Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница

Схема автоматического пуска и остановки двигателей вентиляторов по температуре масла дополняется автоматикой включения дутья при достижении номинального тока трансформатора и отключения дутья — при снижении тока нагрузки ниже номинального.

У мощных трансформаторов и автотрансформаторов дутьевое охлаждение не обеспечивает полного отвода тепло­ты потерь. В этих случаях применяется система воздушно-масляного охлаждения с принудительной циркуляцией мас­ла с помощью насосов и интенсивным обдувом охладите­лей вентиляторами, установленными на охладителях (рис. 71).

Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

1 — бак трансформатора; 2 — охладитель; 3 — электронасос; 4 — вентиляторы для обдувания охладителя; 5 — адсорбционный фильтр; 6 — струйное реле

Рисунок 71 Схема воздушно-масляного охлаждения (система ДЦ)

Охладители представляют собой спаренные друг с другом калори­феры. Каждый калорифер состоит из нескольких рядов труб, разваль­цованных в трубных досках или вваренных в них. Нагретое масло из верхней части бака забирается электронасосом и прогоняется через охладитель. Охлажденное масло возвращается в нижнюю часть бака и перемещается вверх благодаря конвекции.

Для увеличения теплоотдачи у крупных трансформаторов, выпус­каемых отечественной промышленностью, движение масла внутри трансформатора упорядочено: охлажденное масло подается по спе­циальным трубам к определенным частям обмоток, в результате чего создается организованная циркуляция масла по охлаждающим кана­лам. Такая система направленной циркуляции масла в обмотках более эффективна. Трансформаторы с искусственным охлаждением могут экс­плуатироваться только при работающих вентиляторах дутья, насосах циркуляции масла и с включенной сигнализацией о прекращении подачи масла и остановке вентиляторов обдува.

При остановленном принудительном охлаждении не обеспечивается охлаждение трансформатора, даже если он не несет нагрузки. В случае прекращения принудительного охлаждения трансформатор мощностью до 250 MBА мо­жет оставаться в работе с номинальной нагрузкой в тече­ние 1 ч, если температура верхних слоев масла не достигла 80 °С. Если трансформатор уже работал с предельной тем­пературой 80 °С, то с выходом из работы охлаждающего устройства он может нести номинальную нагрузку в тече­ние 10 мин или находиться в режиме XX не более 30 мин. По истечении указанного срока трансформатор должен быть отключен.

Управление двигателями системы охлаждения преду­сматривается автоматическое и ручное. Схема автоматиче­ского управления обеспечивает:

включение основной группы охладителей при включе­нии трансформатора в сеть;

увеличение интенсивности охлаждения включением до­полнительного охладителя при достижении номинальной нагрузки или определенной температуры масла в транс­форматоре;

включение резервного охладителя при аварийном от­ключении любого из работающих;

включение резервного питания двигателей насосов и вентиляторов при исчезновении напряжения или его сни­жении ниже 85 %, а также переключение питания с резерв­ного источника после восстановления напряжения в основ­ной сети.

Ручное управление двигателями всей системы охлажде­ния и каждого охладителя производится ключами управ­ления, положение которых проверяется внешним осмотром перед включением трансформатора в сеть.

Система масловодяного охлаждения с принудительной циркуляцией масла и охлаждающей воды является наибо­лее эффективной, но менее удобной в эксплуатации, чем рассмотренная выше система с принудительной циркуляцией масла. Для ее применения необходим мощный источ­ник водоснабжения и должны предусматриваться меры по предотвращению замораживания водяных магистралей, насосов и прочей аппаратуры в зимнее время.

Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

1 — бак трансформатора; 2 — электронасос; 3 — охладитель; 4 — адсорбционный фильтр; 5 — сетчатый фильтр; 6 — дифференциальный манометр; 7, 8 —маномет­ры; 9, 10 — термометры

Рисунок 72 Схема масловодяного охлаждения (система Ц)

Система ох­лаждения (рис. 72) состоит из одного или нескольких водяных маслоохладителей, двух-трех маслонасосов, тру­бопроводов, измерительной и защитной, аппаратуры. Горя­чее масло из верхней части бака трансформатора перека­чивается центробежными насосами через маслоохлади­тель, охлаждается в нем циркулирующей водой и возвращается в нижнюю часть бака.

Маслонасосы устанавливаются по ходу масла перед маслоохладителем, чтобы исключить подсосы воды в мас­ло в случае образования неплотностей и трещин в масло­охладителе. С этой же целью давление масла в маслоох­ладителе поддерживается выше давления воды не менее чем на 20 кПа. Охлаждающая вода подается из водопровод­ной сети или из естественных водоемов (рек, озер).

Включение в работу масловодяного охлаждения произ­водится после включения трансформатора в сеть: сначала включают в работу масляный насос и проверяют циркуля­цию в маслоохладителе, затем подают охлаждающую во­ду и проверяют соотношение давлений воды и масла. При необходимости производится регулирование давления. Маслоохладители в системе масловодяного охлаждения снижают температуру масла на 10—15°С и способны под­держивать температуру верхних слоев масла при номи­нальной нагрузке на уровне 50—55°С. Поэтому подачу охлаждающей воды в маслоохладители производят при температуре масла не ниже 15 °С. Отключение масловодя­ного охлаждения производится после отключения транс­форматора от сети: сначала прекращают доступ воды в маслоохладитель, а затем отключают маслонасос.

Нагрузка трансформатора с системами охлаждения Ц и ДЦ при отключении части работающих охладителей дол­жна быть уменьшена пропорционально числу отключенных охладителей:

Число работающих охладителей, % 100 90 80 70 60 50 40 30

Допустимая нагрузка, % номинальной 100 90 80 70 60 50 40 30

Обслуживание систем охлаждения заключается в на­блюдении за работой и уходе за оборудованием, исполь­зуемым в системах охлаждения. Осмотры систем охлажде­ния оперативным персоналом производятся одновременно с осмотром трансформаторов. При осмотрах проверяется: отсутствие течей масла из систем охлаждения; работа охла­дителей по их нагреву, определяемому на ощупь (у транс, форматоров с охлаждением ДЦ — по нагреву и по показа­ниям манометров, установленных вблизи маслоперекачивающих насосов); отсутствие нагрева, шума и вибрации маслоперекачивающих насосов; работа адсорбционных фильтров (ощупыванием рукой); состояние креплений маслопроводов, насосов и вентиляторов; работа вентиля­торов — по отсутствию вибрации, скрежета и задеваний крыльчаток за кожух.

Уход за оборудованием систем охлаждения включает в себя устранение обнаруженных при осмотрах неисправ­ностей, замену износившихся деталей (лопаток, крыльча­ток, подшипников), чистку охладителей и вентиляторов, смазку подшипников, контроль сопротивления изоляции электродвигателей. При уходе за охладителями системы охлаждения Ц выполняются периодические очистки труб и водяных камер от ила и других отложений на поверхно­стях охлаждения.

Эффективность работы систем охлаждения в целом проверяется по температуре верхних слоев масла в транс­форматоре. При исправном охлаждении и номинальной на­грузке максимальные температуры верхних слоев масла не должны превышать: в трансформаторах с охлаждением М и Д — 95 °С; с охлаждением ДЦ — 75 °С и с охлаждени­ем Ц—70 °С.

«Регулирование напряжения

и обслуживание регулирующих устройств»

При регулировании напряжения переключением ответ­влений обмоток трансформаторов изменяют их коэффици­енты трансформации, что дает возможность поддерживать на шинах НН (СН) подстанций напряжение, близкое к но­минальному, когда первичное напряжение отклоняется по тем или иным причинам от номинального.

Переключают ответвления на отключенных от сети трансформаторах устройствами ПБВ (переключения без возбуждения) или на работающих трансформаторах под нагрузкой устройствами РПН (регулирования под нагруз­кой).

