Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея является источником электроэнергии при запуске дизеля, а также используется для питания цепей управления и освещения при неработающем дизеле.
Рис. 10. Аккумуляторная батарея:
1—ящик; 2—крышка; 3—сетка; 4—бачок; 5—подставка под аккумулятор; 6—отрицательная пластина; 7—положительная пластина; 8—сепаратор; 9— свинцовая полоса с полюсным выводом; 10—ручка; 11—стопор; 12—серьга; 13—пробка; 14— перемычка
На тепловозе ТУ2 установлено пять последовательно соединенных секций аккумуляторной батареи типа 6СТ-128 емкостью 128 А.ч (рис. 10).
Каждая секция аккумуляторной батареи состоит из шести кислотных аккумуляторов, соединенных последовательно.
Электролитом для аккумуляторов является химически чистая серная кислота, разбавленная дистиллированной водой до плотности 1,24—1,25 в летний и 1,26—1,28 в зимний период работы.
Для приготовления электролита применяется стойкая к действию серной кислоты посуда (керамическая, стеклянная, эбонитовая, свинцовая), в которую наливается сначала вода, а затем (при непрерывном помешивании) серная кислота.
Вливать воду в концентрированную серную кислоту во избежание несчастных случаев категорически воспрещается.
Сухая батарея заливается электролитом в количестве 7,2 л. Уровень электролита должен быть на 15—20 мм выше предохранительного щитка. Температура электролита, заливаемого в батареи, должна быть не выше 25° С. Через 3—4 ч после заливки электролита батарею можно ставить на зарядку, если температура электролита не превышает 30° С. Зарядка ведется в две ступени: током 10 А до тех пор, пока напряжение на большинстве элементов не достигнет 2,4 В и не начнется обильное выделение газа («кипение»); током 6 А до тех пор, пока напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 3 ч.
Во время заряда периодически проверяется температура электролита, которая должна быть не более 45° С В случае, если температура достигнет 45° С, следует уменьшить зарядный ток до 5 А или прекратить заряд до снижения температуры до 30° С.
Плотность электролита по окончании заряда следует довести до нормы путем доливки дистиллированной воды или электролита плотности 1,4. Если сразу плотность электролита не удалось довести до нормы, то доводка проводится в несколько приемов. Для полного перемешивания после добавки воды или электролита батарея на 30—40 мин включается на заряд.
Уход за батареей. При техническом осмотре необходимо очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники проводов очистить и смазать техническим вазелином. Проверить плотность крепления наконечников проводов с выводными клеммами батареи. Не допускается натяжение проводов во избежание порчи выводных клемм и образования трещин в мастике. Вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов проверять и при необходимости прочищать.
При профилактическом осмотре проверять степень разряженности батареи по плотности электролита; при этом учитывать температурную поправку, указанную в таблицах для пересчета плотности электролита при различных температурах. У батареи, разряженной на 25%, плотность электролита будет 1,21, а на 50% — 1,17. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, надо снять с тепловоза и поставить на подзарядку.
Уровень электролита восстанавливается доливкой дистиллированной воды. Воспрещается доливать в аккумуляторы электролит, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания.
Технические данные аккумуляторной батареи типа 6СТ-128
Номинальное напряжение, В | |
Разрядный ток при 10-часовом разряде, А | 11,2 |
Номинальная емкость при 10-часовом разряде и средней температуре электролита 30 °С, А ч | |
Зарядный ток, А | |
Стартерный ток, А |