Одноступенчатые конические редукторы
Конические редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых пересекаются обычно под углом 90°. Передачи с углами, отличными от 90°, встречаются редко.
Рис. 2.4. Одноступенчатый редуктор с коническими зубчатыми колесами:
а — кинематическая схема; 6 — общий вид
Наиболее распространенный тип конического редуктора показан на рис. 2.4; редуктор с вертикально расположенным тихоходным валом изображен на рис. 2.5. Возможно исполнение редуктора с вертикально расположенным быстроходным валом; в этом случае привод осуществляется от фланцевого электродвигателя.
Рис. 2.5. Одноступенчатый конический редуктор с вертикальным ведомым валом:
а — кинематическая схема; б — общий вид
Передаточное число и одноступенчатых конических редукторов с прямозубыми колесами, как правило, не выше трех; в редких случаях u = 4.При ко-
сых или криволинейных зубьях u = 5 (в виде исключения и = 6,30).
У редукторов с коническими прямозубыми колесами допускаемая окружная скорость (по делительной окружности среднего диаметра) v £ 5 м/с. При более высоких скоростях рекомендуют применять конические колеса с круговыми зубьями, обеспечивающими более плавное зацепление и большую несущую способность.
Двухступенчатые цилиндрические редукторы
Наиболее распространены двухступенчатые горизонтальные редукторы, выполненные по развернутой схеме (рис. 2.6). Эти редукторы отличаются прос тотой, но из-за несимметричного расположения колес на валах повышается концентрация нагрузки по длине зуба. Поэтому в этих редукторах следует применять жесткие валы.
Соосная схема (рис. 2.7) позволяет получить меньшие габариты по длине; это ее основное преимущество.
В соосных редукторах быстроходная ступень зачастую недогружена*, так как силы, возникающие в зацеплении колес тихоходной ступени, значительно больше, чем в быстроходной, а межосевые расстояния ступеней одинаковы (аwБ = аwT). Указанное обстоятельство является одним из основных недостатков соосных редукторов. Кроме того, к их недостаткам относят также:
а) большие габариты в направлении геометрических осей валов, по сравнению с редукторами, выполненными по развернутой схеме;
б) затруднительность смазывания подшипников, расположенных в cредней части корпуса;
в) большое расстояние между опорами промежуточного вала, поэтому требуется увеличить его диаметр для обеспечения достаточной прочности и жесткости.
Очевидно, применение соосных редукторов ограничивается случаями, когда нет необходимости иметь два выходных конца быстроходного или тихоходного вала, а совпадение геометрических осей входного и выходного валов удобно при намеченной общей компоновке привода.
В отношении типа зубьев и подшипников в двухступенчатых редукторах справедливо сказанное относительно одноступенчатых цилиндрических редукторов; часто быстроходную ступень выполняют косозубой, а тихоходную — прямозубой (это относится как к соосным, так и к несоосным редукторам).
Редуктор с раздвоенной быстроходной ступенью, имеющий косозубые колеса, показан на рис. 2.8. Тихоходная ступень при этом может иметь либо шевронные колеса, либо прямозубые (рис. 2.8, б). Кинематическая схема и общий вид редуктора с раздвоенной тихоходной ступенью показаны на рис. 2.9.
* При сравнительно небольшом общем передаточном числе (и » 8¸16) можно (при обеспечении удовлетворительной компоновки редуктора) так произвести разбивку общего передаточного числа по ступеням, что нагрузочная способность быстроходной ступени будет использована полностью.
Рис. 2.6. Двухступенчатый горизонтальный редуктор с цилиндрическими колесами:
а — кинематическая схема; б — редуктор со снятой крышкой (колеса косозубые);
в — общий вид редуктора, у которого подшипниковые узлы закрыты врезными крышками;
г — общий вид редуктора, у которого подшипниковые крышки привернуты винтами
Рис. 2.7. Двухступенчатый горизонтальный соосный редуктор:
а — кинематическая схема; б — общий вид
При раздвоенной быстроходной (или тихоходной) ступени колеса расположены симметрично относительно опор, что приводит к меньшей концентрации нагрузки по длине зубьев, чем при применении обычной развернутой или соосной схемы. Это позволяет иметь в рассматриваемом случае менее жесткие валы. Быстроходный вал редуктора, показанного на рис. 2.8, б, должен иметь свободу осевого перемещения («плавающий» вал), что обеспечивается соответствующей конструкцией подшипниковых узлов; в редукторе с шевронными тихоходными колесами свободу осевого перемещения должен иметь и тихоходный вал. При соблюдении указанного условия нагрузка распределяется поров-
Рис. 2.8. Двухступенчатый горизонтальный редуктор с раздвоенной первой быстроходной) ступенью:
а — кинематическая схема; б —общий вид (без крышки)
Рис. 2.9. Двухступенчатый горизонтальный редуктор с раздвоенной второй (тихоходной) ступенью:
а — кинематическая схема; б — общий вид (6eз крышки)
ну между параллельно работающими парами зубчатых колес.
Схемы вертикальных цилиндрических двухступенчатых редукторов приведены на рис. 2.10.
Двухступенчатые цилиндрические редукторы обычно применяют в широком диапазоне передаточных чисел: по ГОСТ 2185-66 u = 6,3 ¸ 63. Крупные двухступенчатые цилиндрические редукторы, выпускаемые НКМЗ, имеют u = 7,33 ¸ 44,02.
От целесообразной разбивки общего передаточного числа двухступенчатого редуктора по его отдельным ступеням в значительной степени зависят га-
Рис. 2.10. Кинематические схемы двухступенчатых цилиндрических вертикальных редукторов:
а – выполненного по развернутой схеме (трехосного); б —соосного
бариты редуктора, удобство смазывания каждой ступени, рациональность конструкции корпуса и удобство компоновки всех элементов передач. Дать рекомендации разбивки передаточного числа, удовлетворяющие всем указанным требованиям, невозможно, и поэтому все рекомендации следует рассматривать как ориентировочные.
Ниже приведена разбивка передаточных чисел для некоторых двухступенчатых редукторов, выпускаемых НКМЗ:
u . . . 8,05 9,83 10,92 12,25 13,83 15.60 17,78 20,49 22,12 23,15
uБ . . . 2,30 2,808 3,125 3,500 3,950 3.950 4,500 5,187 5,600 6,615