Приборы освещения и сигнализации
Для освещения и световой сигнализации на электровозах применяются электрические лампочки на напряжение +50В, мощностью от 25 – 60 Вт. Лампочки устанавливаются в двух контактные патроны типа « СВАН », которые исключают ослабление ламп и контактов в условиях тряски и вибраций Они имеют меньшую температуру нагрева и меньшую на 10-15 % светоотдачу, но больший срок службы в связи с повышенной устойчивостью нити против толчков, тряски и вибрации. Внутренние помещения освещают лампами, помещённые в плафон, а в ВВК – лампы без плафонов. Лампы включаются соответствующими выключателями типа пакетник или кнопками.
Измерительные приборы
Напряжения на токоприёмнике и на аккумуляторной батарее измеряют вольтметрами, ток тяговых электродвигателей и аккумуляторной батареи- амперметрами. В качестве А-метров и Y-метров применяются приборы магнитоэлектрической системы, основанные на взаимодействии тока в катушке с магнитным потоком постоянного магнита. Магнит имеет полюс и стальной сердечник. В зазоре между ними и помещена рамка с катушкой и стрелкой. Под действием тока рамка поворачивается в магнитном поле, преодолевая действие спиральной пружины. Угол поворота рамки пропорционален току в катушке. Катушка на рамке намотана тонкой проволокой и рассчитана на очень маленький ток. чтобы измерить большие величины тока тягового электродвигателя или аккумуляторной батареи, в их цепи применяют измерительные шунты. Они имеют манганиновые пластины большего сечения, заделанные в колодки, к которым подсоединяются силовые или измерительные провода. Основная часть измеряемого тока проходит по манганиновой пластине и лишь небольшая часть ответвляется в прибор. А-метр включается параллельно шунту А-метра, а Y-метр последовательно включается к добавочному высоко - омному резистору Р-303 из манганитовой проволоки. Падение напряжения на резисторе очень велико, а падение напряжения на приборе – очень мало, поэтому ток, идущий по цепи, имеет малое значение. Вольтметр градуирован на напряжение 0 – 4000 В Вольтметр аккумуляторной батареи включается без добавочного резистора, т.к. напряжение составляет около 50В
На электровозах применяются приборы типа М151, рассчитанные на тряску и вибрацию.
Расход электрической энергии тяговыми электродвигателями и вспомогательными машинами измеряют счетчики электроэнергии типа Д-600М. На электровозе в ВВК-1 установлено два счётчика – один для учёта расхода электроэнергии на тягу, а другой для учёта – рекуперации.
Неподвижные токовые катушки включены в цепь тока электровоза, для создания магнитного потока. Укреплённые подвижные катушки , включены через коллектор, щётки последовательно с добавочным резистором под напряжение контактного провода. При взаимодействии тока подвижных катушек с магнитным потоком , наводимыми токовыми катушками , образуется вращающий момент , пропорционально произведению напряжения на токоприёмнике и потребляемого тока, т.е. потребляемой мощности. На подвижной системе находится также алюминиевый диск, который вращается в зазоре постоянного магнита и создаёт постоянный тормозной момент. Вращение через червяк передаётся на счётный механизм.
Конструкция тряскоустойчивая. Добавочный резистор Р-600 состоит из четырёх последовательно соединённых трубчатых резисторов ПЭ-150 по 40000 Ом и смонтирован на отдельной панели.
Счётчик срабатывания БВ-1 служит для регистрации отключений БВП-5 при работе электровоза. его катушка питается через контроллер машиниста и размыкающую блокировку БВ-1. При её возбуждении якорь через подвижный механизм сообщает движение дискам с цифрами, по которым и определяется количество отключений БВ-1.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ЦЕПЕЙ
УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗОМ
Подготовка электровоза к работе.
Перед пуском электровоза следует убедиться, в том что на крыше, под кузовами и в ВВК никого нет. Только после этого закрывают двери ВВК и включают рубильник аккумуляторной батареи на панели управления ПУ-037. До момента запуска мотор - вентиляторов (точнее, до момента достижения на генераторе Г1 напряжения 43 В.) все 40 элементов АБ, соединены последовательно силовыми контактами электромагнитного контактора 127-2 и через диоды Д7, Д8 питают цепи управления напряжением +50 +/-1,5 В от провода К51.
От общего питающего провода К51 подаётся напряжение к цепям сигнализации и освещения, обмотке независимого возбуждения двигателей преобразователей, локомотивной сигнализации, радиостанции, выключателям управления (ВУ) 79-1 и 80-2, предохранителям 268-2, 264-2, 265-2, 267-2, 269-2, 270-2, 271-2, 296-2, 495-2.
по проводу К52—подаётся питание на лампочки освещения ВВК,
по проводу Н98—лампочки освещения машинного отделения,
по проводу Н20—к выключателю обогрев масла компрессора (350-2),
по проводу К93—обогрев санузла (218-1) и к кнопке вспомогательного компрессора ( для подъёма токоприёмника),
по проводу К53—розетки , вентили свистка и тифона,
по проводу К50 получит питание кнопки БВ-2 и БВ-1.
