Допускаемые напряжения изгиба
Сила взаимодействия между звеньями приводит к возникновению не только контактных напряжений, но и напряжений изгиба в поперечных сечениях зуба, вызывающих его поломку. Во избежание поломки зубьев они рассчитываются на изгиб. Для этого необходимо определить допустимое напряжение изгиба.
Допускаемые напряжения изгиба, МПа:
.
где – предел выносливости зубьев при изгибе, МПа; – коэффициент безопасности; – коэффициент долговечности; – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.
После определения допускаемых контактных напряжений для колеса и шестерни следует расчет допускаемого контактного напряжения для всей ступени в целом, МПа.
Для всех видов зубчатых передач .
Рекомендуемые сочетания термообработок шестерни и колеса даны в таблице 4.5.
Таблица 4.5
Рекомендуемые сочетания термообработок шестерни и колеса
№ варианта | Пара зубчатых колёс | Марка стали и термообработка | Допускаемые напряжения |
Шестерня | Сталь 35 ГОСТ 1050-88 улучшение до 127…145 HB + ТВЧ до 35…50 HRC | [σH]1=662,5 МПа; [σF]1 =115 МПа. | |
Колесо | Сталь 35 ГОСТ 1050-88 улучшение до 138…174 HB | [σH]2=314,5 МПа; [σF]2 =115 МПа. |
Продолжение табл. 4.5
№ варианта | Пара зубчатых колёс | Марка стали и термообработка | Допускаемые напряжения |
Шестерня | Сталь 40 ГОСТ 1050-88 улучшение до 150…187 HB + ТВЧ до 35…50 HRC | [σH]1=662,5 МПа; [σF]1 =158,5 МПа. | |
Колесо | Сталь 40 ГОСТ 1050-88 улучшение до 150…187 HB | [σH]2=336,4 МПа; [σF]2 =158,5 МПа. | |
Шестерня | Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 улучшение до 187…269 HB + ТВЧ до 45 HRC | [σH]1=931,7 МПа; [σF]1 =190 МПа. | |
Колесо | Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 улучшение до 154…217 HB | [σH]2=371,6 МПа; [σF]2 =190 МПа. | |
Шестерня | Сталь 40ХН ГОСТ 4543-71 улучшение до 196…241 HB + ТВЧ до 52…56 HRC | [σH]1=1050,7 МПа; [σF]1 =230 МПа. | |
Колесо | Сталь 40ХН ГОСТ 4543-71 улучшение до 207…255 HB | [σH]2=440 МПа; [σF]2 =230 МПа. | |
Шестерня | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 улучшение до 150…167 HB + ТВЧ до 40 HRC | [σH]1=733,3 МПа; [σF]1 =160 МПа. | |
Колесо | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 улучшение до 161…207 HB | [σH]2=356,4 МПа; [σF]2 =160 МПа. | |
Шестерня | Сталь 40ХН ГОСТ 4543-71 улучшение до 196…241 HB + ТВЧ до 52…56 HRC | [σH]1=993,7 МПа; [σF]1 =158,5 МПа. | |
Колесо | Сталь 40 ГОСТ 1050-88 улучшение до 150…187 HB | [σH]2=336,4 МПа; [σF]2 =158,5 МПа. | |
Шестерня | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 улучшение до 167…217 HB + ТВЧ до 40 HRC | [σH]1=733,3 МПа; [σF]1 =160 МПа. | |
Колесо | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 улучшение до 167…217 HB | [σH]2=367,3 МПа; [σF]2 =160 МПа. |
Окончание табл. 4.5
№ варианта | Пара зубчатых колёс | Марка стали и термообработка | Допускаемые напряжения |
Шестерня | Сталь 40 ГОСТ 1050-88 закалка до 174…217 HB | [σH]1=348,3 МПа; [σF]1 =158,5 МПа. | |
Колесо | Сталь 40 ГОСТ 1050-88 улучшение до 150…187 HB | [σH]2=336,4 МПа; [σF]2 =158,5 МПа. | |
Шестерня | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 закалка до 241…285 HB | [σH]1=460 МПа; [σF]1 =160 МПа. | |
Колесо | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 улучшение до 167…217 HB | [σH]2=367,3 МПа; [σF]2 =160 МПа. | |
Шестерня | Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 закалка до 217…269 HB | [σH]1=420 МПа; [σF]1 =190 МПа. | |
Колесо | Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 улучшение до 154…217 HB | [σH]2=371,6 МПа; [σF]2 =190 МПа. |
Здесь [σH]1,2 – допускаемое контактное напряжение для шестерни и колеса соответственно; [σF]1,2 – допускаемое напряжение изгиба.