Устройствами ПБВ снабжаются почти все трансформа­торы. Они позволяют регулировать напряжение ступенями относительно номинального ±5; ±2,5 %; Uном. Применя­ются ручные трехфазные и однофазные переключатели. Однофазный переключатель барабанного типа, устанавли­ваемый на каждой фазе обмотки ВН, показан на рис. 73

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

1— отводы; 2 — текстолитовые ос­нования; 3 — контактные кольца; 4— полый токоведущий стержень; 5 — коленчатый вал; 6 — изолирую­щая штанга: 7 — ручной привод; 8 — крышка бака; 9 — ярмовая бал­ка; 10 — деревянная рама; 11 — текстолитовая шпилька; 12—за­щитные бумажио-бакелитовые ци­линдры; 13 — переключатель

Рисунок 73 Переключатель от­ветвлений барабанного типа (а) и крепление его к ярмовой балке трансформатора (б)

Контактная система переключателя состоит из неподвиж­ных контактных стержней 4, соединенных с отводами 1, и подвижных контактных колец 3, замыкающих между со­бой различные пары неподвижных контактов. Контактные кольца перемещаются коленчатым валом 5, ось которого при помощи изолирующей штанги 6 соединяется с приво­дом на крышке трансформатора 7. Переключатель смонти­рован на изолирующих основаниях 2.

Трансформаторы с РПН имеют большее число регули­ровочных ступеней и более широкий диапазон регулирова­ния (до 20 %), чем трансформаторы с ПБВ. Применяемые схемы трансформаторов с РПН представлены на рис. 74. Часть обмотки ВН с ответвлениями называется регулировочной обмоткой. Расширение регулировочного диапазо­на без увеличения числа отводов достигается применением схем с реверсированием (рис. 74,б). Переключатель-ре­версор 5 позволяет присоединять регулировочную обмотку 3 к основной / согласно или встречно, благодаря чему диа­пазон регулирования удваивается. У трансформаторов устройства РПН обычно включаются со стороны нейтрали, что позволяет выполнять их с пониженной на класс напря­жений изоляцией.

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

1, 2— обмотки ВН и НН;— регулировочная обмотка;— переключающее устрой­ство; 5 — реверсор

Рисунок 74 Схемы транс­форматоров с регулиро­ванием напряжения под нагрузкой:

а — без реверсирования ре­гулировочной обмотки; б — то же с реверсированием

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

1-регулировочная обмотка; 2 — переключающее устройство

Рисунок 75 Схемы регулирования напряжения на автотрансформаторах:

а —в нейтрали; б - на стороне ВН; в — на стороне СН

На рис. 75 показаны схемы регулирования на авто­трансформаторах. Регулирование со стороны нейтрали (рис. 75, а) называют связанным, так как при переклю­чении одновременно меняется число витков обмоток ВН и СН, что вызывает колебания индукции в магнитопроводе и напряжения на зажимах обмотки НН. Чтобы избежать недостатков связанного регулирования, применяют схемы раздельного регулирования с включением РПН со стороны линейных вводов ВН (рис. 75,б) или СН (рис. 75,в). Такие схемы удобны в эксплуатации, но устройства РПН в этих случаях должны быть более высокого класса напря­жения.

Устройство РПН состоит из следующих основных ча­стей: контактора, разрывающего и замыкающего цепь ра­бочего тока в процессе коммутации; избирателя, контакты которого размыкают и замыкают электрическую цепь без тока; токоограничивающего сопротивления (реактора или резистора); приводного механизма. Последовательность ра­боты устройств РПН с реактором (серий РНО, РНТ) и с резистором (серий РНОА, РНТА) показаны на рис. 76. Необходимая очередность в работе контакторов и избира­телей обеспечивается приводным механизмом с реверсив­ным пускателем. В переключающем устройстве РПН с ре­актором реактор рассчитан на длительное прохождение номинального тока. В нормальном режиме работы через реактор проходит только ток нагрузки. В процессе пере­ключения ответвлений, когда часть регулирующей обмотки оказывается замкнутой на реактор (рис. 76,в), он огра­ничивает до приемлемых значений ток Iцирк, проходящий в замкнутом контуре.

