Экскаваторы ЭКГ: применение
Экскаваторная техника используется для разработки карьеров и грунтов различных категорий. Основной сферой применения машин является горнодобывающая промышленность. Здесь ЭКГ выполняют работы по разработке, вскрытию пород и полезных ископаемых с их последующей погрузкой в транспортную технику или отвал.
Экскаваторы ЭКГ: весь модельный ряд
Карьерные экскаваторы ЭКГ выпускаются с ковшами от 4 до 46 м3. Основная масса модификаций производится заводом УРАЛМАШ. По обозначению модели техники можно узнать о ее ключевых характеристиках. Так, цифра после аббревиатуры «ЭКГ» обозначает объем ковша. Буквенный индекс после цифры указывает на специальное назначение техники или на производителя.
Экскаваторы ЭКГ с объемом ковша от 4 м3 до 6 м3
Среди российских потребителей наибольшее распространение получили машины завода УРАЛМАШ. Экскаваторы ЭКГ этого производителя выпускаются в широкой модельной линейке. Особенно популярной стала техника с ковшами от 4 до 6 м3. В первую очередь следует обратить внимание на модель экскаватора ЭКГ-4,6А. Он стал прародителем всей линейки электрических полноповоротных машин УРАЛМАШа.
Техника выпускалась с 1965 по 1967 годы. На смену ЭКГ-4,6А пришел обновленный экскаватор ЭКГ-4,6Б, занимавший конвейер завода с 1967 по 70-е годы. Потребности в модернизации линейки привели к выпуску экскаваторов ЭКГ-5А. В 1980 году первая машина вышла на рынок.
Экскаваторы серии ЭКГ-5 выпускаются и в настоящее время. Специалисты не нашли существенных конструктивных изменений в обновленной модели. Классическая конструкция машин УРАЛМАШа предполагала наличие:
двухбалочной рукояти;
реечного напора;
двухгусеничного хода с раздельным приводом на каждую гусеницу;
стандартного оборудования типа прямая лопата.
Экскаваторы ЭКГ-5А получили ковш объемом 5,2 м3 и возможность оснащения другим рабочим оборудованием с объемом до 7 м3. Техника предназначалась для разработки горных и вскрышных пород, а также скальных пород, предварительно разрыхленных взрывом.
Благодаря раздельному приводу на обе гусеницы тяжелая техника с эксплуатационной массой 196 000 кг может разворачиваться с наименьшим радиусом и оставаться на месте во время работы на уклонах. Заводской двигатель экскаваторов ЭКГ-5А выдает 250 кВт мощности.
Особенного внимания заслуживают модификации самой популярной модели ЭКГ — экскаваторы ЭКГ-5УС, ЭКГ-5В, ЭКГ-5Д и ЭКГ-5У.
Экскаватор ЭКГ-5УС оснащается электрическим двигателем с мощностью 250 кВт;
Экскаватор ЭКГ-5В специально разрабатывался для разработки скальных пород без предварительного бурения и взрыва. Машина оснащается ковшом с молотками вместо зубьев. Это позволяет эффективно использовать ее для предусмотренных заводом условий;
Экскаватор ЭКГ-5Д оснащается, в отличие от собратьев, дизель-электрическим мотором и предназначается для погрузки горных пород на транспортные средства после разработки;
Экскаватор ЭКГ-5У оснащается независимым нижним приводом хода. Машина используется для проходки траншей, отработки уступов, погрузки грунтов на высоту выше опорной поверхности.
Одной из модификаций модельного ряда ЭКГ-12,5 стала машина ЭКГ-6,3У. Техника оснащается ковшом вместимостью 6 м3 и предназначается для погрузки пород на уровне выше стоянки экскаватора.
Экскаваторы ЭКГ с емкостью ковша 8-10 м3
В группе экскаваторов ЭКГ-8 всего одна модель — ЭКГ-8И. Машина оснащается двумя ковшами:
ковш для тяжелых грузов объемом 8 м3;
ковш для средних грузов объемом 10 м3.