Пример выполнения
СРС оформить рукописным или машинописным способом на одной стороне листа формата А4 по ГОСТ 7 32. Пример оформления показан на рис. 1.4.
Задание к сквозному проектированию
1. Выполнить кинематический расчет привода.
2. Определить допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба для передачи в целом.
3. Выполнить проектировочный расчет зацепления.
4. Выполнить компоновку редуктора (1-й этап) на формате А3.
Исходные данные:
1. Электродвигатель
2. Муфта
3. Редуктор
4. Цепная передача
5. Приводной вал с тяговой звездочкой
6. Рама
Рис. 4.3. Кинематическая схема
привода к цепному конвейеру
Ft = 1,12 кН – окружное усилие на приводном валу;
V = 0,85 м/с – скорость цепи конвейера;
zзв = 14 – число зубьев тяговой звездочки;
t = 80 мм – шаг тяговой звездочки.
Нагрузка постоянная. Выпуск мелкосерийный (< 50шт/г). Срок службы 5 лет.
Ft = 1,12 кН – окружное усилие на приводном валу;
V = 0,85 м/с – скорость цепи конвейера;
Порядок выполнения
1. Кинематический расчет привода цепного конвейера
1.1. Мощность на приводном валу:
Nприв.в.= Ft ∙ V = 1,12 ∙ 0,85 = 0,95кВт.
1.2. Частота вращения приводного вала цепного конвейера:
1.3. Общий коэффициент полезного действия привода:
,
где = 0,98 – КПД муфты; = 0,97 – КПД закрытой цилиндрической зубчатой передачи; = 0,99 – КПД пары подшипников качения; = 0,91 – КПД цепной передачи (табл. 4.1).
1.4. Расчетная мощность электродвигателя:
1.5. Выбор электродвигателя:
Принимаем электродвигатель переменного тока серии АИР мощностью Nдв = 1,5 кВт (табл. 4.3). Перегрузка электродвигателя отсутствует.
Расчет ведем по номинальным частотам вращения двигателя:
= 2850 мин- 1; = 1395 мин-1;
= 925 мин-1; = 702 мин-1.
1.6. Общее передаточное отношение привода:
; ;
;
1.7. Разбивка общего передаточного отношения привода.
Назначим для открытой цепной передачи передаточное отношение по табл. 4.4 =3.6.
Тогда фактическое передаточное отношение редуктора:
;
; .
Номинальное передаточное отношение получаем путем согласования фактического значения со стандартным рядом номинальных передаточных чисел:
= 18; = 9; = 5,6; = 4,5.
В рекомендуемый диапазон передаточных отношений для закрытой цилиндрической передачи от 2 до 6.3 (табл. 4.4) входят следующие значения: = 5,6; = 4,5. Оценим отклонение фактического передаточного отношения редуктора от его номинального значения:
< 4% > 4%.
Назначим для редуктора = 5,6. Уточним значение общего передаточного отношения привода = = 5,6 ∙ 3,6 = 20,16.
Данной разбивке соответствует Двигатель АИР90L6 ТУ 16 – 525.564 – 84, для которого = 1,5кВт, = 925 мин-1.
1.8. Мощность на каждом валу привода:
;
;
.
