Экономия топлива при вождении поездов

При вождении поездов экономия топлива может быть достигнута за счет умелого использования кинетической энергии движущегося поезда, обеспечения наивыгоднейшего режима работы дизель-гене­ратора, расчетливого применения тормозов, отключения секции на двухсекционных тепловозах. Рациональное использование кинетичес­кой энергии поезда является эффективным резервом экономии топ­лива. Каждому машинисту известно, что легче преодолеть подъем с большей скоростью, при этом уменьшается время и расход топлива на преодоление подъема. Однако с увеличением скорости движения поезда возрастает расход топлива, особенно когда поезд состоит из порожних вагонов. Поэтому неоправданное завышение скорости по­езда на равнинном профиле всегда вызывает перерасход топлива. На перевалистом профиле некоторый перерасход топлива на увеличение скорости движения поезда перед подъемом оправдывается значитель-

ной экономией топлива при движении по подъему. Следовательно, отличное знание профиля пути — непременное условие экономного расходования топлива. С увеличением веса поезда уменьшается рас­ход топлива на измеритель работы. Объясняется это тем, что при уменьшении веса поезда увеличивается доля топлива, затрачиваемая на перемещение самого тепловоза. Расчетливое управление тормоза­ми поезда также позволяет значительно экономить топливо. Тормо­жение в любом случае связано с потерями топлива, важно их умень­шить. Если позволяют вес поезда и профиль пути, используют лю­бую возможность выключения одной секции на двухсекционных теп­ловозах. Это дает некоторую экономию топлива при скоростях дви­жения ниже 60 км/ч. Однако работа тепловоза с остановленным ди­зелем одной секции обладает рядом отрицательных свойств, связан­ных с условиями работы дизеля, аккумуляторной батареи и тяговых электродвигателей. При движении с остановленным дизелем в зим­нее время быстро понижается температура воды и масла. Поэтому необходимо часто пускать дизель для его прогрева. Разумеется, что это отражается на состоянии аккумуляторной батареи, особенно ког­да она имеет пониженную емкость. Составление графиков эконом­ного ведения поезда — весьма трудоемкая работа, и самое главное, что эта работа не дает должной оперативности. Поэтому появилась необходимость автоматической записи режимов ведения поезда наи­более опытными машинистами с последующим разбором эффектив­ности рекомендуемых приемов, для этой цели используют скоросте­мер нерабочей кабины, ведение записи режимов работы на его ленте. В этом случае реле скоростемера подключают к клеммам пульта уп­равления тепловоза, которые в моменты набора и сброса позиций на­ходятся под напряжением. По окончании поездки ленту снимают и расшифровывают. На ленте отмечают станции, места торможения, на­бора и сброса позиций, время езды по этим участкам. Из журнала на ленту также наносят показания расхода топлива по каждому перего­ну. Так как поезда бывают разного веса и длины, то, естественно, и расход топлива для них будет различный. Все данные сводят в табли-

ДУ-

Определение расхода топлива за поездку. Большое значение име­ет проведение машинистом анализа каждой поездки по результатам расхода топлива. Количество фактически израсходованного топлива

определяется путем замера наличия топлива в баке до и после поезд­ки. Замеры желательно проводить на прямом горизонтальном пути с двух сторон топливного бака и брать среднее значение обоих заме­ров. Но машинисту необходимо знать и порядок подсчета нормы рас­хода топлива за поездку. Рассмотрим для примера подсчет потребно­го количества топлива для тепловоза на тяговом плече АГ протяже­нием 200 км. Предположим, что из пункта А отправился грузовой поезд весом 3000 т с тепловозом во главе. В пункте Б поезд имел стоянку 10 мин, а в пункте В выполнялась маневровая работа в тече­ние 1 ч 30 мин. С пункта Б до пункта Г тепловоз следовал резервом, для тягового участка АГ в соответствии с профилем его пути уста­новлены следующие нормы расхода условного топлива:

На 10000 ткм брутто........................................................ 38 кг

100 тепловозо-км резервного пробега........................... 200 кг

1 ч маневровой работы.................................................... 3 5 кг

1 ч горячего резерва......................................................... 30 кг

Потребность условного топлива на поездку подсчитывается сле­дующим образом.

1. Потребность топлива на ведение поезда из пункта А в пункт В
равна 1710 кг.

2. Потребность топлива на стоянку в пункте Б 30/6010 = 5 кг.

3. Потребность топлива на маневровую работу в пункте В 351,5 =
= 52,5 кг.

4. Потребность топлива на резервный пробег тепловоза от пункта
В до пункта Г 50200/100 = 100 кг.

Общая потребность условного топлива составляет:

1710 + 5 + 52,5 + 100 = 1867,5 кг.

Фактически за поездку было израсходовано 1270 кг дизельного или 1270-1,43 = 1806 кг условного топлива, где 1,43 — переводной коэффициент. Таким образом, экономия условного топлива за поезд­ку составила 1867,5- 1806 = 61,5 кг.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Володин А.И. Локомотивные двигатели внутреннего сгорания —
2-е изд. перераб. — М.: Транспорт, 1990.

2.Вилъкевич Б.И. Электрические схемы тепловозов типа ТЭ10М и
ТЭ10У. — М.: Транспорт, 1994. —145 с.

3.Кузьмич В.Д. Тепловозы. Основы теории и конструкции. — М.:
Транспорт, 1991.

4.Рудая К.И., Логинова Е.Ю. Тепловозы. Электрическое оборудо­
вание и схемы. Устройство и ремонт. — М.: Транспорт. 1991. — 303 с.

5.СобенинЛ.А., БаколдинВ.И., Зинченко О.В., Воробьев А.А. Уст­
ройство и ремонт тепловозов. — М.: Академия, 2004. —416 с.

