Силы трения
Обсуждая до сих пор силы, мы не интересовались их происхождением. Однако в механике мы будем рассматривать различные силы: трения, упругости, тяготения.
Из опыта известно, что всякое тело, движущееся по горизонтальной поверхности другого тела, при отсутствии действия на него других сил с течением времени замедляет свое движение и в конце концов останавливается. Это можно объяснить существованием силы трения,которая
препятствует скольжению соприкасающихся тел друг относительно друга. Силы трения зависят от относительных скоростей тел. Силы трения могут быть разной природы, но в результате их действия механическая энергия всегда превращается во внутреннюю энергию соприкасающихся тел.
Различают внешнее (сухое) и внутреннее (жидкое или вязкое) трение. Внешним трениемназывается трение, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относительном перемещении. Если соприкасающиеся тела неподвижны друг относительно друга, говорят о трении покоя,если же происходит относительное перемещение этих тел, то в зависимости от характера их относительного движения говорят о трении скольжения, каченияили верчения.
Внутренним трениемназывается трение между частями одного и того же тела, например между различными слоями жидкости или газа, скорости которых меняются от слоя к слою. В отличие от внешнего трения здесь отсутствует трение покоя. Если тела скользят относительно друг друга и разделены прослойкой вязкой жидкости (смазки), то трение происходит в слое смазки. В таком случае говорят о гидродинамическом трении(слой смазки достаточно толстый) и граничном трении(толщина смазочной прослойки ~0,1 мкм и меньше).
Обсудим некоторые закономерности внешнего трения. Это трение обусловлено шероховатостью соприкасающихся поверхностей; в случае же очень гладких поверхностей трение обусловлено силами межмолекулярного притяжения.
Рассмотрим лежащее на плоскости тело (рис. 11), к которому приложена горизонтальная сила F.
Тело придет в движение лишь тогда, когда приложенная сила F будет больше силы трения Fтр. Французские физики Г. Амонтон(1663—1705) и Щ. Кулон(1736—1806) опытным путем установили следующий закон:сила трения скольжения Fтр пропорциональна силе N нормального давления, с которой одно тело действует на другое:
Fтр =fN,
где f — коэффициент трения скольжения, зависящий от свойств соприкасающихся поверхностей.
Найдем значение коэффициента трения. Если тело находится на наклонной плоскости с углом наклона а (рис. 12), то оно приходит в движение только когда тангенциальная составляющая F силы тяжести Р больше силы трения Fтр. Следовательно, в предельном случае (начало скольжения тела)
F=Fтр
или
Таким образом, коэффициент трения равен тангенсу угла a0, при котором начинается скольжение тела по наклонной плоскости.
Для гладких поверхностей определенную роль начинает играть межмолекулярное притяжение. Поэтому Б. В. Дерягиным (р. 1902) предложен закон трения скольжения
Fтр = fист(N + SP0),
где p0 — добавочное давление, обусловленное силами межмолекулярного притяжения, которые быстро уменьшаются с увеличением расстояния между частицами; S — площадь контакта между телами; fист — истинный коэффициент трения скольжения.
Трение играет большую роль в природе и технике. Благодаря трению движется транспорт, удерживается забитый в стену гвоздь и т. д.
В некоторых случаях силы трения оказывают вредное действие, и поэтому их надо уменьшать. Для этого на трущиеся поверхности наносят смазку (сила трения уменьшается примерно в 10 раз), которая заполняет неровности между этими поверхностями и располагается тонким слоем между ними так, что поверхности как бы перестают касаться друг друга, а скользят друг относительно друга отдельные слои жидкости. Таким образом, внешнее трение твердых тел заменяется значительно меньшим внутренним трением жидкости.
Радикальным способом уменьшения силы трения является замена трения скольжения трением качения (шариковые и роликовые подшипники и т.д.). Сила трения каченияопределяется по закону Кулона:
Fтр = fkN/r, (8.1)
где r — радиус катящегося тела; fk — коэффициент трения качения, имеющий размерность dimfk=L. Из (8.1) следует, что сила трения качения обратно пропорциональна радиусу катящегося тела.