Экскаватор ЭКГ-8И оснащается электромотором мощность 520 кВт и имеет эксплуатационную массу 373 тонны. Тяжелая машина может преодолевать подъемы до 12 градусов, сохраняя при этом работоспособность.
Еще один экскаватор ЭКГ-8 с маркировкой УС является модификацией более поздней версии ЭКГ-10. Машина оснащается удлиненной стрелой для погрузки породы на уровне стоянки транспортной техники. ЭКГ-8УС предназначен также для отработки уступов большой высоты и для перемещения железнодорожных путей.
Экскаваторы серии ЭКГ-10 оснащаются ковшами объемом 10 м3. В основную линейку входит три модификации:
ЭКГ-10;
ЭКГ-10Р;
ЭКГ-10М.
Экскаватор ЭКГ-10 является базовой моделью и выпускается для разработки горных пород на открытых карьерах с их последующей погрузкой в транспортные средства. Модификация ЭКГ-10Р оснащается ковшом объемом 8 м3 и отличается от базовой версии увеличенным усилием подъема. Здесь показатель равняется 110 тоннам.
Версия экскаватора ЭКГ-10М оборудована широким ковшом вместимостью 11,5 м3. Основное назначение техники — разработка угольных разрезов. Для этого производитель предусмотрел специальную конструкцию рабочего оборудования для его лучшей наполняемости.
Экскаваторы серии 12-18
Линейка особо тяжелых машин ЭКГ начинается с экскаватора ЭКГ-12,5. Техника предназначалась для разработки открытых карьеров и оснащалась независимым нижним приводом хода. Эксплуатационная масса машины составляет 677 000 кг. Объем стандартного ковша равняется 12 м3. Техника может разрабатывать горные породы в радиусе 21 метра на уровне стоянки.
Экскаватор ЭКГ-15 является закономерным продолжением линейки с увеличенным ковшом и улучшенными эксплуатационными показателями. Базовая версия ЭКГ-15 предназначена для работы с горными и вскрышными породами, образования отвалов и погрузки ископаемых на автомобильный и железнодорожный транспорт. Экскаваторы ЭКГ-15 оснащаются ковшами вместимостью 15 м3.
На базе ЭКГ-15 был создан модифицированный ЭКГ-18. Экскаватор получил увеличенное усилие подъема. Показатель достиг 170 тонн против 150 тонн у ЭКГ-15. Также техника могла похвастать 85 тоннами напорного усилия против 65 тонн у предшественника. Емкость ковша у обновленной модели достигла 20 м3, а эксплуатационная масса — 800 000 кг.
Экскаваторы серии 20
Экскаваторы ЭКГ-20 вошли в историю как самые мощные гусеничные карьерные экскаваторы отечественного производства. Машины оснащаются ковшами объемом 20 м3 и предназначаются для работы в особо тяжелых условиях. Технику применяют для разработки скальных пород при температурах до -50 градусов. Мощность сетевого мотора экскаваторов ЭКГ-20 достигла 2250 кВт. Рабочая масса машины равняется 1050 т.
Экскаваторы ЭКГ: цена
Экскаваторы ЭКГ можно купить от 2 900 000 рублей за технику б/у. Такая стоимость устанавливается на модели ЭКГ-5А. Доступные для перепродажи машины реализуются по средним ценам 3 800 000- 4 500 000 рублей. В основном предлагаются модели ЭКГ-5А и ЭКГ-12,5.
Поскольку гусеничные машины отечественного производства отличаются впечатляющей долговечностью, остро стоит вопрос ремонта экскаваторов ЭКГ. На производствах до сих пор работает техника 1983 года выпуска и раньше. Купить запчасти на экскаваторы ЭКГ можно у частных лиц и в специализированных компаниях.
Экскаваторы ЭКГ служат примером «вечно» советской техники. Со времени выпуска первой машины в 1965 году в конструкции ЭКГ мало что изменилось. Все модификации, дошедшие до наших дней, сохранили свои эксплуатационные характеристики и почти первозданное устройство.
Мы поговорим об экскаваторе ЭКГ-12,5 и его назначении.
