Неметаллические материалы
Ключевые слова:Пластмассы, резина, лакокрасочные материалы, асбест. Общие сведения и применение.
Основой неметаллических материалов являются синтетические и природные полимеры. Первые являются продуктами химической переработки нефти, природных газов, каменного угля,
горючих сланцев, а вторые, встречаются в природе - натуральный каучук, целлюлоза, слюда, асбест, природный графит.
Из синтетических или природных полимеров совместно с другими компонентами: наполнителями, красителями, пластификаторами и др. получают различные искусственные материалы. Основные из них, пластмассы, лакокрасочные и склеивающие материалы, резина, асбест, нашли применение в судостроении и судоремонте.
Пластмассышироко используются как конструкционные материалы. Их свойства определяются физико-механическими характеристиками основы - смолы. В зависимости от ее поведения при нагреве пластмассы подразделяют на термопластичные и термореактивные.
Термопластичные пластмассы (термопласты) при каждом нагреве размягчаются, переходят в вязкотекучее состояние, а при охлаждении отвердевают. К таким материалам относятся: оргстекло, полиэтилен, винипласт и др.
Термореактивные пластмассы (реактопласты) при нагреве вначале размягчаются, а затем при определенной температуре переходят в твердое, неплавкое и нерастворимое соединение, поэтому они не могут повторно перерабатываться. К ним относят пластики на основе фенолоформальдегидной, полиэфирной и других смол.
Для расширения свойств пластмасс в ее состав вводят наполнители (порошки, волокна, листы и пр.), пластификаторы (глицерин, парафиновое масло и др.) и другие добавки (стабилизаторы, смазки, красители).
Пластмассы обладают большим разнообразием свойств: малая плотность, высокая коррозионная стойкость, высокие электроизоляционные характеристики, хорошие антифрикционные свойства, высокий коэффициент трения, большой диапазон твердости и эластичности, возможность обработки различными способами и др. Вместе с этим необходимо учитывать, что им присущи: малая прочность, жесткость и твердость; большая ползучесть, особенно у термопластов; низкая теплостойкость (от -60 до +200ОС); низкая теплопроводность; старение - потеря свойств под действием тепла, света, воды и других факторов.
Резина обладает весьма ценными свойствами: эластичностью, упругостью и др. Ее получают путем специальной обработки (вулканизации) смеси каучука и серы с различными добавками. В судостроении она применяется для уплотнителъных элементов (сальников, прокладок, манжет), подшипников, электроизоляционных элементов, водоплавательных средств и др. Основные марки резины, их свойства и область применения в судостроении и судоремонте приведены в [7, с.91-923 учебник Лахтина].
Лакокрасочные материалы принадлежат к группе пленкообразующих материалов. Кроме пленкообразующих веществ (синтетические смолы, масла) компонентами их являются растворители, пластификаторы и др.
Лакокрасочные материалы широко применяются для защиты корпуса судна и его оборудования от коррозии, обрастания и с декоративными целями. Классификация лакокрасочных материалов по составу и назначению, совместимость их с грунтовками и технологические схемы окраски наружных и внутренних поверхностей корпуса судна, его трюмов, отсеков, цистерн и т.п. приведены в [7, с.51-61 учебник Лахтина].
Клеями обычно называют коллоидные растворы пленкообразующих полимеров, способные при затвердевании образовывать прочные пленки, хорошо прилипающие к различным материалам. Основные марки клея, рекомендуемые для склеивания различных судостроительных
материалов, типовые режимы склеивания и рабочие температуры приведены в [7, с.72-76 учебник Лахтина]. Там же приведена рецептура и режимы отверждения эпоксидных клеев.
Асбестомназывают группу минералов волокнистого строения, представляющих собой скопление тончайших волокон в виде кристалликов, удлиненных по одной из своих осей. По специальной технологии асбестовые минералы расщепляют на эластичные и прочные волокна. Эти волокна являются исходным сырьем для производства ряда асбестовых материалов: нитей, шнуров, листовых и фрикционных материалов, сальниковой набивки и т.д. Так, шнуры, сплетенные из асбестовой нити и пропитанные антифрикционным маслобензостойким составом
или клеем на основе каучука и графита или прорезиненного и пропитанного графитом, применяются в качестве сальниковых набивок, работающих в различных средах (вода, пар, топливо, аммиак и др.) при температурах до 500ОС [7, с.64 учебник Лахтина]. См. приказ Минздрава Украины от 13.01.2006 г., № 7 «Об утверждении гигиенического норматива «Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и естественных факторов, канцерогенных для человека» (Зарегистрирован в Минюсте 06.02.2006 г. под № 100/11974).
Неметаллические материалы достаточно широко применяются в судостроении и судоремонте. Так, коррозионные разъедания и раковины втулки цилиндра МОД заделываются составом на основе эпоксидных смол (МВР-134-67), включающие следующие компоненты.
Состав 1: эпоксидная смола ЭД-5 - 100 в.ч., пластификатор ДБФ - 15-20 в.ч., отвердитель ПЭПА - 12-14 в.ч., наполнитель: графит - 30 в. ч., тонкоизмельченные металлические порошки - алюминиевая или бронзовая пудра 15-20 в.ч., асбестовое волокно -5-10- в.ч., портланд-цемент - 30-40 в.ч.
Состав 2: эпоксидная смола ЭД-6 - 100 в.ч., пластификатор ДБФ - 20-25 в.ч., отвердитель ПЭПА - 10-12 в.ч., наполнитель - тот же, что и в составе 1.
Состав 3: компаунд К -153 - 100 в.ч., отвердитель ПЭПА -12 в. ч., наполнитель - тот же, что в составе 1.
Для экрана турбонагнетателя используется теплоизоляция "Мамва", составляющими которой являются:
а) вата минеральная марки 100 - 10 частей
б) асбест 7 сорта - 2 части
в) вода - 2 части
г) глина ФПС, ФВ или ФО - 1 часть
В качестве набивки и материала уплотнительных колец применяется резина, асбест и т.д.
Контрольные вопросы для самопроверки по подразделу 4.2. темы 4
1. Какие основные неметаллические материалы применяются в судостроении и
судоремонте.
2. Что такое пластмассы?
3. Какие вещества в производстве пластмасс применяются в качестве связующих
наполнителей, пластификаторов, красителей?
4. Какими красками покрывают наружные и внутренние поверхности судна?
5. Где в судостроении и судоремонте применяют клеи, их состав и рабочие температуры?
6. Какие основные прокладочные материалы и сальниковые набивки применяются в
судостроении и судоремонте?
Иллюстрации к теме 4 – см. учебные пособия на сайте и др.