Аппараты управления и контроля.
Аппараты управления и контроля предназначены для управления стрелками, сигналами и другими устройствами (объектами), контроля состояния управляемых объектов, отображения поездного положения на станциях, оборудованных электрической централизацией. Они устанавливаются в помещении дежурного по централизации (на блок - посту).
Пульты и табло, как правило, совмещают в единую конструкцию, называемую пульт – табло.
С 2000 г началось внедрение систем управления с помощью автоматизированного рабочего места (АРМ), позволяющих отказаться от пульт-табло.
Пульт–табло унифицированные типов УП–1,УП-2(с 1987 года сняты с производства) представляют собой сварной корпус глубиной 350 мм и высотой 1530 мм, сверху и с боковых сторон обшитый листовой сталью. В верхней части располагается лицевая панель в виде металлического листа с прорезями. Нижняя лицевая и вся задняя часть закрыты съемными щитами (крышками), снабженными приспособлениями для пломбирования.
Пульты-табло различаются по длине и, соответственно, количеству размещаемых на лицевой панели элементов: УП – 1 – 850 мм; УП – 2 – 1200 мм.
На лицевой панели размещаются: световая схема путевого развития станции, повторители светофоров, средства индикации, кнопки (рукоятки) управления;
ключ-жезл, предназначенный для перевода станции на диспетчерское или местное управление. При местном управлении он находится в вертикальном положении, для перехода на диспетчерское управление – поворачивается по часовой стрелке на 90˚.
Световая схема станции выполняется с помощью световых ячеек, которые устанавливают в прорези лицевой панели. В каждой ячейке размещены две коммутаторные лампы; одна из ламп закрыта зеленым светофильтром. При включении той или другой лампы ячейка может светиться белым или зеленым цветом.
Контрольные лампы повторителей светофоров, пригласительных сигналов и других устройств размещаются в отдельных патронах, снабженных линзами соответствующих цветов.
Кнопки задания маршрутов (маршрутные кнопки) располагаются на табло
в соответствии с путевым развитием станции. Наибольшее применение имеют двухпозиционные кнопки без фиксации нажатого положения и кнопки – счетчики.
Кнопки бывают пломбируемые и непломбируемые.
На пульте–табло устанавливаются:
– кнопки задания и отмены маршрутов и авторежимов;
– кнопки стрелок (управления, выключения, ВКС, резерва, макета, амперметра, стрелочного звонка, подсветки контроля положения);
– кнопки размыкания курбелей;
– кнопка отключения пульта–табло;
– кнопка выключения контрольного звонка батареи;
– кнопка выключения оповестительной сигнализации;
– кнопки–счетчики включения пригласительных сигналов, искусственного размыкания маршрутов и другие.
Пульты наклонные типа ППНБ с табло из блочных элементов представляет собой сварную конструкцию с наклонной и горизонтальной передней частью. Передняя нижняя и задняя части каркаса закрываются съемными щитами (крышками), имеющими приспособление для пломбирования.
Пульты-табло различаются по длине и, соответственно, количеству размещаемых элементов:
ППНБ -800-75 – 885 мм;
ППНБ -1200-75 – 1240 мм.
Табло набирается из мозаичных блоков размером 40 х 40 мм.
Для создания светосхемы табло выпускаются 44 конструктивных типа мозаичных блоков световой индикации, отличающихся друг от друга формой и размерами световых индикаторов (мнемознаков).
До 1999 года в мозаичных блоках применялись коммутаторные лампы КМ -24 -35, а там, где светофильтры зеленого и синего цветов – КМ-24-90. В настоящее время выпускаются пульты ППНБМ с субблоками на светодиодах.
На горизонтальной части схематично воспроизводится путевое развитие станции и размещаются маршрутные кнопки. Другие кнопки, кнопки–счетчики размещаются на горизонтальной и наклонной частях пульта.
· Аппараты управления и контроля в МРЦ парковых путей.
В качестве аппаратов управления маршрутно-релейной централизацией унифицированной системы и блочной маршрутно-релейной централизацией применяются пульты-табло; пульты-манипуляторы; выносные табло.
На пульте-табло размещаются световая схема путевого развития станции, повторители светофоров, кнопки управления маршрутами, стрелками и сигналами; на нем отображается состояние свободности путей, стрелочных секций; положение стрелок и сигналов и другая информация.
Пульт–табло состоит из отдельных секций прямоугольной формы. Выпускаются
4 типа секций: А, Б, В и С. Секции А,Б,В отличаются друг от друга габаритными размерами и на них размещается светосхема станции. Секция С служит для размещения аппаратуры связи.
Габаритные размеры секций (в мм):
– длина А = 850
Б = 1200
В =500
С =350
– ширина (для всех) 350
– высота (для всех) 1530-1800-1950
Схема расположения секций может быть различной, исходя из местных особенностей станций, помещений, количества устройств.
Для управления устройствами электрической централизации с числом стрелок свыше 50 применяют пульт–манипулятор и выносное табло.
Конструктивно пульт–манипулятор состоит из прямоугольных и трапецеидальных секций с наклонной верхней панелью. На панели размещаются кнопки и коммутаторы для управления устройствами электрической централизации.
Выносное табло состоит из прямоугольных секций, которые могут располагаться в линию; возможно размещение крайних секций под углом 150° к секциям, установленным в линию. На выносном табло размещаются: светосхема станции, повторители светофоров и другие элементы индикации. В нижней части выносного табло устанавливаются пломбируемые кнопки выключения стрелок, искусственной разделки маршрутов и другие.
· Щиты стрелочных предохранителей и вспомогательных приборов.
Щит стрелочных предохранителей (ЩСП) размещается вблизи пульта централизации, имеющей 30 – 50 стрелок. На щите размещены предохранители пусковых цепей стрелок. Каждый предохранитель находится под отдельной пломбируемой крышкой.
При 4 -7 стрелках на станции на боковой стенке пульта – табло располагается панель предохранителей.
Щит вспомогательных приборов устанавливается вблизи пульта – табло.
На ЩВП располагаются:
– кнопки пригласительных сигналов (ПС);
– контрольные лампочки горения ПС;
– предохранители пусковых и рабочих цепей стрелок;
– вольтметр с переключателем для измерения напряжения рабочей и контрольной батарей.
Контрольный щит электромеханика предназначен для проверки исправности линий и ламп пригласительных сигналов, а также для извещения электромеханика СЦБ об отсутствии контроля положения стрелок, погасшем светофоре, перегорании предохранителей.