6.Тепловоз 2ТЭ10М: Руководство по эксплуатации и обслужива­
нию. — М.: Транспорт, 1987.

7.Тепловозы 2ТЭ10М, ЗТЭ10М: Устройство и работа/ СП. Фило­
нов, А.Е. Зиборов, В.В. Ренкунасидр. — М.: Транспорт, 1986.

8.Тепловоз 2ТЭ116. СП Филонов, А.И. Гибалов, Е.А. Никитин и
др. 3-е изд., перераб. идоп. — М.: Транспорт, 1996.

9.Тепловозы. Назначение и устройство: Учебник для образователь­
ных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих профессиональ­
ную подготовку/Под ред. О.Г. Куприенко. — М.: Маршрут, 2006.—
280 с.

10. Филатов П., Гибалов А.И. и др. Тепловоз 2ТЭ116. — М.: Транс­
порт, 1985.

Содержание

Введение...................................................................................... 3

Расположение оборудования на тепловозах............................... 6

2. Механическое оборудование.............................................14

2.1.Смазочные материалы................................................... 14

2.2.Рама, кузов и кабина тепловозов................................... 19

2.3.Типы тележек и их устройство...................................... 38

2.4.Колесные пары и их устройство.................................... 48

2.5.Буксы тепловозов. Их устройство................................. 54

2.6.Типы подвесок тяговых электродвигателей.................. 62

2.7.Рессорное подвешивание............................................... 75

2.8.Песочная система........................................................... 81

2.9.Автосцепное устройство................................................ 87

2.10........................................................................................ Противопожарная установка и пожарная сигнализация......................................................................... 96

3. Двигатели внутреннего сгорания.................................... 105

3.1. Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания 105

3.2 Тепловой процесс дизеля. Мощность и КПД дизеля.. 125

3.3.Рамы дизеля.................................................................. 140

3.4.Блоки цилиндров и втулки........................................... 146

3.5.Коленчатые валы, вертикальная передача, подшипники.
Антивибраторы. Дизель-генераторная муфта, валоповоротный
механизм............................................................................. 158

3.6.Поршни, поршневые кольца и пальцы........................ 177

3.7.Шатуны и их подшипники ........................................... 183

3.8.Крышки цилиндров и головки блоков. Рабочие клапаны ... 189

3.9.Механизм газораспределения, привод насосов,
вентилятора охлаждения тягового генератора................. 195

3.10.Выхлопная система дизеля........................................ 203

3.11.Наддув дизелей, турбокомпрессоры......................... 210

3.12.Топливная система..................................................... 220

3.13.Регуляторы дизелей, механизмы управления,
предельные регуляторы..................................................... 239

3.14.Дизельное топливо .................................................... 281

3.15.Масляная система....................................................... 288

3.16.Охлаждающая вода дизелей...................................... 309

3.17.Системы охлаждения и обогрева. Охладитель
наддувочного воздуха........................................................ 316

3.18.Шахты холодильника................................................. 332

4. Общие сведения об электрической передаче................334

4.1.Структурная и принципиальная схемы тяговой
электропередачи тепловоза 2ТЭ1 ОМ....................................... 334

4.2.Общие сведения об электрических машинах.............. 341

4.3.Тяговые генераторы...................................................... 348

4.4.Тяговые электродвигатели........................................... 361

4.5.Двухмашинные агрегаты и возбудители.
Стартер-генераторы........................................................... 368

4.6.Вспомогательные электрические машины.................. 381

4.7.Аккумуляторные батареи............................................. 387

4.8.Общие сведения об электрических аппаратах.
Назначение и классификация аппаратов........................... 394

4.9.Запуск дизеля и действие электрических цепей.......... 418

4.10.Цепь возбуждения вспомогательного генератора.
Включение в цепь зарядки аккумуляторной батареи....... 426

4.11.Цепи набора позиций на холостом ходу................... 429

4.12.Цепи включения-отключения компрессора............... 431

4.13.Электроцепи при трогании......................................... 433

5. Основы локомотивной тяги ............................................437

5.1.Основы тяги и торможения поезда.............................. 437

5.2.Приемка, осмотр и сдача тепловозов.......................... 439

5.3.Обслуживание экипажной части. Условия работы экипажа .... 443

5.4.Обслуживание дизеля и его вспомогательного
оборудования...................................................................... 453

5.5.Обслуживание электрооборудования. Условия работы
электрического оборудования на тепловозах. Уход за тяговыми
электродвигателями............................................................ 463

5.6.Особенности обслуживания тепловозов в зимнее время .... 466

5.7........................................................................................ Экономия дизельного топлива. Качество регулировки дизеля ... 471
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................... 476

Учебное издание Николай Григорьевич Заболотный

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗОВ. УПРАВЛЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТЕПЛОВОЗОВ

Учебник для профессиональной подготовки рабочих железнодорожного транспорта

Редактор А. В. Ширяев

Корректоры Н.В. Лепендина, Л.Б. Гаврилова, И.Ф. Солодкова Компьютерная верстка О. В. Сухарева

Подписано в печать 20.04.2007 г.

Формат 60x84/16. Печ. л. 30,0 + 1,75 вкл. Тираж 2000 экз. Заказ №

ГОУ «Учебно-методический центр по образованию

на железнодорожном транспорте»

107078, Москва, Басманный пер., 6

Тел.: +7 (495) 262-12-47, e-mail:[email protected];

[email protected], http://www.umczdt.ru

Отпечатано в ООО «Транспортная книга» 109202 Москва, Перовское шоссе, д. 9, стр. 1

Наши рекомендации