Примечание. Показатели таблицы даны при напоре у ствола 40 м и расходе воды из ствола А с диаметром насадка 19 мм — 7,4 л/с, а с диаметром насадка 13 мм — 3,7 л/с
ТАБЛИЦА 4.9. ПОТЕРИ НАПОРА В ОДНОМ РУКАВЕ ПРИ ПОЛНОЙ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ВОДЫ
Диаметр рукава, м | Расход воды, л/с | Потери капора в одном рукаве, м | |
Прорезиненном | Непрорезиненном | ||
10,2 | 15,6 | 31,2 | |
17,1 | 10,2 | 20,4 | |
23,3 | 8,2 | 16,4 | |
40,0 | 6,0 | - |
ТАБЛИЦА 4.10. НАПОРЫ НА НАСОСЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СХЕМЫ БОЕВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ДЛИНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ, м
Длина магистральной рукавной линии, м | Число рукавов, шт | Число стволов с диаметром насадка | |||||||||||
два Б—13 мм | три Б—13 мм | два Б—13 мм и один ствол А 19 мм | четыре Б—13 мм и один ствол А 19 мм | Два А—19 мм* | шесть Б—13 мм* | ||||||||
Напор на насосе, м, при диаметре магистральных линий, мм | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- | - | - | - | - | |||||||||
- | - | - | - | - | |||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | -- | - | - | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
Примечания: 1. Звездочка обозначает, что в этих случаях прокладывают две магистральные линии. 2. При расчете расход воды из стволов принял для стволов Б с диаметром насадка: 13 мм — 3,5 л/с, для А с 19 мм — 7.0 л/с. 3. Длина рабочих линий принята 60 м.
ТАБЛИЦА 4.11. НАПОР НА НАСОСАХ ПН-40 И ПН-ЗОКФ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ ДИАМЕТРОМ 89 мм И СХЕМЫ БОЕВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ
Длина магистральной линии, м | Число рукавов в магистральной линии, шт. | Число стволов А с диаметром насадка | ||
два—19 мм | три—19 мм | четыре—19 мм | ||
Напор на насосе, м | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- | ||||
- |
Примечания: 1. Расход воды из стволов с диаметром насадка 19 принят равным 7,0 л/с. 2. Длина рабочих линий после разветвления принята 60 м.
Пример 4. Определить напор на насосе при подаче воды по одной магистральной линии из прорезиненных рукавов диаметром 77 мм к трем стволам Б с диаметром насадка 13 мм, если расстояние от водоисточника до места пожара 200 м, подъем местности составляет 8 м, а максимальный подъем стволов 7 м.
Решение.
1. Определяем число рукавов в магистральной линии
Nр = 1,2 · L / 20 = 1,2 · 200 / 20 = 12рукавов
2. Определяем напор на насосе без учета подъема местности и подъема стволов по табл. 4.10, он составит 60 м.
3. Определяем напор на насосе с учетом подъема местности и подъема стволов на пожаре. Он будет равен:
Нн = 60 + 8 + 7 = 75м.
Пример 5. Определить напор на насосе при подаче двух ГПС-600 по двум магистральным линиям из прорезиненных рукавов диаметром 77 мм через пеноподъемник для тушения ЛВЖ в вертикальном стальном резервуаре, если расстояние до водоисточника 150 м, а подъем местности 7 м.
Решение.
1. Определяем число рукавов в одной магистральной рукавной линии
Nр = 1,2 · L / 20 = 1,2 · 150 / 20 = 9 рукавов
2. По рис. 4.3 (см. табл. 4.14) определяем номер схемы подачи пены - нашему условию соответствует схема № 4.
3. По табл. 4.14 для схемы № 4 определяем напор на насосе без учета подъема местности - он составит 78 м.
4. Определяем полный напор на насосе
Нн = 78 + 7 = 85м.
5. Определяем напор на насосе автоцистерны, подающей пенообразователь ПО-1 по схеме 4 (при заборе воды из водоема). На рис. 4.4 к табл. 4.15 определяем схему подачи пенообразователя через вставки. Нашему условию будет соответствовать схема № 1. По табл. 4.15 находим, что при подаче двух ГПС-600 напор на насосе автоцистерны, подающей пенообразователь, должен быть не менее 15 м.
