Классификация прокатных станов
Прокатный стан – комплекс машин и агрегатов, предназначенный для осуществления пластической деформации металла в валках и его дальнейшей обработки. Принята следующая классификация прокатных станов:
1. По расположению клетей:
а) одноклетьевые станы (блюминги, слябинги, толстолистовые, листовые холодной прокатки);
б) линейные станы (рельсобалочные, сортовые, проволочные);
в) последовательные станы (сортовые);
г) полунепрерывные станы (сортовые);
д) непрерывные станы (заготовочные, сортовые, проволочные, листовые).
Одноклетьевые станы применяются в случаях, когда готовую продукцию (как правило простой формы), можно произвести в одной рабочей клети.
Когда невозможно распределить все калибры на бочке валка одной клети, применятся многоклетьевые станы. У линейных станов валки клетей приводятся во вращение одним двигателем. Станы с последовательным расположением клетей по сути являются группой одноклетьевых станов, установленных друг за другом на расстоянии, позволяющим расположить между ними прокатываемую заготовку. В результате длина прокатного цеха получается значительной. В непрерывных станах, в отличие от станов с последовательным расположением клетей, расстояние между клетями принимается минимально возможным, а заготовка прокатывается одновременно в валках всех клетей. Диаметр и скорость валков каждой клети подбирают исходя из равенства секундных объемов, проходящих через каждую клеть:
Недостатком непрерывного стана является сложность его настройки при переходе с одного профиля на другой. Поэтому при производстве сложных сортовых профилей применяются полунепрерывные станы, состоящие из непрерывной группы клетей, в которой осуществляется основное обжатие и формоизменение профиля, а окончательное его формирование производится в клетях линейного стана.
2. В зависимости от способа обработки металла станы бывают:
а) горячей прокатки;
б) холодной прокатки.
3. По назначению:
а) обжимные и заготовочные;
б) сортовые;
в) листовые;
г) трубопрокатные;
д) специального назначения.
4. По расположению валков в рабочей клети:
а) с горизонтальными валками;
б) с вертикальными валками (эджерные клети);
в) с горизонтальными и вертикальными валками (универсальные клети);
г) с косорасположенными валками.
5. По количеству валков в рабочей клети:
а) «дуо»;
б) «трио»;
в) «кварто»;
г) многовалковые (шести, двенадцати, двадцативалковые).