Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитого бюгельного протеза с кламмерной системой фиксации
Изготовление бюгельного протеза начинают с получения оттиска с челюсти и отливки диагностических моделей. Оттиски с челюстей при изготовлении бюгельных протезов снимают альгинатной массой.
На диагностической модели производят предварительное планирование каркаса бюгельного протеза.
Изготовление цельнолитых съемных шин складывается из следующих этапов:
— изучение диагностических моделей челюстей;
— сошлифовывание участков поверхностей зубов для расположения ок-
клюзионных частей шин и опорно-удерживающих кламмеров;
— получение оттисков и рабочих моделей, определение центральной ок
клюзии;
— изучение рабочей модели в параллелометре, определение клинического
экватора и выбор пути введения шины или шины-протеза;
— планирование конструкции шины и нанесение рисунка ее каркаса на
гипсовую модель;
— подготовка модели к дублированию и получение огнеупорной модели;
— воспроизведение рисунка каркаса шины на огнеупорной модели;
— моделировка каркаса шины;
— создание литниковой системы;
— нанесение огнеупорного покрытия, получение литейной формы, процесс литья;
11. — отделка каркаса шины и припасовка на супергипсовой модели;
12. — проверка каркаса шины в полости рта;
13. — окончательная отделка и полировка шины;
14. — наложение шины на зубной ряд.
Этапы 6-11 и 13 выполняются зубным техником, этапы 5,7 — врачом или врачом совместно с зубным техником.
После обследования больного на диагностические модели наносят ориентировочный рисунок съемной шины. Рисунок шинирующих элементов (вид кламмера) выбирают, исходя из клинических данных и необходимости не только объединить зубы в единый блок, но и снять травмирующее действие горизонтальных и вертикальных компонентов жевательного давления, воздействующего на каждый зуб и функционально ориентированные группы зубов. Сложив модели в центральной окклюзии, определяют место расположения окклюзионных накладок, перемычек, соединяющих оральные и вестибулярные части шины, перекидных элементов кламмеров. При отсутствии места на модели красным карандашом отмечают участки, подлежащие сошлифовыванию. Если не создать места для окклюзионных элементов, перекидных элементов кламмеров, то последние будут очень тонкими и со временем сломаются или будут нарушать окклюзию зубных рядов.
Сошлифовывают участки бугров зубов-антагонистов, контактирующих с зоной, где будет проходить перекидной элемент. Когда этого недостаточно, сошлифовывают зону перехода жевательных поверхностей зубов в аппрокси-мальную. На моделях отмечают зону снятия режущих краев при изготовлении литой каппы на переднюю группу зубов. По намеченным участкам сошлифовывают слой эмали и контролируют его величину при окклюзионных движениях нижней челюсти. Толщина перемычек должна быть не менее 1 мм, ширина — до 1,5 мм. Чем длиннее плечо кламмера, тем толще его окклюзионная часть. После сошлифовывания твердых тканей зубов получают оттиски и рабочие модели.
При изготовлении съемной цельнолитой шины, как и шинирующего бюгель-ного протеза, для беспрепятственного наложения и сохранения шинирующих свойств всех элементов необходимо определить путь введения и наложения шины на зубной ряд, а также зоны для расположения стабилизирующей и ретенционной частей кламмеров. В клинике из-за наклона зубов линия клинического экватора не совпадает с анатомическим экватором зуба. Если зуб наклонен орально, то линия клинического экватора с язычной стороны смещается к окклюзионной поверхности, а с вестибулярной — опускается к десневому краю. Аналогичное положение наблюдается при том или ином наклоне модели. Наклоняя модель, можно изменить ось наклона зуба, а следовательно, расположение наибольшей выпуклости по отношению к вертикальной плоскости.
Рассмотрев вопрос об изменении клинического экватора, необходимо остановиться на определении общей клинической экваторной линии зубного ряда или, как ее еще называют, общей экваторной линии.
Проведя общую экваторную линию, наносят рисунок каркаса бюгельного протеза. Положение нижнего края ретенционной части плеча кламмера определяют с помощью штифта-измерителя степени ретенции. Для хромокобаль-товых сплавов при толщине плеча кламмера, равной толщине стандартных восковых заготовок, лучше использовать ретенцию 0,5 мм.
После параллелометрии, нанесения рисунка каркаса протеза и получения бороздок, указывающих расположение нижнего края ретенционной части плеча кламмера, на все участки рабочей модели, имеющие поднутрения, наносят слой тугоплавкого воска. Затем в параллелометре штифт-ножом сглаживают излишки во всех участках до отвесной цилиндрической поверхности. Такая подготовка модели предупреждает отрыв дублирующей массы при изъятии из нее гипсовой рабочей модели. Дополнительный слой воска не должен пересекать рисунка контуров каркаса и нанесенных бороздок. Далее получают огнеупорную модель.
Все огнеупорные модели требуют специальной термохимической обработки. Термическую обработку при температуре 120-160 °С производят в течение 30-40 мин в сушильном шкафу, предварительно прогретом до 40 °С. Высушенную неостывшую модель на 30-60 с помещают в расплавленный (150 °С) закрепитель для придания прочности и гладкости поверхностным слоям модели.
В последние годы для дублирования используют силиконовые технические массы, что значительно упрощает, но и удорожает процесс.
На подготовленную таким образом огнеупорную модель наносят рисунок каркаса, ориентируясь по рисунку на рабочей гипсовой модели, а по насечкам определяют нижние границы ретенционной части. Затем по известной методике моделируют восковую композицию протеза. Литниковую систему создают из восковых дугообразно изогнутых заготовок, подводимых к наиболее толстым участкам. Литникообразующие штифты сводят к имеющемуся в модели отверстию, получившемуся при ее отливке стандартным конусом. Затем следуют процесс нанесения на каркас облицовочного слоя литейной формы, формовка модели, литье и отделка каркаса.
Приложение.