По табл. 4.10 - 4.14 можно определить предельное расстояние при подаче средств тушения по избранной схеме боевого развертывания Для этой цели определяют рабочий напор па насосе, в зависимости от тактико-технической характеристики пожарной машины, из него вычитают подъем местности и максимальный подъем приборов тушения на месте пожара. Полученный напор отыскивают по соответствующей таблице для данной схемы боевого развертывания, а по первой и второй колонкам определяют предельную длину и число рукавов при подаче огнетушащих средств.
ТАБЛИЦА 4.12. НАПОР НА НАСОСЕ И ДЛИНА РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ ПОДАЧЕ ЛАФЕТНЫХ СТВОЛОВ
Длина рукавной линии, м | Число рукавов магистральной линии, шт | Число стволов при диаметре насадка | ||||||||||||||||
Один—25 мм по одной Рукавной линии | один—28 мм по одной рукавной линии | один—25 мм по двум рукавным линиям | Один—28 мм по двум рукавным линиям | Один—28 MM ПО двум рукавным линиям | два—25 мм по двум рукавным линиям | |||||||||||||
Напор на насосе,. м, при диаметре рукавных магистральных линий, мм | ||||||||||||||||||
- | 8-2 | - | ||||||||||||||||
- | - | - | - | |||||||||||||||
- | - | - | - | |||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | |||||||||||||
- | - | - | Об | - | - | - | - | |||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Примечания: 1. Для обеспечения работы стволов приняты пожарные машины с насосными установками ПН-30, ПН-ЗОКФ и ПН-40. 2. Напор у насадков лафетных стволов принят 50 м, а расходы воды из стволов с диаметром насадка 25 мм - 15 л/с, 28 мм - 19 л/с и 32 мм- 25 л/с.
ТАБЛИЦА 4.13. НАПОР НА НАСОСЕ ПНС-110 ПРИ ПОДАЧЕ ЛАФЕТНЫХ СТВОЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЛИНИЙ ИЗ РУКАВОВ d -150 мм И СХЕМЫ БОЕВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ
Длина магистральной линии, м | Число рукавов, шт. | Число стволов при диаметре насадка | ||||||||||
два - 28мм | три— 25 мм | четыре— 25 мм | три— 28 мм | два— 32 мм | два— 38 мм | два— 40 мм | два— 38 мм* | четыре— 28 мм* | два— 40 мм* | шесть— 25 мм* | ||
Напор на насосе, м | ||||||||||||
- | ||||||||||||
- | ||||||||||||
- | ||||||||||||
- | ||||||||||||
- |
Примечания: 1. Звездочка обозначает, что в этих случаях прокладывают две магистральные линии d =150 мм.
2. Напор у лафетного ствола 50 м. а расходы воды из стволов с диаметром насадка: 25 мм - 15 л/с, 28 мм - 19 л/с, 32 мм - 25 л/с, 38 мм - 35 л/с и 40 мм - 40 л/с.
3. Вода к стволам с диаметром насадка 25 и 28 мм подается по одной рукавной линии диаметром 77 мм, а к стволам с диаметром насадка 32, 38 и 40 мм - по двум рукавным линиям диаметром 77 мм и длиной 60 м,
ТАБЛИЦА 4.14. НАПОР НА ГОЛОВНОМ НАСОСЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ И СХЕМЫ БОЕВОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ
Длина рукавной линии, м | № схемы | ||||||||||||
Напор на головном насосе, м, при диаметре рукава магистральной линии, мм | |||||||||||||
77 ' | |||||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | - | - | - | ||||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
- | - | - | - | - | - | - | 84 ' | - | - | ||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
— | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
— | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
— | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
— | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Примечания: 1. Напор у ГПС принят 60 м. 2. В схемах 2 и 3 от разветвления до ГПС—по два рукава диаметром 66 мм. Схемы подачи пены генераторами ГПС приведены на рис. 4.3
ТАБЛИЦА 4.15. НАПОР НА НАСОСЕ АВТОЦИСТЕРНЫ, ПОДАЮЩЕЙ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЬ
Схема подачи пенообразователя | Показатели | ГПС-600 | ГПС-2000 | |||
Число пеногенераторов | ||||||
Схема № 1 На рис. 4.4 | Напор на насосе цистерны с пенообразователем при работе головного насоса от водоема, м | 5 | 15 | 20 | 30 | 35 |
Схема № 2 На рис. 4.4 | Разность напора на насосе цистерны с ПО и приемным патрубком головного насоса, подающего раствор, при работе от гидранта или при перекачке воды из насоса в насос, м | |||||
Схема № 3 На рис. 4.4 | Разность напора пенообразователя и воды у вставки на напорной линии, м |
Примечания: 1. Принята концентрация ПО-1, ПО-1Д в растворе - 6%. а ПО-1С- -12% по объему. 2. В числителе указан напор на насосе цистерны с ПО-1, ПО-1А и ПО-1Д, а в знаменателе с ПО-1С. Схемы подачи пенообразователя приведены на рис. 4.4.
