Ремонт автосцепного устройства
Автосцепное устройство полностью разбирают и ремонтируют в специализированных отделениях, имеющих разрешение Департамен-
та вагонного хозяйства ОАО «РЖД» (ЦВ) на производство ремонта. После снятия с помощью специального приспособления пружинно-фрикционного аппарата проверяют состояние упорных угольников в переднем брусе рамы. Упорные угольники с износом или перекосом исправляют наплавкой или приваркой планок. Проверяют состояние и крепление ударных розеток, маятниковых подвесок и расцепных рычагов.
Детали расцепных рычагов и их кронштейнов при наличии выработки восстанавливают наплавкой. Места повышенного износа плиты фрикционного аппарата восстанавливают электросваркой. Разборку поглощающего фрикционного аппарата выполняют в случае его неисправности.
Неисправности деталей автосцепки, возникшие в результате естественного износа, устраняют наплавкой под слоем флюса с последующей обработкой на строгальном или фрезерном станке и проверкой по специальным шаблонам. После проверки и ремонта на ряде деталей автосцепного устройства ставят клейма в предусмотренных инструкцией местах. Клеймению подлежат замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник замка, валик подъемника, тяговый хомут, ударная розетка, балочка центрирующего механизама, маятниковые подвески, ударная плита, корпус фрикционного аппарата и собранная автосцепка.
Смазывать детали механизма головки автосцепки и трущиеся части поглощающего аппарата запрещается.
Снаружи головку автосцепки и другие детали (кроме деталей механизма, зев и внутренней поверхности головы) окрашивают черной краской, а сигнальный островок замка—красной. После окончательной регулировки рессорного подвешивания замеряют высоту автосцепки над головками рельсов, определяют разность этих высот и положение автосцепки относительно горизонтали.
Наружный осмотр
1. При наружном осмотре необходимо проверить:
• действие механизма автосцепки;
• состояние корпуса автосцепки (износ тяговых и ударных поверх
ностей большого и малого зубьев, ширину зева головы) и рабочих
поверхностей замка;
• состояние корпуса автосцепки, тягового хомута, клина тягового
хомута и других деталей автосцепного устройства (наличие в них тре
щин и изгибов);
• состояние расцепного привода и крепление валика подъемника
автосцепки;
• крепление клина тягового хомута;
• прилегание поглощающего аппарата к упорной плите и задним
упорным угольникам (упору);
• зазор между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розетки;
• зазор между хвостовиком автосцепки и верхней кромкой окна в
концевой балке;
• высоту продольной оси автосцепки над головками рельсов;
• положение продольной оси автосцепки относительно горизонтали;
• состояние валика, болтов, пружин и креплений паровозной ро
зетки.
В случае выявления неисправности, механизм автосцепки разбирают, карманы корпуса осматривают, при необходимости очищают, неисправные детали заменяют исправными и после сборки проверяют действие механизма в установленном порядке.
2. Не допускается выпускать подвижной состав в эксплуатацию при наличии одной из неисправностей:
• автосцепка не отвечает требованиям проверки комбинирован
ным шаблоном 940р;
• наличие трещин в деталях автосцепного устройства;
• разница между высотами автосцепок по обоим концам локомо
тива более 25 мм, провисание автосцепки подвижного состава более
10 мм;
• цепь расцепного привода короткая или длинная;
• цепь имеет незаваренные звенья или надрывы в них;
• зазор между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розет
ки менее 25 мм, между хвостовиком и верхней кромкой окна в конце
вой балке менее 20 мм;
• замок автосцепки отстоит от наружной вертикальной кромки ма
лого зуба более чем на 8 мм или менее чем на 1 мм; лапа замкодержа-
теля отстоит от кромки замка менее чем на 16 мм;
• валик подъемника заедает при вращении или закреплен нетипо
вым способом;
• толщина перемычки хвостовика автосцепки, устанавливаемой
на локомотив, выпускаемый из ремонта, менее 46 мм;
• поглощающий аппарат не прилегает плотно через упорную пли
ту к передним упорам, а также к задним упорам;
• упорные угольники, передние и задние упоры с трещинами, с
ослабшими заклепками;
• планка, поддерживающая тяговый хомут, толщиной 14 мм, ук
репленная болтами диаметром не менее 22 мм, без контргаек и шплин
тов на болтах;
• нетиповое крепление клина (валика) тягового хомута;
• неправильно поставленные маятниковые подвески центрирую
щего механизма (широкими головками вниз);
• ограничительный кронштейн автосцепки с трещиной в любом
месте, износом горизонтальной полки или изгибом более 5 мм;
• отсутствие предохранительного крюка у паровозной автосцепки;
• валик розетки, закрепленный нетиповым способом;
• ослабшие болты розетки, болты без шплинтов или со шплинта
ми, не проходящими через прорези корончатых гаек.
3. Порядок проверки автосцепки комбинированным шаблоном 940р установлен следующий:
• при проверке исправности действия предохранителя замка нуж
но приложить шаблон, как показано на рис. 2.26, а, и одновременно
нажать рукой на замок, пробуя втолкнуть его в карман корпуса авто
сцепки. Если замок уходит полностью в карман корпуса, то это ука
зывает на неправильное действие предохранителя замка. Если пре
дохранитель действует правильно (верхнее его плечо упирается в про
тивовес замкодержателя при нажатии на лапу ребром комбинирован
ного шаблона), то замок должен отстоять от кромки малого зуба ав
тосцепки не менее чем на 7 мм и не более чем на 18 мм;
• для проверки действия механизма на удержание замка в расцеп
ленном положении шаблон прикладывают, как показано на рис. 2.26, б.
Затем поворотом до отказа валика подъемника уводят замок внутрь
полости кармана и освобождают валик, продолжая удерживать шаб
лон в зеве автосцепки. Если замок опускается обратно вниз, значит,
механизм неисправен;
• для выявления возможности преждевременного включения
предохранителя замка для сцепления автосцепок шаблоном, устанав-
Плотно |
Плотно |
Рис. 2.26. Порядок проверки действия замка автосцепки комбинированным
шаблоном 940р
ливают шаблон так, чтобы его откидная скоба стороной с вырезом 35 мм нажимала на лапу замкодержателя, а лист шаблона касался большого зуба (рис. 2.26, в);
• автосцепка считается годной, если при нажатии на торец замок
беспрепятственно уходит в карман на весь свой ход;
• толщину замыкающей части замка проверяют, прикладывая шаб
лон, как показано на рис. 2.27, а. Если шаблон одновременно прилега
ет к боковым сторонам малого зуба и замка, значит, замок негоден;
• если при проверке ширины зева автосцепки (без замка) шаблон
прикладывают одним концом к углу малого зуба (рис. 2.27, б), а дру
гим подводят к носку большого зуба в зев, то автосцепка негодна.
Проверка производится по всей высоте носка большого зуба;
• для проверки износа малого зуба шаблон прикладывают, как
показано на рис. 2.27, в. Если шаблон соприкасается с боковой стен
кой малого зуба, то автосцепка негодна. Проверяют на 80 мм вверх и
вниз от продольной оси корпуса;
• при проверке износа тяговой поверхности большого зуба и удар
ной поверхности зева шаблон устанавливают, как показано на
рис. 2.27, в. Если шаблон входит в зев, то автосцепка негодна. Прове
ряют в средней части большого зуба по высоте на 80 мм вверх и вниз
от середины (проверка большого зуба против окна для лапы замко
держателя не производится).
4. После устранения обнаруженных неисправностей собранная автосцепка должна быть проверена шаблоном 940р.
2.10. Противопожарная установка и пожарная сигнализация