Описание работы системы смазывания
Масло отсасывается через приемную трубу шестеренным насосом 1, проходит через диспергатор и направляется через двухсекционный сетчатый фильтр грубой очистки 12 в масло сборник 9. Питательный насос 2 забирает масло из маслосборника и подает через сдвоенный фильтр грубой очистки 5 в масляные холодильники 4 с терморегулятором 7, а потом в дизель для смазки деталей. При этом часть масла проходит через центрифугу 3 и возвращается в маслосборник. Масло поступает к рамовым подшипникам коленчатого вала, а затем по сверлениям в вале и шатунных шейках на смазку шатунных подшипников и поршневых пальцев. По другим трубопроводам масло поступает на смазку втулок цилиндров, подшипников распределительного вала, приводов клапанов, шестерен приводов распределительного вала, привода регулятора скорости и подшипников турбокомпрессора. Сток масла из всех узлов происходит в фундаментную раму дизеля. Температуре масла регулируется путем перепуска терморегулятором 7 необходимого его количества в дизель помимо холодильника. Для прокачивания системы маслом предусмотрены прокачивающие насосы с электроприводом на нагнетательный 8 и откачивающий 10 линиях, присоединенных к трубопроводам через невозвратные клапаны 6 и 11 параллельно к насосам дизеля. Эти масляные насосы являются и резервными. Постоянное давление в головной магистрали дизеля поддерживается перепускными клапанами, установленными на ее конце.
НШ - насос шестеренный
ФГО - фильтр грубой очистки
КН - клапан невозвратный
СМ - сепаратор масла
ТР - терморегулятор
ОМ - охладитель масла
Т - тепловой двигатель
БМ - бак масла
Система охлаждения
Система охлаждения – двухконтурная. Вода внутреннего контура охлаждает дизель, а вода наружного контура охлаждает внутренний, а так же подводится в водомасляные холодильники для охлаждения масла.
В наружном контуре – забортная вода. Она подается насосом из-за борта в охладитель воздуха, затем поступает в охладитель водоводяной, водомасляный и сливается обратно за борт.
Во внутреннем контуре циркулирует пресная вода. Циркуляция ее осуществляется циркуляционным насосом. Насос подает воду в главную магистраль, из которой она идет в блок цилиндров на охлаждение цилиндровых втулок и крышек. В конце главной магистрали сделан отвод воды на охлаждение турбокомпрессора.
Целью охлаждения деталей двигателя является поддержание в них допустимого уровня температуры, определяемой жаропрочностью используемых материалов, термостабильностью смазочных масел, оптимальными условиями протекания рабочего процесса и надежностью работы основных узлов и деталей. Охлаждающая жидкость - пресная вода и забортная вода, масло (для поршней), дизельное топливо (для распылителей форсунок).
В проектируемом дизеле применена двухконтурная система охлаждения. Пресная вода циркулирует в замкнутом первом контуре, охлаждая дизель и охлаждаясь в водяном холодильнике забортной водой по проточной системе (второй контур). Система состоит из центробежного реверсивного насоса внутреннего контура, такого же насоса внешнего контура, водяного охладителя трубчатого типа и расширительного бака, служащего для компенсации расширения воды и удаления пара и воздуха из системы охлаждения.
Объем воды в замкнутой системе охлаждения дизеля.
Объем воды внутреннего контура системы охлаждения проектируемого дизеля принимаем как у дизеля прототипа, т.е. вместимость замкнутой системы охлаждения равна 500 л.
Надежная работа системы охлаждения будет обеспечена, когда насос забортной воды является самовсасывающим, причем он должен находиться на судне ниже ватерлинии.
Для более быстрого разогрева двигателя при пуске из холодного состояния циркуляционная вода должна миновать ОВ, с этой целью в системе устанавливается терморегулятор.
Регулятор температуры у проектируемого двигателя аналогичен терморегулятору двигателя - прототипа (РТПД-80). Регулятор устанавливается на корпусе водяного холодильника дизеля, а термобаллон (датчик) - в трубе на выходе воды из выпускного коллектора замкнутой системы охлаждения. При температуре охлаждающей воды ниже 60-70 0С вся она из дизеля направляется регулятором в обход холодильника. При повышении температуры воды сверхустановленного для данного дизеля предела вся она пойдет через холодильник.