Пример 6. Определить предельное расстояние при подаче двух стволов Б с диаметром насадка 13 мм и одного ствола А с диаметром насадка 19 мм от АП-40(130)64А, установленного на водоисточник. Вода подается по одной магистральной линии из прорезиненных рукавов диаметром 77 мм, подъем местности составляет 8 м, а максимальный подъем стволов 5 м.
Решение. Согласно тактико-технической характеристике (см. табл. 3.5), рабочий напор на насосе АН-40(130Е)64А составляет 90 м. От этого напора вычитаем подъем местности и подъем стволов, получим напор, который будет израсходован на преодоление сопротивления в рукавной магистральной линии 90 — 8 — 5 = 77 м. Находим этот номер в соответствующей графе схемы боевого развертывания табл. 4.10 и в графе первой определяем предельное расстояние, которое равно 240 м. Аналогично устанавливают предельные расстояния и по другим таблицам.
В условиях пожара для быстрого расчета параметров работы рукавных систем при подаче огнетушащих средств можно использовать графики, указанные на рис. 4.5. С их помощью можно легко определить необходимый напор на насосе, предельное расстояние при подаче воды для тушения пожаров при различных схемах боевого развертывания.
Для выявления напора на насосе необходимо выбрать cxeмy боевого развертывания (см рис 4.5). Затем определяют расстояние, подъем местности от водоисточников до места пожара, подъем стволов, тип, диаметр и число рукавов для магистральной линии пооси абсцисс находят точку, соответствующую расчетному число рукавов, и проводят линию, параллельную оси ординат до пересечения с графиком сопротивления, принятой схемы боевого развертывания. Точку их пересечения переносят на ось ординат и находят потери напора в магистральной рукавной линии в метрах. К этому напору прибавляют подъем местности и подъем стволов в метрах, а также напор у разветвления, который принимают на 10 м больше, чем напор у стволов, и получают ^необходимый напор на насосе. Полученный суммарный напор не должен превышать максимальный рабочий напор на насосе пожарной машины. Если суммарный напор превышает максимальный рабочий напор на насосе, то такая рукавная система работать не может. В данном случае необходимо выбрать схему боевого развертывания с меньшим числом стволов или уменьшить их диаметры насадков.
Пример 7. Определить необходимый напор на насосе АН-40 (130) 63А, установленном на водоисточник в 250 м от места пожара, если магистральная линия из прорезиненных рукавов диаметром 77мм. подъем местности 8 м. На тушение пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота их подъема 4 м.
Решение.
1. Определяем число рукавов магистральной линии
Nр = 1,2 · L / 20 = 1,2 · 250 / 20 = 15 рукавов.
2. По графику (см. рис. 4.5) определяем потери напора в магистральной линии при подаче от нее трех стволов Б. На оси абсцисс находим точку, соответствующую 15 рукавам. Из этой точки проводим линию, параллельную оси ординат до пересечения с графиком 4, точку пересечения переносим на ось ординат и получаем потери напора в магистральной линии, равные 28 м.
3. Определяем необходимый напор на насосе
H н = H м.р.л. + Zм + Zст + Hр = 28 + 8 + 4 + 50 = 90 м.
По графикам потерь напора в магистральных рукавных линиях для избранной схемы боевого развертывания можно определить предельное расстояние при подаче огнетушащих средств. Для этой цели по тактико-технической характеристике пожарной машины определяют максимальный рабочий напор на насосе. Из этой величины вычитают напор у разветвления, подъем местности и максимальный подъем стволов на месте пожара в метрах.