Реактор и избиратель, на контактах которого дуги не возникает, обычно размещают в баке трансформатора, а контактор помещают в отдельном масляном баке, чтобы не допускать разложения электрической дугой масла, на­ходящегося в трансформаторе.

Действие переключающих устройств РПН с резистора­ми во многом сходно с работой РПН с реактором. Отли­чие состоит в том, что в нормальном режиме работы рези­сторы закорочены или отключены и ток по ним не прохо­дит, а в процессе коммутации ток проходит в течение сотых долей секунды. Резисторы не рассчитаны на длитель­ную работу под током, поэтому переключение контактов в них происходит быстро под действием мощных сжатых пружин. Резисторы имеют небольшие размеры и являются, как правило, конструктивной частью контактора.

Устройства РПН приводятся в действие дистанционно со щита управления и автоматически от устройств регули­рования напряжения.

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

Р-реактор; R1 и R2 – резисторы; П- переключатели (избиратели); К1- К4 – контакторы; РО- регулировочная обмотка

Рисунок 76 Последовательность работы переключающих устройств РПН с реактором (а-ж) и с резистором (з-н)

Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

Для автоматического управления РПН снабжаются блоками автоматического регулирования коэффициента трансформации (АРКТ). Структурная схема блока АРКТ показана на рис. 77. Регулируемое напряжение подается на зажимы блока АРКТ от трансформатора напряжения. Кроме того, устройством токовой компенсации ТК учиты­вается еще падение напряжения от тока нагрузки. На вы­ходе блока АРКТ исполнительный орган И управляет работой приводного механизма. Схемы блоков АРКТ весьма разнообразны, но все они содержат элементы, указанные на рис. 77.

1 — регулируемый транс­форматор; 2 — трансфор­матор тока; 3 — транс­форматор напряжения; ТК — устройство токовой компенсации; ИО — из­мерительный орган; У — орган усиления; В — ор­ган выдержки времени; И — исполнительный ор­ган; ИЛ — источник пи­тания; ПМ — приводной механизм

Рисунок 77 Структур­ная схема блока ав­томатического регу­лирования напряже­ния

«Обслуживание устройств регулирования напряжения»

Перестановка переключателей ПБВ с одной ступени на другую в эксплуатации производится редко (2—3 раза в год при сезонном регулировании). При длительной работе без переключения контактные стержни и кольца покрыва­ются пленкой окиси. Чтобы разрушить эту пленку и создать хороший контакт, рекомендуется при каждом переводе переключателя предварительно прокручивать его (не менее 5—10 раз) из одного крайнего положения в другое. При пофазном переводе переключателей проверяется их оди­наковое положение. Приводы переключателей на каждой ступени фиксируются стопорными болтами.

Устройства РПН должны постоянно находиться в рабо­те с включенными блоками АРКТ. На дистанционное управление РПН переводят только при неисправности бло­ков АРКТ. При осмотрах РПН сверяют показания указа­телей положения переключателей на щите управления и на приводах РПН, так как по ряду причин возможно рассогла­сование сельсина-датчика и сельсина-приемника. Проверя­ется также одинаковое положение переключателей РПН всех параллельно работающих трансформаторов или от­дельных фаз при пофазном управлении.

Наличие масла в баке контактора проверяется по маслоуказателю. Уровень масла следует поддерживать в до­пустимых пределах. При пониженном уровне масла увели­чивается время горения дуги на контактах. Превышение нормальной отметки уровня масла обычно наблюдается при нарушении уплотнений отдельных узлов масляной си­стемы.

