Исследование работы защитных устройств в цепи заземления
Цель занятия:используя наглядные пособия, изучить конструкцию и принцип действия искровых промежутков и диодных заземлителей.
Исходные данные:Вариант исходных данных задается преподавателем.
Таблица 27. Исходные данные
№ варианта | Тип защитного устройства |
Искровой промежуток типа ИПМ | |
Искровой промежуток типа ИПВ-ЦНИИ | |
Диодный заземлитель ЗД-1 |
Краткие теоретические сведения
Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры, и т.п.), на которых крепятся элементы контактной сети, детали крепления контактной сети на железобетонных опорах, на железобетонных и неметаллических искусственных сооружениях, а также отдельно стоящие металлические конструкции, расположенные на расстоянии менее 5 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены или оборудованы устройствами защитного отключения при попадании на сооружения и конструкции высокого напряжения (рисунок 7).
Заземлению подлежат все расположенные в зоне влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых могут возникнуть опасные напряжения.
Рисунок 7. Зона заземления на тяговую рельсовую цепь (зона А), зона не требующая заземления (зона Б)
Заземление опор контактной сети и находящихся вблизи напряжения сооружений выполняются индивидуальными или групповыми заземляющими проводниками, присоединенными к тяговым рельсам или средним точкам путевых дроссель-трансформаторов стальным прутком диаметром не менее 12 мм на участках постоянного тока и 10 мм - на участках переменного тока.
Защитные заземления опор контактной сети создают для блуждающих токов цепь «рельс – опора – фундамент - земля», приводящую к электрической коррозии анкерных болтов фундаментов и арматуры железобетонных опор. Для предотвращения этого явления, а также для обеспечения нормального функционирования релейных цепей автоблокировки и электрической централизации, заземление на тяговую рельсовую цепь выполняется через специальные защитные устройства, препятствующие утечке тока с рельсов через конструкцию в землю. Для этого на опорах контактной сети устанавливают искровые промежутки, диодные и диодно-искровые заземлители[5,с.321].
Перед установкой в цепь заземления опоры контактной сети новые искровые промежутки регулируют, бывшие в употреблении ремонтируют и регулируют. Для проверки искрового промежутка собирают схему. Вращают ручку мегаомметра и наблюдают за стрелкой вольтметра. При исправном искровом промежутке стрелка вольтметра отклонится в сторону увеличения напряжения до пробоя искрового промежутка (оно должно быть от 800 до 1200 В).
Проверка искровых промежутков в цепи заземления выполняется вольтметром или другими приборами, предназначенными для этих целей. Если стрелка вольтметра (соответствующего рода тока, на шкале до 100 В) отклоняется - искровой промежуток исправен, если нет - закорочен (неисправен).
Измерения с проверкой исправности диодных заземлителей производятся мегаомметром на 500 В в прямом и обратном направлении. Диодный заземлитель исправен, если прямое электрическое сопротивление «опора-рельс» равно нулю, а обратное - равно или больше 100 кОм.
Порядок выполнения
1. Ознакомиться с конструкцией заданного типа защитного устройства. Зарисовать конструкцию.
2. Дать описание принципа действия защитного устройства.
3. Охарактеризовать места установки защитного устройства. 4. Проанализировать функционирование защитного устройства при пробое изоляции.
Содержание отчета
1. Конструкция заданного типа защитного устройства. Рисунок защитного устройства.
2. Описание принципа действия защитного устройства.
3. Места установки защитного устройства.
4. Анализ работы защитного устройства при пробое изоляции.
5. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Объясните назначение заземления опор контактной сети.
2. Назовите типы заземлений опор контактной сети защитных устройств.
3. Назовите типы защитных устройств.
4. Как проверяют исправность искровых промежутков?
5. Как проверяют исправность диодного заземлителя?
Практическое занятие № 17