Перегонка дизельного топлива
Вопрос №4
Какие параметры бензинов характеризует температура начала перегонки?
Ответ:
Температура начала кипения tн.к характеризует наличие в топливе легкокипящих углеводородов, обуславливающих потери легких фракций при хранении топлива под воздействием тепла окружающей среды.
Вопрос №5
О каких качествах топлива можно судить по температуре выкипания 10 % топлива?
Ответ:
Температура выкипания 10% топлива t10% характеризует пусковую фракцию, по которой судят о пусковых качествах топлива. Чем меньше эта температура, тем при более низкой температуре возможен запуск двигателя. По температуре выкипания 10% топлива можно определить минимальную температуру воздуха, при которой возможен пуск двигателя.
Вопрос №6
По температуре выкипания какой части топлива можно охарактеризовать рабочую фракцию?
Ответ:
Температура выкипания 50% топлива t50% характеризует среднюю испаряемость рабочей фракции (от 10% до 90% по кривой перегонки). Она влияет на скорость прогрева двигателя, приемистость, которая определяется возможностью быстрого обогащения или обеднения топливовоздушной смеси на различных режимах. Чем ниже t50%, тем однороднее его состав и круче поднимается в средней части кривая перегонки, тем лучше динамика разгона и устойчивость работы двигателя.
Вопрос №7
Почему нежелательно присутствие в топливе тяжелых его фракций?
Что такое хвостовая фракция топлива?
Ответ:
Присутствие в топливе тяжелых фракций вызывает ухудшение технико-экономических показателей двигателя и его приемистости.
Хвостовая фракция топлива характеризует температуру конца кипения топлива при перегонки.
Вопрос №8
Как можно определить по данным разгонки топлива рабочие температуры окружающей среды, при которых возможен пуск двигателя и его бесперебойная работа?
Ответ:
При температуре выкипания 50% топлива t50% характеризуется средняя испаряемость рабочей фракции. Она влияет на скорость прогрева двигателя, приемистость, которая определяется возможностью быстрого обогащения или обеднения топливовоздушной смеси на различных режимах. Чем ниже t50%,, тем лучше динамика разгона и устойчивость работы двигателя.
Температура самовоспламенения это минимальная температура, при которой пары нагретого топлива, смешанные с воздухом, воспламеняются самостоятельно. Температура самовоспламенения должна быть не более для летнего (Л) 310 °С, зимнего (З) 240 °С, арктического (А) 230 °С.
Вопрос №9
Что характеризует октановое и цетановое число, как они определяются?
Ответ:
Октановое число бензина характеризует его способность противостоять детонационному (взрывному) сгоранию, определяется на одноцилиндровой установке моторным (n = 900 мин-1) или исследовательским (n = 600 мин-1) методами. Для оценки октанового числа, в настоящее время, применяют переносные октанометры.
Цетановое число (ЦЧ) характеризует способность топлива самовоспламеняться. Для оценки цетанового числа используют цетанометры, либо определяют лабораторным путем. Оптимальное значение ЦЧ должно быть 45-55.
Лабораторная работа № 3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ БЕНЗИНОВ
Цель и задачи лабораторной работы:
Формирование и закрепление знаний по разделу курса «Топлива для бензиновых двигателей». В результате исследования необходимо определить испаряемость бензина, область применения.
Приобретение навыков и умения определения давления насыщенных паров бензинов.
Вопрос №1
Что называется давлением насыщенных паров?
Ответ:
Давлением насыщенных паров называется давление, развиваемое парами испытуемого топлива в момент равновесия между жидкой и паровой фазами (давление, при котором при данной температуре жидкость вскипает).
Вопрос №2
Какая связь между испаряемостью топлив и давлением насыщенных паров?
Ответ:
С повышением температуры давление насыщенных паров и связанная с ним испаряемость топлив возрастает.
Вопрос №3
От каких факторов зависит величина давления насыщенных паров?
Ответ:
Давление насыщенных паров зависит от температуры и соотношения газовой и жидкостной фаз. Стандартом предусматривается его определение при температуре 38°С и соотношении объемов жидкой и газовой фаз 1:4.
