Процессы погрузки и транспортирования угля
Транспортирование угля вдоль лавы осуществляется забойными скребковыми конвейерами. Став конвейера, как правило,, является базой для передвижения комбайна и подтягивания линейных секций механизированной крепи. забойный конвейер уголь штрековый
Скребковые конвейеры обладают большой производительностью (до 1800 т/ч) и могут доставлять уголь как вниз по падению пласта (под углом до 25°), так и вверх по восстанию (до 12°).
В конструкциях отечественных конвейеров применяются только рештаки с закрытой нижней ветвью скребковой цепи, что позволяет снизить пиковое потребление мощности при работе конвейера и число обрывов нижней ветви цепи. Во всех других странах, за исключением Великобритании, применяются в основном рештаки с открытой нижней ветвью (например, в ФРГ такие рештаки применяются в 95 % конвейеров).
Развитие средств забойного транспорта в мировой практике характеризуется наряду с увеличением установленной мощности приводов все более широким применением конвейеров с двумя сближенными цепями, вынесенными из направляющих боковин рештаков.
Став современных конвейеров состоит из линейных рештаков, бортов и переходных секций. Линейные рештаки соединяются между собой специальными замками, допускающими изгиб рештаков относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях до 3°. Они подсоединяются к рамам приводной и концевой головок через линейные секции.
К нижним полкам боковин линейной секции приварены две поперечные лыжи, к концам которых с забойной стороны крепятся подборщики для зачистки почвы при передвижке конвейера, а с завальной стороны — съемные борта с желобом для укладки кабелей, шланга орошения, гидросистемы крепи и направляющая для опор комбайна.
Тяговый орган конвейера — обычно две-три круглозвенные цепи со скребками.
Для сокращения длины ниш разработаны конвейеры с укороченными приводами (без переходных секций). При расположении такого привода в штреке и применении комбайнов с самозарубающимися исполнительными органами выемка угля может осуществляться без подготовки ниш. Главным фактором выбора конструкции тяжелого скребкового конвейера для длинных забоев в настоящее время является его надежность, поэтому удельный вес мощных конвейерных установок постоянно растет.
Применение бесцепной подачи выемочных комбайнов приводит к дополнительному росту нагрузки на конвейерный став, но она благоприятно сказывается на работе наименее надежного элемента конвейера — цепи конвейера вследствие фиксации длины става и величины отклонения рештаков в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Важным моментом является транспортирование угля до перегружателя. Обычно требуется соответствующий «набег» забойного конвейера на перегружатель, что предотвращает захват угольной мелочи холостой ветвью скребкового конвейера и, следовательно, его заштыбовку.
В мировой практике имеются два альтернативных варианта решения этой проблемы: использование изогнутого на 90° конвейера и устройство боковой перегрузки.
Возможные способы перегрузки угля с забойного конвейера на штрековый показаны на рис. 2.
Применение изогнутого конвейера позволяет транспортировать уголь из лавы сразу на штрековый конвейер, исключает необходимость в перегружателе, а также обеспечивает возможность установки привода конвейера вне очистного забоя. Наиболее известна дискороликовая конструкция изогнутого конвейера, при которой скребки, приводимые одной цепью, преодолевают поворот в горизонтальной плоскости на 90° с помощью специального отклоняющего колеса.
Использование роликовой направляющей позволяет скребкам конвейера скользить по установленным рядом друг с другом роликам малого диаметра, расположенным по внутренней образующей закругления.
Рис. 2. Способы перегрузки с забойного конвейера на штрековый: а — с набегом забойного конвейера на перегружатель; б — с боковой разгрузкой; в — с угловым конвейером
Боковая разгрузка угля с забойного конвейера на перегружатель осуществляется следующими способами:
специальная конструкция разгрузочного рештака обеспечивает передачу основной массы транспортируемого угля на перегружатель;
с помощью лемеха большая часть оставшегося угля направляется с забойного конвейера на перегружатель.
Основные преимущества боковой разгрузки перед обычной концевой: передача большей части угля без потери инерции, полученной им при транспортировании на забойном конвейере; вследствие большого прохода перегружение без затруднения больших глыб и плит угля; сокращение количества штыба, увлекаемого холостой ветвью конвейера. В США около 90 % вновь поставляемых промышленности конвейеров снабжены устройствами, для боковой разгрузки. В ЮАР применяется только такой способ перегрузки угля, в Австралии 10 из 11 новых лав снабжены конвейерами с боковой разгрузкой.
В перспективе ожидается создание конвейеров с часовой производительностью до 2000 т и выше, что будет достигаться в основном за счет увеличения ширины става, поскольку резервы увеличения скорости цепи практически исчерпаны. Имеются попытки увеличения производительности конвейеров путем встраивания дополнительных промежуточных конвейеров.
Совокупность транспортных средств и устройств, размещенных в горизонтальных и наклонных выработках, расположенных в пределах выемочной панели или выемочного участка этажа (кроме средств доставки угля по лаве), принято называть участковым транспортом.
При разработке пологих и наклонных пластов средства участкового транспорта для доставки угля представлены скребковыми, ленточными и пластинчатыми конвейерами, самоходными вагонетками, на крутых пластах — локомотивами с откаточными сосудами; для перевозки людей, материалов и оборудования — рельсовым транспортом, монорельсовыми дорогами.
Для повышения надежности конвейерных транспортных систем важное значение имеет правильное построение технологической транспортной схемы — выбор типа и числа конвейеров, мест установки и вместимости бункеров и т. п. Необходимо стремиться устанавливать конвейеры возможно большей длины, так как интенсивность отказов пропорциональна числу конвейеров в системе.
Основными технологическими требованиями, которые необходимо учитывать при выборе конвейеров, являются возможность приема на несущий орган конвейера максимальных минутных грузопотоков без просыпания угля на почву и обеспечение нормального режима работы привода и ленты конвейера в этих условиях.
Для повышения пропускной способности, надежности и эффективности использования систем транспорта в пределах выемочного поля используются подземные механизированные бункера.
Большие перспективы имеет гидравлическая выемка угля, при которой уголь в массиве разрушается струей воды, выбрасываемой со скоростью 40—50 м/с из гидромонитора под давлением 4—10 МПа. Частицы разрушенного угля, смешиваясь с водой, образуют гидросмесь — пульпу, поступающую самотеком в зумпф углесоса, перекачивающего ее на поверхность.
Известны также механогидравлический и взрывогидравличе-ский способы, при которых уголь отделяется от массива одним из механических способов или с помощью буровзрывных работ, а его транспортирование осуществляется струей воды. При гидромеханическом способе разрушения уголь отделяется от массива гидравлическим или комбинированным способом, а погрузка и транспортирование осуществляются механическими средствами.