Технические данные ЭКГ-12,5
Показатели | Значение |
Вместимость ковша для тяжелых грунтов, м3 | 12,5 |
Продолжительность цикла, с | |
Скорость передвижения, км/ч | 0,55 |
Наибольший подъем, преодолеваемый экскаватором при плотных грунтах, град | |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кгс/см2 | |
Масса экскаватора, т | |
Длина стрелы, м | |
Длина рукояти, м | 13,58 |
Наибольший радиус черпания, м | 22,5 |
Наибольшая высота черпания, м | 15,6 |
Габаритная высота до крыши кузова, м | 8,4 |
Просвет под поворотной платформы, м | 3,33 |
Ход рукояти | 4,8 |
Расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения экскаватора, м | 3,2 |
Длина гусеничного хода, м | 12,25-13,08 |
Высота до оси пяты стрелы, м | 4,85 |
Ширина гусеничного хода, м | 9,5 |
Ширина гусеничной цепи, м | 0,9 |
рисунок 1. Экскаватор ЭКГ-12,5
Разработал и выпускал экскаватор ЭКГ-12,5 с ковшом объемом 12,5 м3 Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ). С 1982 г. его выпуск был передан на Красноярский завод тяжелого машиностроения "Крастяжмаш".
Рабочее оборудование состоит из стрелы длиной 18 м и с круглой рукоятью, свободной от скручивающих нагрузок, длиной 13,58 м (ход рукояти - 4,8 м). На базе ЭКГ-12,5 разработан экскаватор ЭКГ-6,3У с ковшом уменьшенной емкости 6,3 м3 и увеличенной длиной рабочего оборудования: стрела 32 м, рукоять 24 м с ходом 8,74 м.
Вес экскаватора ЭКГ-12,5 - 677 т, экскаватора ЭКГ-6,3У - 652 т.
Экскаватор ЭКГ-12,5- мощная электрическая карьерная полноприводная лопата на малоопорном гусеничном ходу, предназначенная для разработки открытым способом полезных ископаемых или пород вскрыши с последующей погрузкой в транспортные средства или в отвал, применяется для работы с тяжелыми грунтами.
Экскаватор состоит из рабочего оборудования, поворотной платформы и нижней рамы с ходовыми тележками. Рабочее оборудование включает в себя ковш, рукоять, стрелу, механизмы открывания и торможения днища ковша. Поворотная платформа служит основанием для установленных на ней механизмов экскаватора (подъемной лебедки, механизма поворота, напорной лебедки, компрессора, электромеханического солидонагнетателя, электрооборудования), а также рабочего оборудования и составляет вместе с ними поворотную часть экскаватора. Поворотная часть экскаватора через кольцевой рельс опирается на роликовый круг, лежащий на кольцевом рельсе нижней рамы. Поворотная платформа соединена с нижней рамой центральной цапфой. Нижняя рама опирается на две ходовые тележки, каждая из которых несет по две гусеничные цепи. Каждая ходовая тележка имеет свой привод. К нижней раме прикреплен кабельный барабан, осуществляющий намотку и размотку электрического питающего кабеля при передвижении экскаватора. Для облегчения монтажа ремонта и обслуживания экскаваторов на нем установлены две электрические тали грузоподъемностью 3 т, а также две стрелоподъемные лебедки.
2. Исходные данные
Экскаватор ЭКГ-12,5, расчет механизма подъёма ковша.