Вопрос №4
Может ли давление насыщенных паров быть использовано в качестве косвенного показателя стабильности и пожарной опасности топлив?
Ответ:
По давлению насыщенных паров можно судить об интенсивности испарения топлива, а также связанных с ним эксплуатационных характеристик топлива, таких как: пусковые качества; потери при хранении; склонность к образованию воздушных пробок; пожарная опасность.
По давлению насыщенных паров в этом случае осуществляют косвенную оценку физической стабильности топлив.
Вопрос №5
Как влияет давление насыщенных паров на склонность топлив к образованию паровых пробок, и какую опасность представляют последние?
Ответ:
При повышении температуры возрастает давление насыщенных паров и испаряемость топлива. Это приводит к интенсивному выделению паро-воздушной фазы, при этом возможна ее концентрация с образованием паровых пробок, вызывающих полное прекращение подачи топлива.
Вопрос №6
Какие существуют методы определения давления насыщенных паров?
Ответ:
Существуют два метода определения давления насыщенных паров по ГОСТ 6668-53 на приборе Валявского-Бударова и по ГОСТ 1756-52 в специальной металлической бомбе.
Вопрос №7
Какое влияние оказывает давление насыщенных паров на пусковые свойства топлив?
Ответ:
Наибольшей испаряемостью обладают топлива с повышенным давлением насыщенных паров. Поэтому для улучшения пусковых свойств топлив давление насыщенных паров должно быть повышенным.
Лабораторная работа №6.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ И ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Цель и задачи лабораторной работы:
Формирование и закрепление знаний по разделу курса «Дизельные топлива». В результате исследования нефтепродукта определяется взрывоопасность и способность самовоспламенения.
Приобретение навыков по определению температуры вспышки, воспламенения и самовоспламенения дизельного топлива.
Вопрос №1
Что называется температурой вспышки, воспламенения, самовоспламенения?
Ответ:
Температурой вспышки нефтепродукта называется минимальная температура, при нагревании до которой над поверхностью образуется смесь его паров и воздуха, способная вспыхивать при поднесении открытого пламени.
Вопрос №2
Изложите кратко методику проведения испытания нефтепродукта в закрытом тигле?
Ответ:
1. Испытуемый нефтепродукт налить в тигель до кольцевой отметки. Тигель должен иметь температуру не менее, чем на 20°С ниже предполагаемой температуры вспышки.
2. Установить тигель в прибор, закрыть крышкой. Электронагреватель включить через реостат в сеть, зажечь фитиль.
3. Установить скорость нагревания в зависимости от предполагаемой величины температуры вспышки нефтепродукта при периодическом перемешивании.
Вопрос №3
Какие существуют методы определения температуры вспышки?
Ответ:
Существуют два способа определения температуры вспышки: в открытом тигле (ГОСТ 4333–48) и закрытом тигле (ГОСТ 6986–52).
Вопрос №4
Для каких целей определяется температура вспышки, воспламенения, самовоспламенения?
Ответ:
Температуры вспышки и воспламенения характеризуют пожарную опасность, а температура самовоспламенения - способность топлива самостоятельно воспламеняться в цилиндре дизеля.
Вопрос №5
Какая связь между давлением насыщенных паров и температурой вспышки?
Ответ:
В стандартах температуру вспышки нормируют для ограничения в нефтепродуктах количества фракций с более высоким давлением насыщенных паров. Этот показатель служит в основном для оценки пожарной опасности и потерь на испарение (фактическая стабильность), что весьма важно для правильной организации применения и хранения нефтепродуктов.
Вопрос №6
Можно ли по температуре вспышки судить о наличии в моторном масле топлива?
Ответ:
Можно, потому что температура вспышки масла будет меньше температуры вспышки топлива. При нагреве масла из него будет испарятся топливо.
Вопрос №7
В каких пределах должны находиться температуры вспышки для дизельных топлив, бензинов, масел?
Ответ:
Температура вспышки бензина не регламентируется ГОСТом.
Температура вспышки для дизельных топлив находится в пределах от 30 до 40 °С.
Температура вспышки для масел свыше 220 °С.
Лабораторная работа №7.