Нормальная работа контакторов гарантируется при температуре масла не ниже —20 °С. При более низкой тем­пературе масло сильно густеет и контактор испытывает значительные механические нагрузки, которые могут при­вести к его поломке. Кроме того, возможно повреждение резисторов из-за увеличения времени переключения и бо­лее длительного пребывания их под током. Чтобы избе­жать указанных повреждений, при понижении температу­ры окружающего воздуха до —15 °С должна включаться система автоматического обогрева контакторов.

В процессе регулирования напряжения переключением ответвлений с помощью устройств ПБВ или РПН персонал не должен допускать длительного повышения напряжения на трансформаторе сверх номинального для данного от­ветвления .

При параллельной работе двух регулируемых транс­форматоров и более изменение их коэффициентов транс­формации следует производить по возможности одновре­менно, чтобы избежать перегрузки уравнительным током. При автоматическом управлении РПН эта роль выполня­ется специальной блокировкой. Если же автоматическое управление отсутствует, переключение ответвлений следу­ет производить постепенно, не допуская рассогласования по ступеням ответвлений более чем на одну ступень.

Контакторы РПН обычно выводятся в ремонт после вы­полнения 20—30 тыс. операций под током. При этом заме­няются обгоревшие контакты, заменяется масло.

«Включение в сеть и контроль за работой»

Перед включением трансформатора в сеть из резерва или после ремонта производится осмотр как самого транс­форматора, так и всего включаемого с ним оборудования. При этом проверяются: уровень масла в расширителе и вводах трансформатора; исправность и пусковое положе­ние оборудования системы охлаждения; правильное поло­жение указателей переключателей напряжения; положение заземляющего разъединителя и состояние разрядников в нейтрали; отключен ли дугогасящий реактор; состояние фарфоровых изоляторов и покрышек вводов, а также шинопроводов и экранированных токопроводов.

Если трансформатор находился в ремонте, то обраща­ется внимание на чистоту рабочих мест, отсутствие закороток, защитных заземлений и посторонних предметов на трансформаторе и оборудовании трансформатора.

Включение трансформатора в сеть производится толч­ком на полное напряжение со стороны питания (сетевых трансформаторов со стороны обмотки ВН). Включение ча­сто сопровождается сильным броском тока намагничива­ния. Однако автоматического отключения трансформатора дифференциальной токовой защитой при этом не происхо­дит, так как она отстраивается от тока намагничивания при первом опробовании трансформатора напряжением, что позволяет избежать ложных срабатываний ее при всех последующих включениях.

При включении трансформатора в работу не исключено появление на нем сразу номинальной нагрузки. Включение на полную нагрузку разрешается при любой отрицатель­ной температуре воздуха трансформаторов с системами ох­лаждения М и Д и не ниже —25 °С трансформаторов с си­стемами охлаждения ДЦ и Ц. Если температура воздуха, а следовательно, и масла в трансформаторе окажется ниже указанной, ее поднимают включением трансформатора на холостой ход или под нагрузку не более 50 % номинальной. В аварийных ситуациях этих ограничений не придержива­ются (что, естественно, отражается на износе изоляции об­моток).

Повышение вязкости масла в зимнее время учитывается при включении в работу не только самого трансформатора, но и его охлаждающих устройств. Циркуляционные насосы серии ЭЦТ надежно работают при температуре перекачи­ваемого масла не ниже -—25 °С, а серии ЭЦТЭ — не ниже —20 °С. Поэтому при включении трансформаторов в рабо­ту циркуляционные насосы систем охлаждения включают­ся лишь после предварительного нагрева масла до указан­ных значений температур. Во всех остальных случаях насосы принудительной циркуляции масла должны автома­тически включаться в работу одновременно с включением трансформатора в сеть. Вентиляторы охладителей при низ­ких температурах масла должны включаться в работу, ког­да температура масла достигнет 45 °С.