Генератор ГПЭ-85/36-6К
Двигатель МПЭ-450-900-1
Таблица 2.1– технические данные генератора ГПЭ-85/36-6К
Наименование параметра | Обозначение | Величина |
1. Номинальная мощность, кВт | Pн | |
2. Номинальное напряжение, В | Uн | |
3. Номинальный ток, А | Iн | |
4. Номинальная частота вращения, об/мин | nн | |
5. Число пар полюсов | 2p | |
6. Напряжение возбуждения, В | Uв | |
7. Ток возбуждения, А | Iв | |
8. Сопротивление при 15˚ С, Ом; обмотки якоря, 10-3 дополнительных полюсов, 10-3 обмотки возбуждения компенсационной обмотки, 10-3 | Rя Rдп Rв Rко | 8,25 1,85 2,38 4,65 |
9. Число витков обмотки независимого возбуждения | W | |
10. Магнитный поток одного полюса, Вб 10-2 | Фн | 10,06 |
Таблица 2.2 – технические данные двигателя МПЭ-450-900-1
Наименование параметра | Обозначение | Величина |
1. Номинальная мощность, кВт | Pн | |
2. Номинальное напряжение, В | Uн | |
3. Номинальный ток, А | Iн | |
4. Номинальная частота вращения, об/мин | nн | |
5. Напряжение возбуждения, В | Uв | |
6. Ток возбуждения, А | Iв | 22,1 |
7. Число пар полюсов | 2p | |
8. Сопротивление при 15˚ С, Ом; обмотки якоря, 10-3 дополнительных полюсов, 10-3 компенсационной обмотки, 10-3 | Rя Rдп Rко | 5,5 1,3 4,43 |
9. Момент инерции якоря, кг∙м2 | Jдв | |
Таблица 2.3 – параметры экскаватора ЭКГ-12,
5
Наименование параметра | Обозначение | Величина |
1. Емкость ковша, м3 | Е | 12,5 |
2. Длина стрелы, м | Lс | 18,0 |
3. Длина рукоятки, м | Lр | 13,4 |
4. Угол наклона стрелы, град. | ψ | |
5. Масса рукоятки, т | mр | 19,0 |
6. Масса ковша, т | mк | 30,0 |
7. Геометрические размеры ковша, м: длина ширина высота | lк bк hк | 3,83 3,26 3,90 |
8. Высота оси пяты стрелы, м | В | 4,85 |
9. Высота напорного вала, м | Hв | 10,1 |
10. Диаметр каната, м | dк | |
11. Высота экскаватора, м | H | 15,63 |
12. Максимальная высота черпания, м | Hmax | 15,08 |
13. Вылет рукояти максимальный, м | lmax | 13,38 |
14. Диаметр барабана подъемной лебедки, м | Rп | 1,400 |
15. Диаметр кремальерной шестерни напорного механизма, м | Rш | - |
16. Диаметр напорного барабана, м | Rн | 1,4 |
17. Передаточное отношение механизма iн подъёма 25,41 Продолжение таблицы 2.3 |
18. Номинальная скорость м/с подъема ковша движения рукоятки | Vп Vн | 1,10 0,85 |
19. Расчетная продолжительность цикла, с | Тц | |
20. Максимальное усилие на блоке ковша, кН | Fпmax | 1274,0 |
21. КПД механизма подъёма | ηп | 0,84 |
3. Расчет механической части электропривода
Определяем количество электродвигателей в приводе: согласно данным [2], табл. 2.2 на электропривод подъёма ковша экскаватора карьерного ЭКГ-12.5 приходится 1 привод.
Рассчитаем номинальную угловую частоту вращения электродвигателя и номинальный момент.
Номинальный момент электродвигателя:
Задаемся коэффициентом превышения момента двигателя в переходных режимах пуска над номинальным λ = 2
Определяем стопорный момент всех электродвигателей в приводе:
По данным таблицы 2.3 определяем приведенный к валу двигателя момент инерции гружёного ковша второй массы:
где: - передаточное отношение механизма подъёма; mk – масса ковша; Rб – радиус барабана лебёдки.
Определим коэффициент передачи передаточной функции звена «вторая масса» в именованных и относительных единицах
а нормированная передаточная функция:
Определим коэффициент передачи передаточной функции звена «первая масса» в именованных единицах и относительных единицах приведённый момент сопротивления для копающих механизмов находят из выражения:
Дифференциальному уравнению движения механической части двигателя
М1 – М12 =
Соответствует передаточная функция:
где: – приведённый к валу двигателя момент в упругой связи между первой и второй сосредоточенными массами; – суммарный момент инерции якорей двигателей и жёстко связанных с ними механизмов, кг·м2 , вычисляется по формуле:
где: 1,2 – коэффициент, учитывающий момент инерции редуктора, муфт и барабана лебёдки ( для копающих механизмов); – момент инерции якоря двигателя, кг·м2 .