1.9. Частота вращения валов привода:
- соединение муфтой;
;
.
1.10. Крутящий момент на каждом валу привода:
;
;
2. Допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба для передачи в целом
2.1. Материалы и допускаемые напряжения зубчатой пары (по табл. 4.5). Шестерня: Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 закалка до 217…269 HB;
[σH]1=420 МПа - допускаемое контактное напряжение для шестерни;
[σF]1 =190 МПа - допускаемое напряжение изгиба.
Колесо: Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 улучшение до 154…217 HB;
[σH]2=371,6 МПа - допускаемое контактное напряжение для колеса;
[σF]2 =190 МПа - допускаемое напряжение изгиба.
2.2. Допускаемое контактное напряжение для передачи в целом
Для прямозубой цилиндрической передачи:
.
2.3. Допускаемое напряжение изгиба для передачи
Для всех типов передач:
.
3. Проектировочный расчет цилиндрической зубчатой передачи с использованием типовой расчетной программы
Исходные данные
Передача цилиндрическая прямозубая; расположение зубчатых колес относительно опор - симметричное; Н1 < 40HRC; [sigma]_H = 371,6МПа; [sigma]_F =190МПа;
u= 5,6; T1= 11,36Hм; alpha = 20 град; h*_a = 1; c* = 0,25.
Результаты проектировочного расчета
Номинальное межосевое расстояние a_w = 125мм
Делительное межосевое расстояние a = 125мм
Ширина колеса b_2 = 50мм
Модуль передачи m = 2мм
Угол наклона зубьев beta = 0
Число зубьев: шестерни z1 = 19 колеса z2 = 106
Коэффициенты смещения: шестерни X1= 0 колеса Х2= 0
Фактическое передаточное число u_ф = 5,579
Коэффициент воспринимаемого смещения y = 0
Коэффициент уравнительного смещения delta y = 0
Делительные диаметры: шестерни d1 = 38мм колеса d2 = 212мм
Основные диаметры: шестерни d_b1 = 35,708мм колеса d_b2 = 199,215мм
Начальные диаметры: шестерни d_w1 = 38мм колеса d_w2 = 212мм
Диаметры окружности вершин: шестерни d_a1 = 42мм колеса d_a2 = 216мм
Диаметры окружности впадин: шестерни d_f1 = 33мм колеса d_f2 = 207мм
Силы в зацеплении
Окружная сила на шестерне F_t1 = 597,895H колесе F_t2 = 597,895H
Радиальная сила на шестерне F_r1 = 217,634H колесе F_r2 = 217,634H
4. Компоновка редуктора (1-й этап)
Расчет к первому этапу компоновки редуктора:
- минимально допустимый диаметр быстроходного вала:
где [τ]=10 МПа – допускаемое напряжение на кручение для быстроходных валов; 0,2 – понижающий коэффициент при допускаемом напряжении; Тб.в. - крутящий момент на быстроходном валу, Нм;
- минимально допустимый диаметр тихоходного вала:
где [τ]=20 МПа – допускаемое напряжение на кручение для тихоходных валов; Тт.в. - крутящий момент на тихоходном валу, Нм.
Для силовых механизмов (редукторы) d min =16 мм. Полученные значения dб.в. и dт.в округлить в большую сторону по ряду нормальных линейных размеров (табл. 2.2). Принимаем: dб.в = 18мм; dт.в=25мм.
- ширина венца шестерни цилиндрической передачи
что соответствует ряду нормальных линейных размеров (табл.2.2).
Компоновку редуктора выполнить на листах формата А3 или А2 в натуральную величину (М 1:1). Допускаются масштабы уменьшения (М 1:2) или увеличения (М 2:1).
Редуктор отобразить в полном соответствии с кинематической схемой, которую можно указать в левом верхнем или нижнем углу компоновки.
Пример первого этапа компоновки одноступенчатого цилиндрического редуктора с прямозубым зацеплением представлен на рис. 4.4.