Контроль за нагрузками трансформаторов, находящих­ся в работе, производится по амперметрам, на шкалах ко­торых должны быть нанесены красные риски, соответст­вующие номинальным нагрузкам обмоток. Одновременно с контролем значения тока проверяется равномерность нагрузки по фазам. У автотрансформаторов контролируется также ток в общей обмотке.

При номинальных токах трансформаторы могут рабо­тать неограниченно долго, если условия охлаждения соот­ветствуют номинальным.

В реальных условиях трансформаторы работают с пе­ременной нагрузкой, причем большую часть суток и осо­бенно в ночное время их нагрузка ниже номинальной. При таких условиях работы естественный износ их изоляции уменьшается. Недоиспользованные ресурсы изоляции без ущерба для срока службы трансформатора используются в эксплуатации путем систематических перегрузок, устанавливаемых в зависимости от характера суточного графи­ка нагрузки, температуры охлаждающей среды и недогру­зок в летнее время. Допустимое значение перегрузки и ее продолжительность определяются по графикам нагрузоч­ной способности трансформаторов согласно ГОСТ 14209-69. Перегрузка трансформаторов в этом случае не должна превышать 50 % его номинальной мощности.

В аварийных случаях (например, при выходе из рабо­ты одного из трансформаторов и отсутствии резерва) до­пускается аварийная перегрузка оставшихся в работе трансформаторов. Перегрузка разрешается независимо от значения предшествующей нагрузки трансформатора и температуры охлаждающей среды в следующих пределах:

Перегрузка по току, °/о номинальной нагрузки 30 45 60 75 100 200

Длительность перегрузки, мин 120 80 45 20 10 1,5

Приведенные данные аварийной перегрузки распро­страняются на все масляные трансформаторы и автотранс­форматоры, кроме тех, перегрузка которых ограничена за­водом-изготовителем.

Контроль за напряжением, подведенным к трансформа­тору, производится по вольтметрам, измеряющим напря­жение на шинах.

Превышения напряжения на трансформаторах сверх номинального допускаются в сравнительно небольших пре­делах: длительно на 5 % при нагрузке не выше номиналь­ной и на 10 % при нагрузке не выше 25 % номинальной; длительно до 10% для станционных трансформаторов, рабо­тающих в блоке с генератором, автотрансформаторов без ответвлений со стороны нейтрали и регулировочных транс­форматоров при нагрузке не выше номинальной, Превы­шение указанных напряжений приводит к перенасыщению магнитопровода, резкому увеличению тока и потерь XX. При этом потери в стали возрастают пропорционально квадрату напряжения. Увеличение потерь в стали является причиной местных нагревов стальных конструкций магни­топровода.

Контроль за тепловым режимом трансформаторов сво­дится к периодическим измерениям температур верхних слоев масла в баках. Измерения производятся при помощи стеклянных термометров, погруженных в специальные гильзы на крышках трансформаторов, дистанционных термометров сопротивления и термометров манометрического типа — термосигнализаторов. Периодические осмотры. Трансформаторы осматривают­ся без отключения в следующие сроки: главные трансфор­маторы и трансформаторы собственных нужд станций и подстанций с постоянным дежурством персонала — 1 раз в сутки; трансформаторы подстанций и гидростанций без по­стоянного дежурства персонала — не реже 1 раза в месяц.

Осмотры производятся также и при действии сигнали­зации о нарушении режима работы трансформаторов или систем их охлаждения, при срабатывании устройств релей­ной защиты или автоматики. При стихийных бедствиях (пожары, землетрясения и т.д.) трансформаторы должны осматриваться немедленно.

