Устранение механических повреждений кузова
1.1 Устранение повреждений кузова правкой и сваркой.
Основными дефектами кузова легкового автомобиля являются его механические (вмятины, пробоины, трещины) и коррозионные повреждения, разрушение лакокрасочного и противокоррозионного покрытия.
Устранение механических и коррозионных повреждений кузова производится двумя основными способами: правкой или заменой поврежденных элементов кузова с помощью сварки.
Неглубокие вмятины выдавливаем. Глубокие вмятины и складки выравниваем выбиванием с последующей рихтовкой. Необходимые для этого инструменты и некоторые приемы работы показаны на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1 - Ручной инструмент для правки и рихтовки панелей кузова
1-6 — молотки; 7, 8 — резиновые, пластмассовые или деревянные киянки; 9-16 — правочные лопатки и крючки; 17-19 — поддержки
Рисунок 2 - Некоторые приемы правки деталей кузова
а — правка панели молотком и поддержкой; б — правка снятой с автомобиля панели на мешке с песком; в — правка участка, закрытого внутренней панелью; 1 — панель; 2 — поддержка; 3 — молоток; 4 — лопатка; 5 и 8 — внутренняя и наружная панели; 6 — вмятина; 7 — рихтовочный молоток
Для устранения вмятины под нее устанавливают поддержку 2 (рисунок 2, а) и выколачивают ее молотком 3. Выколачивание вмятины производится несильными ударами, наносимыми по окружности вмятины от периферии к центру. При этом стараются избегать лишних ударов и ударов по одному и тому же месту.
Вмятины с острыми краями начинают выбивать с острого угла, а при наличии складок начинают правку с них. Если рядом находятся несколько мелких выпучин, то между ними металл растягивают так, чтобы образовалась одна большая выпучина, которую легче выправить.
При необходимости правки деформированных съемных элементов кузова автомобиля их снимают с автомобиля для облегчения процесса правки и более качественного выполнения работ. К съемным элементам кузова относятся двери, передние крылья (кроме автомобилей ВАЗ-2105 и ЗАЗ-1102), а на автомобиле ИЖ-21251 также брызговик облицовки радиатора и стойки фар. Снятые элементы кузова можно править на мешке с песком (рисунок 2, б). Правку труднодоступных мест, закрываемых внутренними панелями, производят с помощью лопаток (рисунок 2, в).
Сильно растянутые места правят с нагревом их газовой горелкой до температуры не более 700°С (определяются по темно-вишневому цвету поверхности). Нагрев производят пятнами или полосами шириной 20...30 мм. Под нагретый участок подставляют поддержку и ударами киянки с выпуклой стороны сжимают лишний металл. При невозможности устранения деформации элементов кузова правкой производится их замена. Для этого отрезают поврежденную часть (крыло, панель) с помощью специального электро- или пневмоинструмента или газовой резки и приваривают новую деталь при помощи газовой сварки или дуговой сварки в среде углекислого газа. При необходимости заделки сквозных пробоин изготавливают из листового проката и приваривают дополнительную ремонтную деталь.