Выбор защиты электрических машин
Правильный выбор и настройка защиты электрических машин позволяют увеличить их рабочий ресурс, обеспечить безаварийную работу и повысить эксплуатационную надежность. Защита может действовать на отключение и на сигнал. В первом случае при недопустимом отклонении режимных параметров происходит отключение электрической машины от сети, во втором — подается звуковой или световой сигнал о недопустимом отклонении параметров обслуживающему персоналу, который и принимает решение о необходимости отключения машины.
Применение защиты удорожает машину, поэтому выбор типа и числа защит определяется не только технической, но и экономической целесообразностью их установки.
В ПУЭ оговариваются следующие типы защит для электрических двигателей. Для двигателей напряжением до 1000В предусмотрены:
•для двигателей переменного тока — защита от многофазных коротких замыканий и минимального напряжения, а в сетях с глухозаземленной нейтралью дополнительная защита однофазных замыканий;
•для двигателей постоянного тока — защита от коротких замыканий и недопустимого повышения частоты вращения;
•для синхронных двигателей — защита от асинхронного режима;
•для всех двигателей — защита от перегрузки.
Для двигателей переменного тока напряжением свыше 1000 В предусмотрены дополнительные виды защит:
-для двигателей, имеющих принудительную смазку подшипников, - защита (на сигнал и на отключение) от повышения температуры смазки или прекращения се циркуляции;
-для двигателей, имеющих принудительную вентиляцию, — защита (на сигнал и на отключение) от повышения температуры охлаждающего газа или прекращения вентиляции;
-для двигателей с водяным охлаждением обмоток и активной стали и имеющих встроенные воздухоохладители, охлаждаемые водой, — защита на сигнал от снижения циркуляции воды и защита на отключение от прекращения ее циркуляции;
-для блоков «трансформатор—двигатель» общая защита от многофазных коротких замыканий;
-для синхронных электродвигателей - автоматическое гашение поля в аварийных режимах (как правило, для двигателей мощностью свыше 500 кВт).
Для защиты от коротких замыканий применяются предохранители или автоматические выключатели.
Защита от перегрузки должна выполняться с выдержкой времени и может быть построена с использованием тепловых реле. Эта защита должна действовать на отключение или на сигнал, и, если возможно — на разгрузку двигателя. Защита от перегрузки устанавливается при тяжелых условиях пуска (для ограничения длительности пуска при пониженном напряжении) и в тех случаях, когда по технологическим причинам возможна перегрузка механизма.
Защита от минимального напряжения применяется: для двигателей постоянного тока, не допускающих прямого пуска при напряжении сети' для двигателей тех механизмов, самозапуск которых после останова недопустим по технологическим соображениям- для многоскоростных двигателей тех механизмов, самозапуск которых допустим и целесообразен, при этом защита должна автоматически переключать двигатель на низшую скорость.
Защита от асинхронного режима синхронных двигателей напряжением до 1000 В должна осуществляться с помощью защиты от перегрузки по току статора, а для двигателей напряжением свыше 1000 В защита может осуществляться с помощью токового реле, реагирующего на увеличение тока статора и отстроенного от действия пускового тока и тока в режиме форсирования возбуждения.
Для генераторов переменного тока мощностью свыше 1 МВт предусмотрены следующие виды защит:
-от многофазных коротких замыканий в обмотке статора и на ее выводах. Для генераторов мощностью свыше 1 МВт выполняется в виде дифференциальной токовой защиты, которая должна действовать на отключение генератора от сети, на гашение поля и на останов приводного двигателя. Для генераторов мощностью до I МВт для этих целей может быть использована защита от внешних коротких замыканий, действующая на отключение генератора и гашение поля возбуждения;
-от однофазных замыканий на землю в обмотке статора. При емкостном токе замыкания на землю не менее 5 А выполняется в виде токовой защиты, действующей на отключение генератора и гашение поля возбуждения;
-от двойных замыканий на землю (одно возникло в обмотке статора, другое — во внешней цепи);
-от замыканий между витками одной фазы в обмотке статора. Выполняется в виде поперечной дифференциальной токовой защиты без выдержки времени. Она должна действовать на отключение генератора и гашение поля;
-от внешних коротких замыканий. Выполняется в виде максимальной токовой защиты, действующей на отключение генератора;
-от перегрузки токами обратной последовательности (применяется для генераторов мощностью свыше 30 МВт);
-от симметричной перегрузки обмотки статора. Выполняется в виде максимальной токовой защиты, действующей на сигнал с выдержкой времени;
-от перегрузки обмотки ротора током возбуждения;
-от асинхронного режима с потерей возбуждения. Может действовать на сигнал, если генератор допускает работу в этом режиме (после гашения поля возбуждения), или на отключение, если асинхронный режим для генератора является недопустимым;
-от замыкания на землю во второй точке цепи возбуждения.
