Основные метрологические характеристики средств измерений
При испытании сооружений и их моделей получение информации о работе изучаемой системы основано на измерении физических величин с помощью технических средств. Достоверность полученных экспериментальных данных зависит от выбранных параметров средств измерений, от того, в какой мере метрологические характеристики средств измерений отвечают требованиям проводимого эксперимента.
К основным параметрам, характеризующим средства измерения, относятся: статическая градуировочная характеристика, чувствительность измерительного прибора (преобразователя), коэффициент преобразования, порог чувствительности, диапазон измерений, информативность, динамические характеристики - амплитудно- и фазочастотная, переходная, а также время установления показаний.
Вид функции преобразования средства измерений определяет его градуировочная характеристика, устанавливающая зависимость между значениями величины на входе и выходе.
Отношение изменения сигнала на выходе измерительного прибора к вызывающему его изменению на входе - называется чувствительностью прибора.
При динамической градуировке измерительных преобразователей регистрируется их реакция на эталонные сигналы в виде гармонических колебаний различной частоты или импульсных воздействий. В условиях установившихся гармонических колебаний получают амплитудно-частотную характеристику и устанавливают степень нелинейности амплитудной характеристики.
Амплитудно-частотная характеристика представляет зависимость чувствительности градуируемого средства измерений от частоты колебаний, а степень нелинейности - зависимость чувствительности от амплитуды сигнала при фиксированной частоте.
Переходная характеристика приборов устанавливает связь между заданным скачкообразно изменяющимся во времени входным сигналом и мгновенным значением выходного сигнала.
Инструментальная погрешность отражает конструктивные особенности измерительного преобразователя и включает погрешности его градуировки.
Методические погрешности возникают от того, что первичный преобразователь неправильно воспринимает или искажает измеряемую величину
Суммарная погрешность средства измерения, возникающая при нормальных условиях аттестации прибора (при температуре воздуха 20°С, влажности 60% и др.), называется основной погрешностью.
Дополнительные погрешности приводятся обычно в виде коэф-
фициентов или функций влияния которые нормируются отдельно для каждого влияющего фактора: температуры, влажности и т. д.
Основная и дополнительная погрешности включают случайные и систематические составляющие.
Случайная составляющая погрешности измерений возникает по неизвестным причинам и проявляется в том, что при повторных измерениях постоянной величины получают различные се значения, т. е. имеет место некоторый разброс значений результатов измерений. Для уменьшения случайной составляющей погрешности измерения увеличивают число повторных измерений.
Систематическую погрешность вызывает неправильно определенная чувствительность, несовпадение градуировочных характеристик при прямом и обратном ходе. Систематические погрешности вызывают также постоянно действующие влияющие факторы.
Основы теории планирования эксперимента
Первым этапом планирования эксперимента является построение математической модели исследуемого явления. Для этого необходимо установить соотношения между изучаемыми параметрами и измеряемыми величинами, что позволяет обоснованно подобрать средства измерения, уровень допустимых погрешностей, выбрать способ обработки опытных данных и форму представления результатов исследования.
После того как сформулированы задачи исследования и составлена модель изучаемого явления, должны быть установлены: область определения факторов; способы их измерения; число уровней и значения интервалов варьирования каждого фактора.
фактора.
Область определения факторов, как правило, ограниченна. Ограничением верхнего предела является, например, некоторый предельный уровень возможных деформаций (перемещений), а нижнего предела - точность измерения. Чем ниже точность измерений, тем меньше возможное число дискретных значений или уровней фактора.
Назначение числа уровней факторов зависит также от характера функции отклика. В случае, когда функция отклика известна, уровни выбирают такими, чтобы получить значения экспериментальных данных вблизи характерных точек
Таким образом, область определения факторов и принятое число уровней позволяют установить факторное пространство плана.
Если эксперимент невоспроизводимый, как в случае получения диаграммы деформирования материала, то сама последовательность нагружения не может быть назначена произвольно, поэтому в таком эксперименте может быть применен только последовательный план. Однако и здесь при проведении повторных опытов возможна рандомизация условий эксперимента с целью усреднения влияния внешних неконтролируемых факторов или факторов, которые не учитываются принятой математической моделью исследуемого явления.
Например, при испытании образцов для получения диаграммы деформирования бетона экспериментатор располагает кубиками четырех типоразмеров. Для сокращения времени проведения эксперимента кубики предполагается испытывать параллельно на четырех прессах разной мощности. При этом известно, что и масштабный фактор, и различие накопленной упругой энергии в системе «образец-машина» оказывают влияние на результаты испытаний. Однако учесть влияние этих факторов не представляется возможным: эксперимент по-прежнему однофакторный и внешние переменные необходимо компенсировать.
Многофакторный эксперимент. Если изучаемое явление описывается функцией нескольких независимых переменных, то такой эксперимент называется многофакторным и при его планировании используют либо факторный план, либо классический план. Классический план строится так, чтобы в каждом опыте варьировалась лишь одна переменная, а значения всех остальных независимых переменных поддерживались на определенном, постоянном уровне. Поочередно варьируя каждую независимую переменную, устанавливают исследуемые зависимости.
Таким образом, классический план многофакторного эксперимента представляет собой совокупность однофакторных экспериментов. Такому подходу свойственны следующие недостатки.
Во-первых, не всегда удается стабилизировать все независимые переменные и поддерживать их значения на заданном уровне.
Во-вторых, при равных объемах экспериментов, построенных по схеме классического и факторного плана, точность последнего существенно выше.