Определим по данным из таблицы 2.2 суммарный момент инерции электрических двигателей привода и жестко связанных с ним механизмов, передаточная функция соответствует нормированная передаточная функция:
Рассчитаем жесткость упругого звена по известным данным из таблицы 2.3.
Модуль упругости стали:
Для канатных механизмов экскаваторов предварительно рассчитываем коэффициент линейной жесткости каната:
где: Е
к – модуль упругости стали, Е
к ( 110 …. 140)·10
6, Н/м
2;
– расчётная длина каната, м; S – площадь сечения проволок определяем по формуле:
здесь - коэффициент заполнения сечения каната; dk – диаметр каната, м; число канатов в приводе.
Рассчитаем жесткость упругого звена, приведенную к валу двигателя
Рассчитаем параметры передаточной функции упругого звена в именованных и относительных единицах. Для этого рассчитаем коэффициент внутреннего демпфирования
Передаточная функция упругого звена равна:
где: – коэффициент крутильной жёсткости упругого звена, Н·м/рад; φ1, φ2 – угловое перемещение первой и второй сосредоточенных масс; – коэффициент внутреннего демпфирования, Н·м·с/рад.
Нормированная передаточная функция упругого звена равна:
Составим расчетную схему двух массовой механической системы, поэлементную алгоритмическую структурную схему и преобразованную структурную схему по каналу M – ω2.
Рисунок 2 – расчетная схема двух массовой механической системы где:
У1 = 0,0036 кг∙м2
У2 = 0,0371 кг∙м2
=0,865 кН∙м
Определяем соотношение масс и частоту собственных колебаний (частоту резонанса) механической системы:
Определяем круговую частоту ω0 =2πf0,связаную со значением жёсткости формулой:
где: – приведённый к валу двигателя момент инерции поворотной платформы с ковшом второй массы.
4. Расчет силовой части электропривода
Рисунок 3 – структурная схема электропривода
Значительное влияние на характер процессов силовой части электропривода оказывает внутренняя обратная связь по ЭДС вращения, темп изменения которой зависит от темпа изменения частоты вращения якоря электродвигателя, определяемым в свою очередь, моментом инерции вращающихся масс электродвигателя.
Расчет параметров силовой части электропривода выполняют по схеме замещения (рис. 4) в предположении, что электропривод содержит один генератор и соединенный с ним один электродвигатель
Рисунок 4. Схема замещения силовой части электропривода
Определим суммарное сопротивление обмоток якоря генератора и двигателя, учитывая схему соединения, по паспортным данным электрических машин (таблица 2.1 и таблица 2.2):
Определим индуктивность якорных обмоток генератора и двигателя:
Рассчитаем угловую номинальную скорость генератора:
где: – номинальная частота вращения генератора, об/мин.
индуктивность якорных обмоток двигателя:
Рассчитаем угловую номинальную скорость двигателя:
Определим суммарную индуктивность якорных обмоток генератора и двигателя:
Рассчитаем постоянную времени обмотки якоря эквивалентных генератора и двигателя как отношение суммарной индуктивности к суммарному сопротивлению:
Рассчитаем параметры передаточной функции якорной цепи в именованных и относительных единицах:
Рассчитаем параметры передаточной функции якорной цепи в именованных и относительных единицах:
Рассчитаем номинальную ЭДС генератора:
Определим коэффициент передачи якорной цепи в именованных единицах:
параметры передаточной функции якорной цепи в относительных единицах:
Определим коэффициент усиления генератора:
Определим постоянную времени передаточной функции обмотки возбуждения генератора:
Определим параметры передаточной функции обмотки возбуждения генератора в именованных и относительных единицах:
Рассчитаем линейный коэффициент усиления звена генератор:
где: – напряжение возбуждения генератора; – номинальная ЭДС генератора.
