Виды статических моментов
Различают два вида статических моментов: активные (потенциальные) и реактивные.
Активным (или потенциальным) статическим моментомназывают момент, который вне зависимости от направления движениявсегда действует в одну сторону. Активные моменты называют потенциальными, так как они связаны с изменением потенциальной энергии. Такие моменты создают, например: масса поднятого груза, силы упругости предварительного сжатых, растянутых или скрученных упругих пружин .
Рис. 1.2. Активный (а) и реактивный (б) статический моменты
В системе координат ω (М) связь угловой скорости ωи статического активного момента М показана при помощи вертикальной линии, проходящей через 1-й и 4-й квадранты (рис. 1.2, а).
Активныйстатический момент –М ,созданный подвешенным грузом определяется следующей формулой
М = GR = const,
Где: G– вес груза; R – радиус барабана лебедки.
Активный статический момент имеет одно и то же значение при любой скорости, в том числе при скорости, равной нулю. Кроме того, направление этого момента не зависит от направления перемещения груза (вверх или вниз), что объясняется тем, что действие силы тяжести груза также не зависит от того, поднимают, или опускают груз.
Реактивным статическим моментомназывают момент, возникающий как реакция среды на движение электромеханической системы. Реактивныймомент действует только во время движения и всегда навстречу ему. Поэтому при изменении направления движения реактивный момент изменяет направление действия и во всех случаях будет тормозным (отрицательным).
Такой момент создают силы трения, например, трение крыльчатки вентилятора о воздух, трение шестерней в редукторе и т.п.
В системе координат ω(М) связь угловой скорости ω и статического момента Мпоказана при помощи вертикальных линий, проходящих через 1 –й и 3–й квадранты (рис. 1.2, б).
В общем случае статический момент представляет собой алгебраическую сумму моментов во всех частях рабочей машины. Если в электроприводе вентилятора создается только статический момент, то в электроприводе лебедки действую одновременно два момента – активный, созданный подвешенным грузом, и реактивный, созданный силами трения в редукторе и в двигателе.
Поэтому в общем случае статический момент находится как алгебраическая сумма реактивного и активного моментов, т.е.
М = ± М р ± М а. 331 27.02.13 (2.2)