Схема серийного электропривода типа ЭТЗР
Для механизмов различных металлообрабатывающих станков, требующих регулирования скорости в диапазоне до 1000 при мощности до 11 кВт, используется серийный комплектный ЭП типа ЭТЗР (рис. 11.28). Электропривод этого типа выполнен в виде замкнутой системы регулирования с отрицательной обратной связью по скорости, которая в зависимости от настройки обеспечивает относительный перепад скоростей в пределах 0,5... 10% при изменении момента нагрузки от 0,1 Мном до Мном. В ЭП обеспечивается также регулирование (ограничение) тока с помощью устройства токоограничения УТО. Для обеспечения устойчивости и требуемого качества переходных процессов ЭП в схеме применяются гибкие обратные связи по скорости ДПТ и результирующему сигналу управления U.
Якорь двигателей серий ПБСТ, 2П или ПГТ, имеющих встроенный тахогенератор BR, получает питание от тиристорного преобразователя, содержащего силовую часть (тиристоры VS1... VS6) и СИФУ. Тиристоры VS1... VS6 силовой части соединены в две трехфазные нулевые схемы, образующие реверсивный преобразователь с двумя комплектами тиристоров, составляющих выпрямительную и инверторную группы. Управление этими группами осуществляется С использованием согласованного совместного принципа.
Для уменьшения переменной составляющей уравнительного тока, протекающего между выпрямительной и инверторной группами, в ЭП используются ограничительные реакторы L1 и L2. Включение в цепь якоря М сглаживающего реактора Li позволяет исключить режим прерывистого тока и повысить тем самым использование ДПТ.
Управление тиристорами VS1... VS6 обеспечивается транзисторной СИФУ, работающей по вертикальному принципу. Она имеет три канала, каждый из которых работает на два тиристора, включенных в одну фазу.
Питание ЭП осуществляется от трехфазного трансформатора Т с двумя вторичными обмотками. К одной из них, имеющей нулевой вывод, подключена силовая часть привода, а ко второй - через выпрямитель ВД - обмотка возбуждения ОВ и блок питания БП, от которого питается схема управления. Обмотка возбуждения тахо-генератора ОВ получает питание от стабилизатора напряжения СН.
В состав схемы управления ЭП входят промежуточный усилитель У1, усилитель мощности (эмиттерный повторитель) У2, узел токоог-раничения УТО, узел гибкой обратной связи УГОС, задающий потенциометр RP, кнопки управления SB1 и SB2 и пусковое реле К.
Сигнал управления U формируется как алгебраическая сумма сигналов задающего U, тахогенератора U и токоограничения Um, для выработки которого используется нелинейная положительная обратная связь по скорости ДПТ. При токе якоря, меньше тока отсечки, работает только контур регулирования скорости. При токе якоря, превышающем ток отсечки, за счет нелинейности цепи токоограничения отрицательная обратная связь по скорости ДПТ отключается и начинает действовать положительная обратная связь, обеспечивая ограничение тока и момента на заданном уровне.
Сигнал управления U вместе с сигналом корректирующей гибкой обратной связи U поступает на вход усилителя мощности У2 и после усиления в виде результирующего сигнала U 2 подается на вход СИФУ через замыкающий контакт пускового реле К. Управление этим реле осуществляется с помощью кнопок управления: SB1 используется при пуске ДПТ и SB2 - при его останове. Реверсирование ДПТ осуществляется изменением полярности задающего сигнала £/з.
В ЭП типа ЭТЗР осуществляется ряд защит, блокировок и сигнализаций. Токовое реле КА, катушка которого включена в цепь якоря ДПТ, а контакт - в цепь питания реле К, обеспечивает максимальную токовую защиту ДПТ. При его срабатывании отключается реле К, с тиристоров снимаются сигналы управления и ДПТ отключается от источника питания,
Автоматические выключатели QFI и QF2 осуществляют максимальную токовую защиту силовой части тиристорного преобразователя, обмотки возбуждения ДПТ и схемы управления.