Нормированная передаточная функция генератора:
Рассчитаем в именованных и относительных единицах коэффициент передаточной функции обмотки возбуждения генератора:
Номинальная ЭДС двигателя равна:
где: – номинальное напряжение двигателя, В; – номинальный ток двигателя, А; – суммарное сопротивление цепи якоря двигателя, Ом.
Если максимальный (стопорный) ток двигателя известен, то
где: – требуемое значение напряжения ТП.
В реальном электроприводе всегда выполняется условие ≥ , что позволяет не производить подробный расчёт преобразователя и принять:
где: – номинальное выходное напряжение тиристорного преобразователя.
где: и - требуемые коэффициенты ТП; – номинальное напряжение управления.
5. Расчет и построение нагрузочной диаграммы и тахограммы.
5.1 Рассчитываем и строим нагрузочные диаграммы и тахограммы механизма подъёма ковша экскаватора ЭКГ-12.5
5.1.1 Расчет режима груженого ковша при подъёме
Определим момент инерции двигателя и редуктора:
Определим приведенный момент инерции груженого ковша:
Определим максимальный момент двигателя подъёма ковша:
Определим момент сил сопротивления груженого ковша:
На основании формул приведения определим угловую скорость вала двигателя для приводов подъёма:
где: Vн – линейная скорость ковша,м/с; Rб – радиус барабана (кремальеной шестерни), м.
Определим длительность разгона груженого ковша:
Определим длительность торможения груженого ковша:
Определим расчетный путь подъёма ковша:
Определим путь пройденный груженым ковшом за время разгона:
Определим путь груженого ковша за время торможения:
Определим путь проходимый груженым ковшом с установившейся скоростью:
Определим время движения груженого ковша с установившейся скоростью:
Определяем общее время подъёма груженого ковша:
Строим нагрузочные диаграммы и тахограммы режима подъёма
5.1.2 Расчет режима спуска ковша
Определяем приведенный момент инерции порожнего ковша, который принимаем в размере 1/3 от веса груженого ковша:
Определим момент, обусловленный статичным сопротивлением при спуске порожнего ковша:
Далее выполняем расчет разгона порожнего ковша аналогично расчету подъёма груженого ковша:
Определим длительность торможения порожнего ковша:
Определим путь порожнего ковша за время торможения:
Определим путь ковша за время разгона:
где: – номинальная скорость подъёма ковша, м/с.
Определим путь проходимый ковшом с установившейся скоростью:
Определим время спуска ковша с установившейся скоростью:
Определяем общее время спуска ковша:
Строим диаграмму и тахограмму по результатам
Заключение
В настоящей квалификационной научной работе дано новое решение актуальной научной задачи заключающейся в установлении зависимостей формирования рациональных динамических параметров трансмиссии однодвигательного привода ходового механизма карьерного экскаватора, при его эксплуатации в различных горнотехнических условиях, в зависимости от жесткостных и диссипативных характеристик электромеханической системы привода ходовой тележки.
Установлено, что основным недостатком ходового механизма карьерных экскаваторов с приводом от одного электродвигателя (постоянного тока) двух бортовых передач является сложность и прерывистость управления потоками мощности при его маневрах в забое. Это объясняется тем, что активацию зубчатых муфт управления потока мощности от однодвигательного привода к бортовым передачам можно осуществить только при неработающем электродвигателе.
Разработан и систематизирован массив принципиальных конкурентных схем трансмиссии ходового механизма экскаватора с приводом от одного электродвигателя с имплантированными в их структуру трехзвенными дифференциалами.
Разработана принципиальная конструкция инновационной трансмиссии однодвигательного привода ходового механизма карьерного экскаватора, позволяющая осуществлять:
- перемещение и поворот ходовой тележки в забое активацией тормозов эпициклов дифференциалов;
- эффективную коррекцию динамических параметров электромеханической системы привода ходового механизма упругодемпфирующими элементами (УДЭ), воспринимающими статические и динамические нагрузки от крутильных колебаний движущего момента привода.