В настоящее время электрические машины снабжаются комплексными защитными устройствами, выполняющими одновременно функции не одной, а нескольких защит. При этом наиболее универсальной остается тепловая защита электрических машин, позволяющая наиболее полно использовать их возможности.
Планирование ремонтов электрических машин
При планировании структуры ремонтного цикла, под которой понимаются виды и последовательность чередования плановых ремонтов, исходят из длительности ремонтного цикла в соответствии с кривой жизни технического изделия (см. рис. 1.3). Период времени между двумя плановыми капитальными ремонтами Тпл определяется продолжительностью ремонтного цикла Ттабл.В свою очередь Ттабл определяется при нормальных условиях эксплуатации при двухсменной работе электрических машин. Значения Ттабл для ряда характерных производств приведены в Приложении 7.
В промежутке времени между двумя капитальными ремонтами проводят несколько текущих. Период времени между двумя плановыми текущими ремонтами tплопределяется продолжительностью межремонтного периода tтабл, значения которого также приведены в Приложении 7.
Плановая продолжительность работы между двумя капитальными и текущими ремонтами определяется по следующим формулам:
;(5.1)
(5.2)
где — коэффициенты, косвенно учитывающие реальный характер нагрузки электрической машины: = 0,75 для коллекторных машин и1,0 для остальных машин; — коэффициент, учитывающий сменность работы машины, он определяется числом смен Ксм; = 1,0 для электрических машин, отнесенных к вспомогательному оборудованию, для машин основного оборудования = 0,85; = 0,7; — коэффициент использования, определяемый в зависимости от отношения коэффициента Кфс фактического спроса к нормируемому Кс; = 1,0 для электрических машин, установленных на стационарных установках, а для машин передвижных электрических установок = 0,6.
Ниже приведены значения коэффициентов и :
Кфс/Кс ……………….. 0,5 0,75 1,0 1,1 1,2 1,3
…………………… 1,3 1,1 1,0 0,9 0, 0,7
Ксм …………………… 1 1,25 1,5 1,75 2 2,5 3
……………………. 2 1,6 1,35 1,13 1 0,8 0,67
Под коэффициентом спроса Кс понимается отношение максимальной нагрузки предприятия (цеха, отдельного производства) Рmax к суммарной установленной на нем мощности электроприемников Ру (электродвигатели, электротехнологические процессы, освещение и др.). Под Ртах понимается получасовой максимум нагрузки предприятия, заложенный в его технический проект и заявляемый предприятием при составлении договора с энергоснабжаюшей организацией. По значению Pmax определяется, в частности, необходимая суммарная мощность связывающих его с электрической системой трансформаторов. Таким образом,
; (5.3)
Реальная нагрузка предприятия может отличаться от расчетной, также как и суммарная мощность установленных на нем приемников электрической энергии. Поэтому наряду с коэффициентом Кс (его значения приведены в Приложении 7) вводится коэффициент фактического спроса Кфс, который определяется опытным путем по фактическому среднечасовому максимуму нагрузки Рфmax и фактической установленной мощности электроприемников Рф.у. Коэффициент фактического спроса может существенно отличаться от первоначально принятого. Чем больше Кфс, тем больше средняя нагрузка электрических машин, установленных на предприятии:
(5.4)
По указанной методике для каждой электрической машины, установленной на предприятии, можно рассчитать промежуток времени между капитальными и текущими ремонтами и составить календарный график проведения этих ремонтов, согласовав его с графиком ремонтов основного технологического оборудования. На базе графиков ремонта по отдельным участкам и цехам составляется свободный график ремонта электрических машин по предприятию в целом.
Пример расчета.Определить продолжительность ремонтного цикла и межремонтного периода для асинхронного рольгангового двигателя с короткозамкнутым ротором типа АР, который установлен на прокатном стане металлургического завода, имеет трехсменный график работы (непрерывное производство) и коэффициент фактического спроса, равный 0,6.
Из приложения 7 находим, что для горячих цехов Tтабл = 4 года, tтабл = 6месяцев при Кс = 0,45. Далее определяем значение соответствующих коэффициентов: = 1 (у двигателя отсутствует коллектор); = 0,67 при Ксм = 3; = 0,7 (для Кфс/ Кс = 0,6/0,45 =1,33); = 0,85; =0,7(двигатель относится к основному оборудованию); =1 (установка стационарная). Тогда в соответствии с формулами (5.1), (5.2) рассчитываем время между двумя капитальными Тпл и текущими tпл, ремонтами:
Тпл =4,0∙1,0∙0,67∙0,7∙0,85∙1,0 = 1.6 (года); tпл =6,0∙1,0∙0,67∙0,7∙0,7∙1,0 =2 (месяца).
Срок 2 месяца соответствует 0,167 года, поэтому между двумя капитальными ремонтами двигатель должен пройти 8 текущих (Тпл / tпл =1,6/0,167=9, но поскольку очередной капитальный ремонт совпадает с текущим, то последний текущий ремонт заменяется на очередной капитальный).