Полученный напор находят на оси ординат и из этой точки проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с графиком сопротивления магистральной линии принятой схемы боевого развертывания. Точку их пересечения переносят на ось абсцисс и получают число рукавов в магистральной линии при предельном расстоянии подачи огнетушащих средств, а затем определяют фактическое предельное расстояние на местности с учетом коэффициента 1,2 по формуле (4.10).
Пример 8.. Определить предельное расстояние, на которое можно подать три ствола Б с диаметром насадка 13мм от АНР-40(130) 127, установленном на водоисточник, если подъем местности равен 12 м, а максимальный подъем стволов на месте пожара 6 м.
Решение.
1. Согласно тактико-технической характеристике АН-40(130) 127, максимальный рабочий напор принимаем равным 100 м.
2. Определяем напор для преодоления сопротивления в магистральной рукавной линии
H м.р.л. = 100 - 50 - 12 - 6 = 32 м.
3. Определяем предельное расстояние подачи стволов в рукавах. Для этой цели на оси ординат графика (см. рис. 4.5) находим точку, соответствующую напору на насосе 32 м, и проводим линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с графиком сопротивления принятой схемы боевого развертывания. Точку их пересечения переносим на ось абсцисс и получаем предельное расстояние, равное длине 17 рукавов.
4. Определяем предельное расстояние на местности
L =20 · Nр / 1,2 = 20 · 17 / 1,2 = 283 м.
Подача воды вперекачку
При недостатке воды на месте пожара руководитель тушения обязан организовать бесперебойную подачу ее с удаленных водоисточников путем перекачки пожарными машинами или подвоза автоцистернами.
Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором боевое развертывание подразделений обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих средств пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и в первую очередь от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. Так, при наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля рациональным расстоянием для организации подачи воды вперекачку можно считать до 2 км, а при наличии двух рукавных автомобилей - до 3 км. При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км.
Для успешного осуществления боевых действий, связанных с перекачкой воды, в гарнизонах пожарной охраны должны быть взяты на учет все участки с неудовлетворительным водоснабжением, удаленными водоисточниками и составлены оперативные карточки,
Перекачка воды на пожар осуществляется следующими основными способами: из насоса в насос (рис. 4.6); из насоса в цистерну пожарной машины (рис. 4.7); из насоса через промежуточную емкость (рис. 4.8). В некоторых случаях используют сочетания этих способов в одной системе перекачки.
Для устойчивой работы систем перекачки воды необходимо соблюдать соответствующие условия. Например, на водоисточник следует установить наиболее мощный пожарный автомобиль с насосной установкой. При перекачке из насоса в насос на конце магистральной рукавной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса) необходимо поддерживать напор не менее 10 м, при перекачке из насоса в цистерну пожарной машины - не менее 3,5 - 4 м. Через промежуточную емкость воду подают, как правило, на излив с небольшим напором на конце линии (если емкость подземная) или с подпором, немного большим высоты емкости, если она наземная.
Важными условиями перекачки также являются: необходимость организации связи между водителями пожарных машин, синхронность работы насосов; поддержание напора на насосах, который обеспечивал бы длительность и устойчивость системы подачи воды; назначение наблюдателей за поступлением воды в автоцистерны и ее уровнем; создание резерва рукавов на линии перекачки из расчета один на 100 м; назначение постов на линии перекачки для контроля за работой насосно-рукавной системы.
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды устанавливают аналитически, по таблицам, графикам и экспонометрам (пожарно - техническим линейкам). В расчетах необходимо учитывать выбранный способ перекачки, тактико-техническую характеристику пожарной техники, наличие пожарных водоемов и других емкостей по трассе перекачки; число, тип и диаметр пожарных рукавов, рельеф местности. При этом расстояние от места пожара до водоисточника следует принимать не по местности, а по длине рукавной линии, проложенной по трассе перекачки, которая определяется по формуле (4.10). Ниже приведена последовательность аналитического метода расчета требуемого количества пожарных машин для перекачки воды.
Сначала определяют предельное расстояние до головной пожарной машины
Nгол = [Hн- (Hр ± Z м± Zст)] ¤ S · Q2 ,(4.12)
где Nгол - предельное расстояние от места пожара до головной пожарной машины в рукавах, шт.: Hн - напор на насосе пожарной машины, м; Z м - высота подъема (+) или спуск (—) местности, м; Zст - высота подъема (+) или спуск (—) пожарного ствола или другого прибора подачи огнетушащего средства на основе воды, м; Hр — напор у, равный Hст + 10 м, S - сопротивление одного рукава магистральной линии (см. табл. 4.5); Q — разветвления суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.
