ВОПРОС 39. Основные виды подъемников. Общее устройство и технические характеристики.
Рис. 3.4. Классификация подъемников
К подъемно-осмотровому оборудованию относятся подъемники, опрокидыватели и домкраты.
Подъемникислужат для подъема автомобиля над уровнем пола на требуемую для удобства обслуживания или ремонта высоту.
Классификация подъемников приведена на рис. 3.4, а их основные схемы — на рис. 3.5.
Гидравлические стационарные напольные подъемники. Подъемники могут быть одно- и многоплунжерными грузоподъемностью 2... 12 т и более. Гидравлический одноплунжерный подъемник (рис. 3.6) состоит из гидроцилиндра 7, платформ 3, насосной станции 4 и страховочной штанги 2. Платформа состоит из поперечины и четырех балок подхватов.
Рис. 3.5. Основные схемы гаражных подъемников
Электромеханические стационарные подъемники могут быть одно-, двух-, четырех- и шестистоечными грузоподъемностью 1,5... 14 т и более. В этой группе подъемников используются винтовая, цепная, тросовая, карданная или рычажно-шарнирная силовые передачи. Приводом подъемника является электродвигатель.
Одностоечные подъемники (рис. 3.7, а) имеют грузоподъемность до 3 т, по типу установки бывают стационарные и передвижные, по типу привода — электромеханические и электрогидравлические, по конструктивному отличию — с подъемной платформой и с подъемной «лапой». Стационарные двухстоечные подъемники с электромеханическим приводом (рис. 3.7, б) состоят из двух стоек, четырех балок с подхватами и опорной рамы. На стойке в верхней части смонтирован электропривод подъема балок с подхватами.
Групповые электромеханические подъемники с возможностью индивидуального перемещения каждой стойки получили название «подъемник-комплект передвижных стоек». Их использование целесообразно для крупногабаритных транспортных средств (например, для одновременного подъема всех звеньев сочлененного автобуса). Управление подъемом и опусканием всех стоек осуществляется с передвижного пульта, обеспечивающего их синхронную работу.
Четырехстоечные стационарные напольные подъемники платформенного типа (рис. 3.8) имеют централизованное управление при подъеме двухколейной платформы. Платформы бывают с односторонним заездом с упорами колес в рабочем положении, а также двусторонние проездного типа. Выбор четырехстоечного платформенного подъемника определяется геометрией производственной зоны.
Стационарные подъемники ножничного типа являются электромеханическими подъемниками с гидравлическим силовым элементом. Специальные подъемники, имея аналогичный силовой элемент, могут быть передвижными и рассчитаны на автомобили массой до 3 т.
Канавные подъемники применяются для вывешивания переднего или заднего моста при работах на канавах. Такие подъемники могут быть гидравлическими, электромеханическими, с одной, Двумя и четырьмя стойками и сменными подхватами. Канавные подъемники имеют грузоподъемность до 4 т и высоту подъема до 60 см. Привод может быть как ручной, так и электрический.
К преимуществам подъемников перед осмотровыми канавами можно отнести следующие: более рациональное использование производственных площадей; высокая производительность труда рабочих; обеспечение свободного доступа к большинству узлов и агрегатов автомобиля; возможность установки на вторых этажах зданий и др.
Домкраты гаражныепередвижные и переносные (механические, гидромеханические, с ручным приводом) грузоподъемностью 1,6... 12,5 т предназначены для подъема передних и задних частей автомобиля.
Электромеханический подъемник-опрокидыватель(рис. 3.9) позволяет наклонять автомобиль под разными углами в пределах 60°. Привод подъемной рамы — от электродвигателя с червячным редуктором и винтом с гайкой, расположенными в стойке подъемника. Опрокидыватели бывают стационарные (электромеханические) и передвижные (механические, гидромеханические, пневматические).