Проектирование комбинированной муфты.
Нередко от муфты требуется определенный комплекс свойств, например ограничение передаваемой нагрузки при несоосно расположенных валах. В этом случае предохранительную муфту объединяют с компенсирующей и называют комбинированной. Выберем в качестве компенсирующей муфты упругую со стальными стержнями. В этой муфте в качестве упругих элементов являются аксиально расположенные цилиндрические стержни. Для изготовления стальных стержней используется конструкционная рессорно-пружинная сталь, такая как 60С2А, 60С2ХА, 65С2ВА. В качестве предохранительной муфты выбираем муфту с разрушающимися элементами. Муфты такого типа отличают компактность и высокая точность срабатывания.
Проектирование муфты с разрушающимся элементом:
В качестве разрушающегося элемента используем штифты, выполнение из закаленной стали 45. Спроектируем муфту с двумя разрушающимися элементами.
Рассчитаем диаметр штифта, который необходим для срабатывания муфты при моменте
Расчет диаметра проведем из условия прочности штифта на срез:
- допускаемое напряжение среза,
D=280 мм – диаметр расположения штифтов, - количество штифтов.
где – коэффициент неравномерности распределения нагрузки на штифты, .
Для разрушающегося элемента выберем штифты 2.8х55 ГОСТ 3128-70, которые перед установкой необходимо проточить до диаметра 6 мм.
Проектирование муфты со стальными стержнями:
Расчетный вращающий момент:
;
Принимаем
;
Принимаем
Принимаем
Длина стержня:
Принимаем
Принимаем
Диаметр стержней:
Принимая количество стержней z=24, получаем
11. Порядок сборки редуктора, выполнение необходимых регулировочных работ
Колесо тихоходной ступени через отверстие в крышке редуктора помещают в него и внутри редуктора сажают с натягом на вал.
Червяки тихоходной и быстроходной ступеней помещаются в редукторе через соответствующие отверстия в корпусе.
В редукторе установлены роликовые радиально-упорные подшипники, которые требуют регулировки осевого зазора. Регулируемые радиально-упорные подшипники считаются правильно отрегулированными, если при перемещении вала в осевом направлении из одного крайнего положения в другое, осевой зазор находится в требуемых пределах. Осевой зазор определяют по справочникам в зависимости от диаметра подшипников, расстояния между опорами и температурного режима работы. Регулировка осуществляется с помощью регулировочных прокладок. Устанавливается количество прокладок, необходимое для обеспечения требуемого зазора. После того как подшипники отрегулировали, приступают к регулировке зацепления.
На рабочую поверхность витков червяка наносят тонкий слой краски, после чего проворачивают вал - червяк, притормаживая вал червячного колеса. О взаимодействии витка червяка и зубьев червячного колеса свидетельствует пятно контакта - отпечаток краски на рабочих поверхностях зубьев колеса. Положение пятна контакта в пределах границ зуба червячного колеса позволяет судить о том, как собрано зацепление. В правильно собранной передаче пятно контакта расположено симметрично относительно средней плоскости венца колеса. Если пятно контакта расположено справа или слева от средней плоскости зубчатого венца колеса, то вал с червячным колесом необходимо переместить в осевом направлении соответственно вправо или влево.
Перемещение вала с червячным колесом осуществляют путем переноса части прокладок с одной стороны на другую. После этого следует затянуть винты и вновь проверить положение пятна контакта. В случае необходимости регулирование зацепления нужно продолжить.
Суммарная толщина набора прокладок при перестановке должна оставаться неизменной во избежание нарушения зазора в подшипниках.
Список использованной литературы.
1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. 11-е издание. М.: Машиностроение, 2008.
2. Ряховский О.А. Детали машин. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2004 г. ;
3. Атлас конструкций узлов и деталей машин под редакцией О.А. Ряховского, издательство МГТУ им. Баумана, 2005 г. ;
4. Курс лекций по дисциплине «Детали машин» Гудков В.В.
5. Методическое указание по расчету червячной передачи, А.В. Буланже, МВТУ им. Н. Э. Баумана, 1979
6. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя в 3-ч т.: Т.2. – 9-е изд., перераб. И доп./под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение 2006, 960с.
7. Гудков В.В. Проектирование сварных металлоконструкций, Методические указания по курсовому проектированию. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 25с.