Если от головного автомобиля до ствола (ручного или лафетного) проложена рукавная линия одного диаметра, то в формуле (4.12) вместо напора у разветвления Hр принимают напор у ствола Hст или другого прибора подачи, например у пенного ствола Hсвпилигенератора Hст.
Одним из условий перекачки является установка головного автомобиля ближе к месту пожара, поэтому по формуле (4.12) расстояние определяют в случаях, когда на пожар прибывает ограниченное количество пожарных машин.
После определения предельного расстояния до головной пожарной машины вычисляют расстояние между машинами, работающими вперекачку (длину ступени перекачки) в рукавах по формуле:
Nм.р. = [Hн- (Hвх ± Z м)] ¤ S · Q2 , (4.13)
где Nм.р - расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.; Hн - напор на насосе, м; Hвх - напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки (принимается в зависимости от способа перекачки),м; Z м - подъем или спуск местности, м.
Если подъем или спуск местности наблюдаются на участке головной пожарной машины, то при определении длины ступеней перекачки их не учитывают, а учитывают при определении расстояния до головного автомобиля. Если подъем или спуск отмечается на отдельных ступенях или на всей трассе перекачки, тогда его учитывают при определении длины ступеней или, исходя из конкретных условий, учитывают при нахождении всех предельных расстояний, чем создается определенный запас напора на насосах.
Далее определяют расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах, используя формулу (4.10), а потом находят количество ступеней перекачки по формуле:
Nступ = (Nр - Nгол) ¤ Nм.р. , (4.14)
где Nступ – число ступеней перекачки, шт.; Nр - расстояние от места пожара до водоисточника в рукавах, шт.; Nгол - расстояние до головной пожарной машины от места пожара в рукавах, шт.; Nм.р. - расстояние между машинами, работающими вперекачку (ступенями), в рукавах, шт.
В заключение определяют общее количество пожарных машин для перекачки воды:
Nм = Nступ + 1,(4.15)
При установке головной пожарной машины у места пожара расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки. При этом фактическое расстояние до головного автомобиля можно определить по формуле:
Nг.ф. = Nр - Nступ · Nм.р. , (4.16)
где Nг.ф. -фактическое расстояние до головного автомобиля в рукавах, шт.; Nступ -число ступеней перекачки, шт.; Nм.р. - расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.
Если расчет проводился для каждой ступени в отдельности, то число рукавов суммируют по всем ступеням перекачки.
Пример 1. Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1500 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. На пожар прибыли АЦ-40(130)63А, два АН-40 (130) 64А и рукавный автомобиль АР-2, укомплектованный прорезиненными рукавами диаметром 77 мм.
Определить, достаточно ли пожарных машин для перекачки воды на тушение пожара.
Решение.
1. Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2. Определяем предельное расстояние до головного пожарного автомобиля в рукавах
Nгол = [Hр- (Hвх ± Z м + Zст )] ¤ S · Q2 = [90 - (50 + 0 + 10 )] ¤ 0,015 · (11,1)2 =16,6 рукавов
Число рукавов округляем до целого числа в меньшую сторону, т.е. 16.
3. Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку, в рукавах
Nмр = [Hн- (Hвх + Zм )] ¤ S · Q2 = [90 - (10 + 12)] ¤ 0,015 · (11,1)2 =37,8 рукавов
Принимаем 37 рукавов.
Определяем расстояние от водоисточника до пожара с учетом рельефа местности
Nр = 1,2 · L / 20 = 1,2 · 1500 / 20 = 90 рукавов
5. Определяем число ступеней перекачки
Nступ = (Nр – Nгол) / Nм.р. = (90 - 16) / 37 = 2 ступени
Определяем количество пожарных машин для подачи воды вперекачку
Nм = Nступ + 1 = 2 + 1
7. Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара
Nступ = Nр – Nступ · Nм.р. = 90 – 2 · 37 = 16 рукавов
Следовательно, головной автомобиль приблизить к месту пожара нельзя, так как полученное расстояние совпадает с предельным.