Разработана многопараметрическая математическая модель определения уровня технической производительности карьерного экскаватора в функции
коэффициента динамичности привода его ходовой тележки, позволяющая установить уровень забойной производительности экскаватора от коэффициента динамичности электромеханической системы привода его ходовой тележки, с учетом неравномерности вращения ведущего колеса гусеничного движителя.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы:Исследовать ресурс упругодемпфирующих элементов в двухветвевой трансмиссии однодвигательного привода ходового механизма карьерного экскаватора.
Введение
Горнодобывающая промышленность России на современном этапе характеризуется дальнейшим развитием открытого способа разработки полезных ископаемых. Преобладающее значение открытые разработки уже приобрели при добыче руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья и строительных материалов.
Парк горных и транспортных машин, занятых в сфере горного производства открытым способом, требует качественных изменений за счет увеличения единичной мощности машин и грузоподъемности работающих с ними в технологической цепочке средств транспорта; создания более безопасного, надежного в эксплуатации и ремонтопригодного оборудования, обладающего комфортностью для экипажа и удобством в управлении, превосходящего по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и зарубежные образцы техники.
Россия была первой из европейских стран, где начали применять экскаваторы. Уже в 1845 – 1851 гг. на строительстве железной дороги «Москва – Санкт-Петербург» работали 4 экскаватора. В 1903 г. на Путиловском заводе были созданы первые отечественные конструкции механических лопат на железнодорожном ходу. Но настоящее развитие отечественное экскаваторостроение получило лишь при советской власти, и особенно после Великой Отечественной войны. В годы довоенных пятилеток было изготовлено несколько тысяч одноковшовых экскаваторов. Строятся машиностроительные заводы: Ковровский, Костромской, Воронежский, Уральский по выпуску горной техники.
В настоящее время производство одноковшовых экскаваторов в странах СНГ в основном сосредоточено на следующих предприятиях: Новокраматорском (НКМЗ) и Донецком (ДМЗ) машиностроительных заводах (Украина); ГП «Крастяжмаш», а также ОАО «УЗТМ» и ОАО «Ижорские заводы», которые известны как открытое акционерное общество «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «УРАЛМАШ-ИЖОРА) (Россия).
Производительность горных машин, в значительной степени зависит от надежности работы приводов исполнительных механизмов, подвергающихся в процессе эксплуатации воздействию знакопеременных нагрузок. В результате этого ускоряется износ деталей привода, в ряде случаев возникают усталостные разрушения. Следовательно, снижение динамичности работы механизмов машины можно рассматривать как один из способов повышения их долговечности и надежности.
В свою очередь основным недостатком однодвигательного привода механизма хода экскаватора является сложность и прерывистость управления потоками мощности при маневрах в забое, причем динамические нагрузки значительно превышают их расчетные значения, что приводит к повышенному числу отказов элементов трансмиссии и гусеничных движителей. Поэтому разработка комплекса научно-технических мероприятий для обоснования и выбора динамических параметров однодвигательного привода ходового механизма карьерных экскаваторов, находящихся в эксплуатации в различных горнотехнических условиях в зависимости от их конструктивных, кинематических и силовых характеристик является актуальной научной задачей для машиностроительного комплекса РФ, решение которой позволит создать карьерный экскаватор, соответствующий современному уровню технико-экономических показателей.
В результате выполненных ими исследований были предложены различные пути снижения динамических нагрузок в металлоконструкциях и приводах машин для открытых горных работ. Однако сегодня в технической литературе, практически не нашли отражения вопросы связанные как с установлением влияния динамических параметров привода ходового механизма на уровень технической производительности экскаватора, так и вопросы снижения динамических нагрузок в трансмиссии привода ходового механизма.
В связи с этим исследования направленные на обоснование и выбор динамических параметров однодвигательного привода ходового механизма экскаватора сегодня остаются по-прежнему актуальными.
Целью работы является установление зависимостей формирования рациональных динамических параметров – жесткости и демпфирования электромеханической системы однодвигательного привода ходового механизма карьерного экскаватора.
