Приводные цепи
Приводная цепь — главный элемент цепной передачи-» состоит из | соединенных шарнирами отдельных звеньев. Помимо приводных бывают 'тяговые и грузовые цепи, которые в этом курсе не рассматриваются. I
Основные типы стандартизованных приводных цепей: роликовые, втулочные и зубчатые.
Роликовые приводные цепи.Состоят из двух рядов наружных и внутренних пластин (рис. 26.2). В наружные пластины запрессованы валики, пропущенные через втулки, запрессованные, в свою очередь, во внутренние пластины. На втулки предварительно надеты свободно вращающиеся закаленные ролики. При относительном повороте звеньев валик проворачивается во втулке, образуя шарнир скольжения. Зацепление [
Рис. 26.2. Приводная роликовая однорядная цепь: 1—соединительное звено; 2—переходное звено
цепи со звездочкой происходит через ролик, который, поворачиваясь на втулке, перекатывается по зубу звездочки. Такая конструкция позволяет выравнять давление зуба на втулку и уменьшить изнашивание как втулки, так и зуба.
Пластины очерчены контуром, напоминающим цифру восемь и обеспечивающим равную прочность пластины-во всех сечениях. Концы валиков расклепывают, поэтому звенья цепи неразъемны.
Соединение концов цепи при четном числе ее звеньев производят соединительным звеном 1, при нечетном — переходным звеном 2 (рис. 26.2), которое менее прочно, чем основные. Поэтому стремятся применять цепи с четным числом звеньев.
Роликовые цепи имеют широкое распространение. Их применяют при скоростях v<15 м/с (табл. 26.1).
Таблица 26.1. Цепи приводные роликовые однорядные нормальной серии (выборка)см. рис. 26.2
Шаг цепи р, мм | Диаметр валика da, мм | Ширина внутреннего звена В, мм | Разрушающая сила /L, кН | Масса qM 1 м цепи, кг/м |
19,05 25,4 31,75 | 5,94 7,92 9,53 | 17,75 22,61 27,46 | 31,8 60,0 89,0 | 1,9 2,6 3,8 |
Втулочные приводные цепипо конструкции подобны роликовым, но не имеют роликов, что удешевляет цепь, уменьшает ее массу, но существенно увеличивает износ втулок цепи и зубьев звездочек. Втулочные цепи применяют в неответственных передачах при v < 1 м/с.
Втулочные и роликовые цепи изготовляют однорядными (рис. 26.2) и многорядными (рис. 26.3) с числом рядов 2, 3 и 4. Многорядная цепь с меньшим шагом позволяет заменить однорядную с большим шагом и тем самым уменьшить диаметры звездочек, снизить динамические нагрузки в передаче.
Рис. 26.3. Приводная
втулочная двухрядная
цепь
Многорядные цепи могут работать при больших скоростях движения цепи. Нагрузочная способность цепи возрастает почти прямо пропорционально числу рядов.
Зубчатые приводные цеписостоят из звеньев, составленных из набора пластин, шарнирно соединенных между собой (рис. 26.4). Каждая пластина имеет по два зуба со впадиной между ними для размещения; зуба звездочки.
Число пластин определяет ширину цепи В, которая, в свою очередь, зависит от передаваемой мощности. Рабочими гранями являются торцовые плоскости (грани) пластин, расположенные под углом 60°. Этими гранями каждое звено цепи вклинивается между двумя зубьями звездочки, имеющими трапециевидный профиль (см. ниже рис. 26.7). Благодаря этому зубчатые цепи работают более плавно, с небольшим
А- А-А
Рис. 26.4. Приводная зубчатая цепь
Рис. 26.5. Шарниры зубчатых цепей:
а — шарнир трения скольжения; б— шарнир трения качения
шумом, лучше воспринимают ударную нагрузку и допускают более высокие скорости.
Для устранения бокового сползания зубчатой цепи со звездочек применяют направляющие пластины 1 (рис. 26.4), расположенные по середине ширины цепи или щ ее бокам. Для внутренних направляющих пластин на зубьях звездочек делают прорези (см. рис. 26.7).
Относительный поворот звеньев обеспечивают шарниры скольжения или качения.
Шарнир скольжения (рис. 26.5, а) состоит из валика и двух сегментных вкладышей 1 и 2, длина которых равна ширине цепи. Вкладыш 1 закреплен в фигурных пазах пластин А, вкладыш 2— в пазах пластин Б. При относительном повороте пластин вкладыш 2 скользит по валику, поворачиваясь в пазах пластин А, а вкладыш / — соответственно в пазах пластин Б. Шарнир допускает поворот пластины на угол
φ mах=30\
Шарнир качения (рис. 26.S, б) состоит из двух призм 3 и 4 с цилиндрическими рабочими поверхностями, которые и обеспечивают тре-
ние качения. Длина призм равна ширине цепи. Призма 3 закреплена в фигурных пазах пластин А, призма 4— в пазах пластин Б. При повороте звеньев призмы обкатываются одна по другой. Цепи с шарнирами качения более дорогие, но имеют наименьшие потери на трение. По сравнению с роликовыми зубчатые цепи тяжелее и дороже. Их применяют при скоростях v<35 м/с (табл. 26.2).
Таблица 26.2. Приводные зубчатые цепи с шарнирами качения (выборка)
Шаг цепи р, мм | Ширина цепи В, мм | Разрушающая сила на 1 мм ширины Fr, Н/мм | Масса qM\u цепи на 10 мм ширины, КГ/(М'ММ) |
12,70 15,875 19,05 | 22,5...52,5 (через 6 мм) 30...70 (через 8 мм) 45..93 (через 12 мм) | 0,58 0,72 0,87 |
Преимущественное применение имеют передачи роликовыми и втулочными цепями.
Материал цепей.Цепи должны быть износостойкими и прочными. Пластины цепей изготовляют из сталей марок 50, 40Х и других с закалкой до твердости Н = 40...50 HRC. Валики, втулки, ролики и призмы — из цементуемых сталей марок 20, 15Х и других с закалкой до твердости Н = 52...65 HRC.
Шаг цепир является основным параметром цепной передачи. Чем больше шаг, тем выше нагрузочная способность цепи, но сильней удар звена о зуб в момент набегания на звездочку, меньше плавность, сильнее шум, больше износ шарниров. При больших скоростях принимают цепи с малым шагом.
В быстроходных передачах при больших мощностях рекомендуют цепи малого шага: зубчатые большой ширины или роликовые многорядные.
Максимальное значение шага цепи ограничивают частотой вращения малой звездочки по условиюn1 < n1mах (табл. 26.3).
Таблица 26.3. Наибольшие допустимые частоты вращения n1mах малой звездочки