют две функции:
- обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
- раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.
Для надувания плота к его днищу крепится баллон с газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ направляется к отсекам по шлангам высокого давления.
Пусковой линь имеет двойное назначение:
- используется для открытия клапана на баллоне с газом;
- используется для удержания плота на воде у борта судна.
Длина пускового линя не менее 15 метров.
Снабжение спасательного плота:
- 2 плавучих весла;
- средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;
- 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
- специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту;
- спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;
- ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;
- 3 консервооткрывателя;
- ножницы;
- ручной насос или меха для подкачки плота;
- питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;
- пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
- аптечка первой помощи;
- таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
- по одному гигиеническому пакету на человека;
- рыболовные принадлежности;
- теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
- инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.