Задачи исследования. Цель достигается решением следующих основных задач:
• разработкой многопараметрической математической модели уровня технической производительности карьерного экскаватора, с учетом его технологических, конструктивных, эксплуатационных и динамических параметров.
• установлением рациональных динамических параметров (жёсткости и демпфирования) упруго – демпфирующего устройства;
• установлением вида критерия характеризующего влияние жесткостных и демпфирующих параметров на уровень колебаний нагрузки в приводе ходового механизма;
• разработкой комплекса научно-технических мероприятий для обеспечения рациональных динамических параметров однодвигательного привода ходового механизма карьерного экскаватора.
Научное значение работы заключается в установлении зависимостей:
• энерговооруженности, теоретической энергоемкости и удельной материалоемкости конструкций карьерных экскаваторов от их веса;
• коэффициента динамичности электромеханической системы привода ходовой тележки экскаватора от отношения вынужденных и собственных частот колебаний при её перемещении по подошве уступа и повороте;
• забойной производительности карьерного экскаватора от его конструктивных и динамических параметров привода ходового механизма в различных горнотехнических условиях эксплуатации.
Список используемой литературы
1. Носырев М.Б., Карякин А.Л. «Расчеты и моделирование САУ главных электроприводов одноковшовых экскаваторов». 1987
2. Ключев В.И., Теория электропривода. 2001
3. Н.Г. Домбровский и др. Оборудование для открытых горных разработок за рубежом // Под общ. ред. проф. Н.Г.
4. Домбровского, изд-во «Машиностроение», Москва,1961, 199 с.
5. Д. И. Федоров, Б. А. Бондарович, В.И.Перепонов Надежность металлоконструкций землеройных машин. Методы оценки и расчета. Москва, «Машиностроение», 1971, 216 с.
6. В.В. Ржевский, Ю.И. Анистратов, С.А. Ильин Открытые горные работы в сложных условиях. Москва.: Изд-во «Недра», Москва – 1964, 194с.
7.Ю.Я. Вуль и др. Одноковшовые экскаваторы НКМЗ, Москва, Из-во «Недра», Москва -1978, 189 с.
8. В.И. Супрун и др. Перспективная техника и технология для производства открытых горных работ: Учебн. Пособие // под общ. ред. проф. Л.А.Пучкова и В.Фотта Москва.: Изд. «МГГУ», 1996. 222 с.
9. Н.Г. Домбровский, Ю.Л. Картвелишвили, М.И. Гальперин Строительные машины. Учебник для вузов. В двух частях. Ч. 1-я, М.: «Машиностроение», 1976, 392 с.
10. Л.Б. Гейлер Основы электропривода. Мн., «Высшая школа», 1972, 608 с.
7. Характеристика хода экскаватора
Рисунок 5 - Зависимость забойной производительности от коэффициента скорости хода экскаватора: ЭКГ-5А - 1, ЭКГ-8И - 2, ЭКГ-12.5 - 3, ЭКГ-20 – 4
Рисунок 6 - Зависимость забойной производительности от коэффициента, учитывающего готовность транспортной системы обслуживающей экскаватор: ЭКГ-5А - 1, ЭКГ-8И - 2, ЭКГ-12.5 - 3, ЭКГ-20 - 4 при значении коэффициента скорости хода: минимальной – а; максимальной – б.
8. Кинематическая схема ЭКГ
Рисунок7 - Кинематическая схема трансмиссии с приводом от одного электродвигателя (постоянного тока) двух бортовых передач ходового механизма карьерного экскаватора конструкции ОАО «УРАЛМАШЗАВОД»: I,II,III – валы зубчатых пар редуктора; IV- выходной вал редуктора; V,VI – входные валы бортовых передач
Рисунок - 8Принципиальная кинематическая схема трансмиссии привода ходового механизма
Рисунок
9. Подъёмная лебёдка экскаватора: а) лебёдка для подъёма стрелы; б) блокирующий механизм.
Рисунок 10. Кинематическая схема экскаватора: а) главная лебёдка; б) поворотный механизм; в) механизм шатания; г) ледёдка подъёма стрелы.