Расчет сопротивлений пусковых резисторов
Схема реостатного пуска ДПТ НВ в две ступени приведена на рис. 2.2, а. На схеме – сопротивления ступеней пускового реостата, а , – полные сопротивления якорной цепи на каждой ступени пуска. Значения всех сопротивлений можно определить графическим или аналитическим методами.
2.3.1. Графический метод. Расчет начинается с построения механических характеристик, на которых двигатель должен работать в процессе пуска, т.е. пусковой диаграммы. Первоначально строят естественную механическую характеристику (рис. 2.2, б) и на оси момента наносят точки, соответствующие моменту статической нагрузки , при котором осуществляется пуск, наибольшему моменту при пуске (точка а) и минимальному моменту , при достижении которого производится отключение первой и последующих ступеней пускового реостата.
Значения наибольшего и наименьшего моментов выбираются в соответствии с условиями
, .
Соединяя точки а и (рис. 2.2,а) прямой, получим искусственную механическую характеристику двигателя при работе с полным пусковым сопротивлением . Момент М1 двигателя при неподвижном якоре будет больше момента сопротивления МС1 и двигатель начнет ускоряться. По мере разгона двигателя его момент, уменьшаясь, стремится достигнуть значения МС1. Если бы это произошло, то разгон двигателя прекратился, а скорость была бы наибольшей, соответствующей точке . Во избежание этого при значении момента М2 (точка ) пусковое сопротивление уменьшают так, чтобы ток возрос снова до значения = М1 / кФН, соответствующего моменту М1 (точка ), и двигатель перешел на новую искусственную характеристику . На данной характеристике двигатель будет разгоняться до точки , где выключится вторая, последняя, ступень пускового сопротивления RП2, и двигатель перейдет на естественную характеристику e. При правильно подобранных сопротивлениях пускового реостата выход на естественную характеристику будет иметь место при моменте М1 (точка f).
Если это не получается, то нужно сделать новое графическое построение, изменив значение момента М2 (в случае необходимости можно изменять также момент М1) таким образом, чтобы переход с последней пусковой характеристики на естественную произошел именно при моменте М1. В общем случае число пусковых характеристик будет не две, как в рассмотренном примере, а , в соответствии с заданием.
Отрезки на линии соответствуют величинам пусковых и полных сопротивлений в определенном масштабе. Для определения этого масштаба находят полное сопротивление якорной цепи на первой ступени пуска , а затем определяют и сам масштаб . Пусковые сопротивления на каждой ступени определяют по величинам отрезков ac, cf
, . (2.8)
Полные сопротивления якорной цепи на каждой ступени пуска можно рассчитать по следующим соотношениям
, . (2.9)
2.3.2. Аналитический метод. Полагая режим пуска форсированным, задаемся пусковым моментом =(2,…,2,5) и определяем отношение пускового момента М1 к моменту переключения М2 по формуле
, (2.10)
где – внутреннее сопротивление цепи якоря ДПТ НВ в относительных единицах, ; m - число ступеней пусковых реостатов .
– пусковой момент в относительных единицах.
Момент переключения, определяемый выражением , должен удовлетворять условию М2 ³1,1МС1.
Рис. 2.2. Схема включения ДПТ НВ при реостатном пуске в две
ступени (а) и пусковая диаграмма (б)
Сопротивления ступеней пускового реостата на каждой ступени пуска (рис 2.2, а) рассчитываются по формулам
(2.11)
а полные сопротивления якорной цепи – по формулам
(2.12)