В случаях когда перекачку осуществляют по местности с равномерным уклоном или подъемом, требуемое количество машин для перекачки можно определить по формуле
Nм = [(Hм.р.л. ± Z м) ¤ (Hн - Hвх) ] + 1, (4.17)
где Hм.р.л. -потери напора в магистральной рукавной линии, м [определяют по формуле (4.9)]; Z м - подъем или спуск местности, м; Hн -напор на насосах,м; Hвх - напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки, м.
Для уменьшения времени в практических расчетах перекачки воды на пожар пользуются табличным методом определения предельных расстояний. Например, для определения предельных расстояний до головного автомобиля можно пользоваться таблицами 4.10 - 4.14 и рекомендациями, данными в разд. 4.3, а расстояние между машинами (ступенями перекачки) - по табл. 4.16 - 4.18. В расчетах целесообразно пользоваться также прил. 4 - 10.
ТАБЛИЦА 4.16. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАСОСАМИ ПРИ ПЕРЕКАЧКЕ ВОДЫ ПО ПРОРЕЗИНЕННЫМ РУКАВАМ ПО СХЕМЕ ИЗ НАСОСА В НАСОС
Число стволов, поданных от головного автомобиля, диаметр насадка | Схема подачи воды при перекачке | Диаметр рукава, мм | Напор на насосе, установленном на водоисточник, м | ||||||||||
Число рукавов в магистральной линии между насосами, шт. | |||||||||||||
Два Б — 13 мм | По одной рукавной линии | ||||||||||||
Три Б — 13 мм | То же | ||||||||||||
S3 | |||||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Два Б — 13 мм и один А -— 19 мм | По одной рукавной линии | ||||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Четыре Б -- 13 мм и один А — 19 мм | По одной рукавной линии | У | |||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Два А — 19 мм | По одной рукавной линии | ||||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Два А — 25 мм | По одной рукавной линии | ||||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Шесть Б — 13 мм | По одной рукавной линии | ||||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Четыре Б — 13 мм и два А — 19 мм | По двум рукавным линиям |
Примечания: 1. Напор на входе в последующий насос при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между насосами, работающими вперекачку, подъем местности не учитывался. 3. Напор на насосе головного автомобиля определяют по табл. 4.11.
ТАБЛИЦА 4.17. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАСОСАМИ ПРИ ПЕРЕКАЧКЕ ВОДЫ ПО ПРОРЕЗИНЕННЫМ РУКАВАМ ПО СХЕМЕ ИЗ НАСОСА В НАСОС К ЛАФЕТНЫМ СТВОЛАМ
Число лафетных стволов, диаметр насадки | Схема подачи воды по рукавным линиям | Диаметр рукава, мм | Напор на насосе, установленном на вооисточник, м | ||||||||||
Число рукавов магистральной линии между насосами, шт | |||||||||||||
Один – 25 м | По одной рукавной линии | ||||||||||||
По двум рукавным линиям | |||||||||||||
Один – 28 мм | По двум рукавным линиям | ||||||||||||
Один – 32 мм | По двум рукавным линиям | ||||||||||||
Два – 25 мм | По двум рукавным линиям | ||||||||||||
Один – 38 мм | От двух автонасосов по одной рукавной линии | ||||||||||||
Примечания:
1. Напор на входе в последующий насос при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между насосами подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головного автомобиля определяют по табл. 4.12.
ТАБЛИЦА 4.18. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ПНС-110 ПРИ ПЕРЕКАЧКЕ ВОДЫ ПО ПРОРЕЗИНЕННЫМ РУКАВАМ ДИАМЕТРОМ 150 мм ПО СХЕМЕ ИЗ НАСОСА В НАСОС
Число лафетные стволов, поданных от головной ПНС-110. диаметр насадка | Схема подачи воды при перекачке | Напор на насосе, установленном на водоисточнике, м | |||||||||
Число рукавов магистральной линии между насосами | |||||||||||
Два- Три— | 28 мм 25 ” | По одной рукавной линии | 151 108 | 166 119 | 181 130 | 196 141 | 212 152 | 225 163 | 242 174 | ||
Четыре- | 25 ” | То же | |||||||||
Три— | 28 ” | ” | |||||||||
Два- | 32 ” | ” | |||||||||
” — | 38 ” | ” | |||||||||
”— | 40 ” | ” | |||||||||
” — Четыре— | 38 ” 28 ” | По двумя рукавным линиям | 138 121 | 15'S 136 | 172 151 | 189 166 | 224 196 | 241 212 | |||
Два- | 40 ” | То же | |||||||||
Шесть- | 25 ” | ” |
Примечания: 1. Напор на входе в последующий насос ПНС-110 при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между ПНС-110, работающими вперекачку, подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головной ПНС-110 определяют по табл. 4.13.