Цель периодических осмотров — проверка условий ра­боты трансформаторов и выявление неполадок, которые при развитии могут привести к аварийным повреждениям. При осмотре проверяется внешнее состояние систем охлаждения, устройств регулирования напряжения под нагрузкой, уст­ройств защиты масла от окисления и увлажнения, фарфо­ровых и маслонаполненных вводов, защитных разрядников на линейных вводах и в нейтралях, кранов, фланцев и лю­ков, а также резиновых прокладок и уплотнений (они не должны набухать и выпучиваться); отсутствие течей масла и уровень его в расширителях, целость и исправность при­боров (термометров, манометров, газовых реле), маслоуказателей, мембран выхлопных труб; исправность зазем­ления бака трансформатора; наличие и исправность средств пожаротушения, маслоприемных ям и дренажей; состоя­ние надписей и окраски трансформаторов.

Отключение трансформатора от сети, как правило, про­изводят выключателями сначала со стороны нагрузки, а затем со стороны питания. На подстанциях с упрощенной схемой (без выключателей со стороны ВН) отключение трансформаторов со стороны нагрузки производят выключателями, а со стороны питания — отделителями.

Параллельная работа трансформаторов»

Параллельная работа трансформаторов с нагрузками, пропорциональными их номинальным мощностям, возмож­на при равенстве первичных и вторичных напряжений (ра­венстве коэффициентов трансформации), равенстве напря­жений КЗ и тождественности групп соединения обмоток.

При включении на параллельную работу трансформа­торов с различными коэффициентами трансформации на­пряжения на зажимах их вторичных обмоток будут раз­личными. Разность вторичных напряжений вызывает про­хождение уравнительных токов. Значение уравнительного тока может быть подсчитано по формуле

Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

где ∆U = U1—U2 — разность вторичных напряжений транс­форматоров; ZK1 и ZK2 — полные сопротивления КЗ перво­го и второго трансформаторов, определяемые по формуле

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

где uк % — напряжение КЗ.

Пример. Два трансформатора с разными значениями вторичных напряжений включаются на параллельную работу. Трансформаторы имеют следующие технические данные: S1 = S2=40 МВ-А; U1= 10,5кВ; U2=10 кВ; uк1 = uк2=8,5 %; группы соединения обмоток У/Д-11. Опре­делить уравнительный ток после включения трансформаторов на па­раллельную работу.

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

Решение. Номинальные токи трансформаторов

Разность вторичных напряжений ∆U= 10 500—10 000=500 В. Уравнительный ток

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

Уравнительные токи, загружая обмотки трансформато­ров, увеличивают потери энергии и снижают суммарную мощность подстанции, поэтому прохождение их недопу­стимо. В связи с этим согласно ГОСТ 11677-75 у трансформаторов, включаемых на параллельную работу, коэффициенты трансформации не должны отличаться более чем на ±0,5%.

Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru Различие в значениях напряжений КЗ трансформато­ров обусловливает распределение между ними общей на­грузки пропорционально их номинальным мощностям и обратно пропорционально напряжениям КЗ:

где S — общая нагрузка; S1/ и S/2 —реальные нагрузки трансформаторов; Sном1 и Sном2 — номинальные мощности трансформаторов; uк1 и uк2 — напряжение КЗ трансформа­торов; uк/ —эквивалентное напряжение КЗ параллельно включенных трансформаторов.

Из формулы следует, что большую нагрузку примет на себя трансформатор с меньшим значением напряжения КЗ.

Пример. На параллельную работу включаются два трансформатора мощностью Sном1 = Sном2= 40 МВ-А, имеющих напряжения КЗ uк1 = 8,5 %; uк2=7,5 %. Суммарная нагрузка потребителей S'=80 МВ-А. Определить распределение нагрузки между трансформаторами.

 
  Тема 2.3 Эксплуатация силовых трансформаторов и автотрансформаторов 2 страница - student2.ru

Наилучшее использование установленной мощности трансформаторов может быть только при равенстве напря­жений КЗ. Однако в эксплуатации допускается включение на параллельную работу трансформаторов с отклонением напряжений КЗ от их среднего значения, но не более чем на ±10 %. Это допущение связано с возможным отступле­нием (в пределах производственных допусков) при изготов­лении трансформаторов в размерах обмоток, влияющих на uк.

Наши рекомендации