Статическая устойчивость электропривода
При воздействии на электропривод различных возмущений (изменение статического момента, колебания сетевого напряжения и т.п.) в нем возникают переходные процессы. Уравнение движения электропривода учитывает силы и моменты, действующие в переходных режимах. В установившемся режиме, когда ускорение равно нулю,
(7.1)
т.е. момент двигателя уравновешивается моментом сопротивления производственного механизма. На рис. 1.6 показаны механические характеристики: 1 – двигателя и 2 – производственного механизма. (Фактически момент двигателя и момент Мс имеют противоположные знаки, но для удобства анализа их показывают в одном и том же квадранте). Очевидно, что равенству (7.1) соответствует на рис. 7.1 точка а, в которой характеристики пересекаются. При этом угловая скорость электропривода равна ωд1.
Рис 7.1
Установившийся режим работы привода может быть устойчивым или неустойчивым. Для решения этого вопроса проанализируем поведение электропривода при отключениях от равновесного режима в точке а. Предположим: под действием возмущения угловая скорость отклонилась относительно ωд на +∆ω . В этом случае момент двигателя уменьшится и примет значение М1(см. рис. 7.1), а статический момент возрастет до Мс1,т.е будет иметь место соотношение
.
При этом в соответствии с уравнением (1.6), ускорение станет отрицательным, т.е. привод замедлится, а ωд снизится. Система будет стремиться возвратиться к положению равновесия в точку а, что условно показано на рис. 7.1 стрелками.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда угловая скорость отклонится на - ∆ω: момент двигателя возрастет до М2, а момент механизма снизится до Мс2, и будет выполняться соотношение
.
Ускорение в этом случае станет положительным, угловая скорость ωдвозрастет и система вновь устремится к положению равновесия в точке а. Проведенный анализ показывает, что режим работы электропривода в точке а для рассматриваемого сочетания характеристик двигателя и механизма будет устойчивым. Условие устойчивости является совершенно необходимым условием работоспособности электропривода. Следует учитывать, что оно выполняется далеко не всегда. Предлагается самостоятельно провести аналогичный анализ для сочетания характеристик, показанных на рис. 7.2 (1 - характеристика двигателя, 2 - характеристика механизма), и убедиться, что в точке а условия устойчивости выполняются, а в точке в нет.
Выводы, получаемые в результате проведенного анализа, характеризуют так называемую статическую устойчивость электропривода, т.е. способность системы возвращаться к исходному режиму при достаточно «малых» отклонениях от положения равновесия.
Рис.7.2