Пример 2. Для тушения пожара необходимо обеспечить работу двух стволов Б с диаметром насадка 13 мм и один А с диаметром насадка 19мм. Максимальный подъем стволов на пожаре 10 м. Ближайший водоисточник - река на расстоянии 1200 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 8 м. Определить число пожарных автонасосов АН-40(130)64А для перекачки воды, если они укомплектованы прорезиненными рукавами диаметром 77мм.
Решение.
1. Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2. Определяем предельное расстояние до головной пожарной машины от места пожара при обеспечении работы двух стволов Б и одного А. Максимальный рабочий напор на насосе принимаем равным 90м, высота подъема стволов 10 м по условию. Следовательно, напор для преодоления сопротивления магистральной рукавной линии будет составлять
Hм.р.л = 90- 10 л = 90 м.
По табл. 4.10 определяем, что при напоре на насосе 80 м предельное расстояние до головной пожарной машины составляет 12 рукавов,
3. Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку. Напор на насосе 90 м, подъем местности 8 м по условию. Следовательно, для преодоления сопротивления в магистральной линии и создания напора на входе в последующий насос расходуется 82 м напора на насосе. По табл. 4.16 определяем, что при напоре на насосе 82 м предельное расстояние между автонасосами составит 21 рукав.
4. Определяем расстояние от реки до места пожара с учетом рельефа местности в рукавах
Nр = 1,2 · L / 20 = 1,2 · 1200 / 20 = 72 рукава
5. Определяем количество ступеней перекачки
Nступ = (Nр – Nгол) / Nм.р. = (72 - 12) / 21 = 2,8 ступени
б. Определяем требуемое количество пожарных машин дли перекачки воды
Nм = Nступ +1 = 4 машины
7. Определяем фактическое расстояние до головной пожарной машины от места пожара с учетом ее приближенияNг.ф. = Nр - Nступ · Nм.р. . = 72 - 3 · 21 = 9 рукавов.
Следовательно, головной автонасос можно приблизить к месту пожара на расстояние 9 рукавов (180 м вместо первоначального 240м). Расчет перекачки воды к лафетным стволам с помощью автонасосов и ПНС осуществляют аналогично.
В условиях пожара расчет подачи воды вперекачку можно осуществлять по графикам потерь напора, представленным на рис. 4.5. При расчете предельные расстояния до головной пожарной машины определяют по формуле (4.12) и табл. 4.10...4.14.
При определении расстояния между машинами, работающими вперекачку, необходимо из рабочего напора вычесть потери напора на подъем местности и напор на входе в последующую пожарную машину. Полученный напор отыскать на оси ординат и из этой точки провести прямую, параллельную оси абсцисс до пересечения с графиком выбранной схемы боевого развертывания. Точку пересечения сносим на ось абсцисс и получим число рукавов между машинами, работающими вперекачку.
Пример 2. Определить расстояние между машинами, работающими вперекачку из насоса в насос по одной магистральной линии из прорезиненных рукавов диаметром 77 мм, если от головного автомобиля необходимо подать три ствола Б с диаметром насадков 13 мм, а подъем местности составляет 10 м.
Решение.
Рабочий напор на насосах, работающих вперекачку, принимаем 90 м. Из этого напора вычитаем подъем местности 10 м и напор на конце магистральной линии па входе в последующий насос, равный 10 м. Полученный напор 70 м находим на оси ординат и из этой точки проводим линию, параллельную оси абсцисс до пересечения с графиком 4 (см. рис. 4.5). Точку их пересечения сносим на ось абсцисс и получаем 42 рукава между машинами, работающими вперекачку (или 840 м). Остальные параметры Nр., Nступ, Nм и Nгол определяем по методике, изложенной в предыдущих примерах.
Необходимо помнить, что если при одних и тех же расходах воду подавать по двум магистральным линиям, то расстояние между машинами, работающими вперекачку, увеличится в 4 раза [см. формулы (4.12) и (4.13)]. И наоборот, при подаче воды по двум магистральным линиям, не изменяя расстояния между машинами, расход воды на тушение пожара можно увеличить в 2 раза.