Устройство механизмов управления коробкой передач
Вне зависимости от конструкции коробки передач, для переключения передачи необходимо передвинуть или зубчатое колесо или муфту синхронизатора или каретку синхронизатора. Для этого используется механизм управления переключением передач.
Механизм управления переключением передач можно разделить на две части: механизм наружный - соединяющий рычаг переключения передач, находящийся в кабине водителя, с коробкой передач - и механизм внутренний - находящийся внутри крышки коробки передач.
В зависимости от вида кабины и расстояния от рычага переключения до коробки передач используются различные конструкции наружных механизмов. В простейшем случае коробка передач помещается под полом кабины, а рычаг 1 переключения передач, размещенный рядом с сидением водителя, вводится через отверстие в полу непосредственно внутрь крышки 2 коробки (рис. 6.6, а). Если коробка передач удалена от места водителя, как в автомобиле ВАЗ-2110, или установлена на автомобиле с откидывающейся кабиной, как в автомобилях семейства МАЗ, то используется дистанционный привод управления основной коробкой передач.
Наружный механизм управления коробкой передач автомобиля ВАЗ-2110 (рис. 6.6, б) состоит из рычага 7 переключения передач, шаровой опоры 9, тяги 6 привода с шарниром 5, реактивной тяги 10, а также штока 4 и рычага 3 выбора передачи, находящихся в картере коробки передач 11. Реактивная тяга 10 введена в наружный механизм, чтобы исключить самопроизвольное выключение передач вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля. Один конец реактивной тяги связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма 8 шаровой опоры 9.
Рис. 6.6. Наружные механизмы управления переключением передач:
а - с рычагом, введенным внутрь коробки; б и в -с механическим дистанционным управлением; г- с пневматическим дистанционным управлением
На автомобилях МАЗ-53371 и МАЗ-63038 с пятиступенчатой коробкой передач (рис. 6.6, в) рычаг 12 переключения передач шарнирно связан с рычагом 12 поперечного вала 20, соединенного с промежуточным механизмом 18 привода. Корпус 19 этого механизма закреплен на раме автомобиля. Промежуточный механизм 18 шарнирно связан с тягой 17, которая через рычаг 16 соединена с валом 14 переключения передач, установленным в корпусе 15. На валу 14 закреплен рычаг 13, взаимодействующий с внутренним механизмом переключения, расположенном в крышке коробки передач.
Наличие шарнирных соединений в дистанционном механическом приводе управления коробкой передач обеспечивает легкость переключения и позволяет опрокидывать кабину автомобиля без нарушения нейтрального положения рычага 12 управления коробкой передач. При значительном отдалении коробки передач (например, в автобусах) используются гидравлические или пневматические механизмы дистанционного управления.
Ручное управление с механической передачей усилия распространено для 5-ти, 6-ти ступенчатых коробок передач. Для многоступенчатых коробок передач, имеющих дополнительный редуктор, применяются смешанные механизмы: основная коробка имеет ручное механическое управление, а дополнительный редуктор -электропневматическое или пневматическое.
Пневматический привод механизма управления дополнительным редуктором 10-ти ступенчатой коробки передач автомобилей КамАЗ (рис. 6.6, г) имеет переключатель 22 крана управления, расположенный на рукоятке 23 рычага переключения передач. Нижнее положение переключателя 22 соответствует включению низшей Н, а верхнее - высшей В передачи в дополнительном редукторе. Кран управления 24 имеет золотник, соединенный тросом с переключателем 22. При включении низшей передачи сжатый воздух из пневмосистемы А поступает в полость Б воздухораспределителя 28. При этом золотник воздухораспределителя смещается влево и полость Г под поршнем силового цилиндра соединяется с клапаном 29 включения дополнительного редуктора. При нажатии на педаль 31 сцепления упор 30 нажимает на шток клапана 29 включения дополнительного редуктора. Клапан открывается, и сжатый воздух от редукционного клапана 25 через клапан 29 поступает в полость Г под поршнем силового цилиндра 27.
Поршень и соединенный с ним рычаг 26 перемещается вправо, и в дополнительном редукторе включается низшая передача.
При установке переключателя 22 в верхнее положение В и нажатии на педаль сцепления 31 в редукторе включается высшая передача. При заранее включенном переключателе 22 переключение передач в редукторе произойдет только лишь при нажатии на педаль сцепления.
Содержание отчета
В отчете лабораторной работе №3 должны быть представлены следующие сведения:
-цель работы;
-общие положения;
-порядок выполнения работы и результаты экспериментов;
-выводы и заключения.
Контрольные вопросы
1. Назначение коробки передач и виды коробки передач.
2. В чем заключается принцип действия ступенчатой коробки передач.
3. Каким образом в ступенчатой коробке передач происходит изменение передаточного отношения.
4. Схемы передачи крутящего момента 5-ти ступенчатой двухвальной коробкой передач.
5. Устройство ступенчатых механических коробок передач.
6. Схемы передачи крутящего момента пятиступенчатой двухвальной коробкой передач автомобиля ВАЗ-2110 на различных передачах
Лабораторная работа №7