Расстановка сигнальных кнопок.
В качестве сигнальных кнопок применяются трехпозиционные кнопки
с внутренней лампой и автоматическим возвратом в среднее положение.
По назначению кнопки могут быть поездные, маневровые и вариантные. Поездные и маневровые кнопки размещаются по схеме путевого развития станции
в начале и конце маршрутов, вариантные кнопки – между двух стрелок в середине маршрута.
Кнопки начала поездных маршрутов с линзами зеленого цвета располагаются вне оси пути у повторителей светофоров.
Кнопки конца поездных маршрутов с линзами белого цвета, а также кнопки конца маневровых маршрутов с такими же линзами располагаются на оси пути.
Концом поездного маршрута является путь приема (для маршрутов приема) или участок удаления (для маршрутов отправления).
Кнопки начала маневрового маршрута с линзами белого цвета могут устанавливаться на оси пути рядом с повторителем светофора или у повторителя маневрового светофора вне оси пути.
Концом маневрового маршрута может быть смежный маневровый светофор, изолированный путевой участок или приемо-отправочный путь.
Варианты размещения кнопок:
1. При совпадении начала поездного и начала маневрового маршрутов устанавливаются две кнопки:
– кнопка начала поездного маршрута (с линзой зеленого цвета) – у повторителя светофора;
– кнопка начала маневрового маршрута с линзой белого цвета – на оси пути рядом с повторителем светофора.
2. При совпадении концов поездного и маневрового маршрутов устанавливается на оси пути одна общая кнопка с линзой белого цвета.
3. При совпадении концов поездного и маневрового маршрутов или одного из них с началом маневрового маршрута встречного направления, в этом месте на оси пути ставится одна начально – конечная кнопка с линзой белого цвета.
4. При совпадении конца маневрового маршрута с началом маневрового маршрута попутного направления устанавливаются две кнопки с линзами белого цвета: конечная – на оси пути, начальная – у основания повторителя маневрового светофора.
5. При совпадении концов поездного и маневрового маршрутов с началом поездного и маневрового маршрутов попутного направления устанавливаются три кнопки:
– одна с линзой белого цвета – общая концов поездного и маневрового маршрутов – на оси пути;
– вторая с линзой зеленого цвета – начала поездного маршрута – у основания повторителя поездного светофора;
– третья с линзой белого цвета – начала маневрового маршрута – на оси пути возле повторителя маневрового светофора.
6. У двух маневровых светофоров встречного направления, расположенных в створе, – на оси пути устанавливается по одной кнопке с линзой белого цвета, каждая из которых в зависимости от задаваемого маршрута может быть начальной и конечной.
При нажатии сигнальной кнопки начала маршрута встает под ток кнопочное реле и самоблокируется; при этом загорается мигающим светом зеленая или белая лампа этой кнопки и общая лампа «Задание маршрута», которая указывает, что до окончания установки данного маршрута нельзя начинать набор следующего маршрута.
При вытягивании сигнальной кнопки, кнопочное реле, находящееся на самоблокировке, обесточивается.
Устанавливаемый маршрут отменяется нажатием кнопки «Отмена маршрутного набора», что приводит к отключению питания от всех реле наборной группы.
Если по какой – либо причине светофор перекрылся до прохода поезда, он может быть открыт повторно нажатием только одной сигнальной кнопки – начала маршрута.
Для того, чтобы задать маршрут по дополнительным вариантам, допускаемым путевым развитием, применяются вариантные кнопки с белыми линзами, которым присваиваются номера прилегающих к ним стрелок. Для установки маршрута по основному варианту нажимаются кнопки начала и конца маршрута, при задании маршрута по другим вариантам нажимаются: кнопка начала маршрута, соответствующие вариантные кнопки, затем конечная кнопка маршрута.
Для индивидуального перевода стрелок на крайних панелях пульта-табло размещены стрелочные коммутаторы. Над рукояткой каждого коммутатора установлены нормально погашенные контрольные лампы плюсового (зеленая) и минусового (желтая) положения стрелки и взреза стрелки (красная), которая включается при переводе стрелки и при нарушении ее контроля. Над контрольными лампами имеются вспомогательные кнопки «ВКС». Для включения контрольных ламп и дополнительного контроля положения стрелок, не замкнутых в маршрутах, имеется кнопка «Контроль положения стрелок», при нажатии которой включаются контрольные лампы над рукоятками коммутаторов и зеленые полосы стрелочных участков в направлении, соответствующем положению стрелок.
В верхней части панели пульта-табло размещены для каждого элементарного маршрута кнопки искусственной разделки маршрутов ИРК и общая кнопка искусственной разделки ОИРК, над которой установлена красная лампа.
Кроме этого на пульте-табло имеются следующие кнопки и лампочки:
– включения пригласительных сигналов;
– размыкания курбелей;
– кнопка контроля питания рельсовых цепей с внутренней лампой, которая включается при отсутствии питания группы рельсовых цепей;
– кнопка снижения напряжения на светофорах с контрольной лампой;
– кнопка отключения звонка контроля фидеров, который звонит при отключении питания централизации переменным током;
– кнопка дневного и ночного режимов питания ламп табло;
– красные и белые контрольные лампы основного и резервного фидеров.
Блочная маршрутно – релейная централизация (БМРЦ).
БМРЦ применяется на метрополитене для управления стрелками и сигналами на путях депо.
Около 70٪ всей аппаратуры БМРЦ размещается в функциональных блоках, которые в виде типовых конструкций с законченным монтажом изготавливают на заводах. Схемы БМРЦ для станций с любым числом стрелок и светофоров собирают, соединяя между собой, наборные и исполнительные блоки в соответствии со схематическим планом станции. Блочное построение электрической централизации позволяет упростить проектирование устройств, сократить сроки монтажных работ, улучшить ремонтнопригодность при эксплуатации устройств.
В качестве аппаратов управления и контроля применяют, в основном,
пульты-манипуляторы и выносные табло.
В БМРЦ реализуется маршрутное управление стрелками и сигналами. Имеется возможность задания основных и вариантных маршрутов. Задание маршрутов производится с помощью поездных, маневровых и вариантных кнопок. Назначение кнопок, порядок пользования ими аналогичны МРЦ унифицированной системы.
Одна и та же кнопка пульта управления может быть начальной и конечной, а при наличии вариантных маршрутов кнопки маневровых светофоров могут использоваться в качестве вариантных.
При нажатии и отпускании начальной маршрутной кнопки определяется:
– вид и направление передвижения;
– начало маршрута;
– трасса основного маршрута.
После нажатия и отпускания конечной маршрутной кнопки определяется конец задаваемого маршрута.
Далее следует перевод стрелок, проверка условий безопасности, замыкание маршрута и открытие светофора на разрешающее показание.
В случае неисправности маршрутного набора применяется вспомогательное управление. Вспомогательное управление включается нажатием кнопки «ВУ». Порядок задания маршрута с использованием вспомогательного управления:
– перевести индивидуально все ходовые и охранные стрелки, входящие в маршрут;
– нажать и удерживать кнопку «ВУ»;
– нажать кнопки начала и конца маршрута.
На табло кратковременно загорается красная лампочка. После установки маршрута отпустить кнопку «ВУ».
Отмена маршрутного набора при ошибочных действиях на пульте управления производится нажатием кнопки отмены набора «ОН».
В БМРЦ применен секционный способ размыкания маршрутов, позволяющий размыкать секции поочередно, по мере их освобождения подвижным составом.
Число блоков наборной группы – 10, исполнительной группы – 16.