по проводу К49 получит питание через блокировку 58-1 подаётся питание на кнопку токоприёмники.
по проводу К58, после того как начнут работать генераторы управления Г1 и Г2, получают питание : кнопка ==ЭЛЕКТРОПЛИТКА== и через
предохранитель 271-2
от провода Н100 кнопка обогрева спускных кранов главных резервуаров.
От выключателя ВУ (79-1или 80-2) через предохранитель и блокировку тормозов 290-1 (290-2) по проводу Н79 (Н76) и Н110 (Н111) через блокировку ЭПК подводится питание к контроллеру машиниста (КМЭ), а также к кнопкам «ПЕСОК».
Если необходимо, включают освещение машинного отделения.
Необходимо также проверить, включены ли крышевые разъединители, если они выключены, то недопустимо включать их до выяснения причин их отключения. Если всё в порядке, то ключ КУ вставляют в специальное гнездо устройства блокировки разъединителя, и переводят рукоятку в рабочее состояние, вынимают ключ КУ, т.е. блокируют рукоятку крышевого разъединителя.
Убеждаемся в правильном включении дополнительного контактного ножа для переключения питания тяговых электродвигателей на низковольтные шины при вводе электровоза в депо, на отключателе ОД-8А, обозначенного по электрической схеме цепей управления электровоза 58-1.(нож должен быть включен вниз).
Проверяем положение кнопок кнопочного аварийного выключателя, находящихся в конце ВВК, со стороны прохода в машинное отделение, в нише ; при нормальной работе они включены и отключаются при повреждении токоприёмника, преобразователя и компрессора.
В рабочей кабине электровоза вставляем ключ блокировки тормозов усл. № 367 крана машиниста , по схеме 290-1(2), и поворотом рукоятки вниз, подаём сжатый воздух в тормозную магистраль из питательной магистрали через кран машиниста усл. № 395- 000, и включаем электрический контакт цепей управления, а также создаётся цепь управления, через контроллер крана машиниста усл. № 395-000 на катушку реле 535-1, которая выключится только при экстренном торможении краном машиниста и разорвёт цепь управления линейных контакторов, т.е.снимет высокое напряжение питания тяговых электродвигателей.
Электрическая цепь управления == Подъём токоприёмника ==
Ключом КУ разблокируют кнопочный пульт управления машиниста и производится подъём токоприёмника. Подъём токоприёмника производится двумя способами: при наличии сжатого воздуха и его отсутствия.
1 способ-- При отсутствии сжатого воздуха включают вспомогательный мотор-компрессор. Для этого на пневматической панели перекрываются в соответствующее положения краны пневматической сети резервуара токоприёмника объёмом 55 литров. Нажимают кнопку «КОМПРЕССОР ТОКОПРИЁМНИКА». После подъёма токоприёмника запускают двигатели компрессоров. Для предотвращения опускания токоприёмника продолжают подкачку воздуха вспомогательным компрессором. Когда давление в главных резервуарах достигнет 4-5 кг/см, открывают кран резервуара токоприёмника, и устанавливают трёхходовой кран в положение, соединяющее питательную магистраль с магистралью токоприёмника, и прекращают подкачку воздуха вспомогательным компрессором.
2 способ-- При наличии сжатого воздуха не ниже 4 атм.в запасном резервуаре объёмом 55 литров и правильном открытии кранов питания цепей управлений, включают кнопку на кнопочном выключателе пульта машиниста =ТОКОПРИЁМНИКИ=, а затем кнопку =ТОКОПРИЁМНИК ПЕРЕДНИЙ= или =ТОКОПРИЁМНИК ЗАДНИЙ= в зависимости от местных условий расположения устройств контактной сети.
Подъём токоприёмника происходит только на нулевой позиции главной рукоятки контроллера машиниста КМЭ8Б, так как в цепи проводов К59 и Н117 включены контакторные элементы главного вала КМЭ, замкнутые на этой позиции. При включении клапана токоприёмника 93-1(94-1), включится реле 479-1, которое своими замыкающими контактами шунтирует КМЭ в проводах К59 и Н117.
Согласно требований правил охраны труда, машинист голосом объявляет = ПОДНИМАЮ ТОКОПРИЁМНИК = и подаёт предупредительный звуковой сигнал.
При включении кнопки =ТОКОПРИЁМНИКИ= загорается сигнальная лампа красного цвета РКЗ, которая погаснет после поднятия токоприёмника, а также сигнальные лампы В1, В2, БК, АВР и ТМ :
По цепи : + АБ (78А-2), размыкающий силовой контакт контактора 127-2, АБ (78Б-2), провод Н95, предохранитель 494-2, выключатель В3 (средний нож), шунт амперметра А1 (Шн1), провод Н316, вруб выключателя В4, диод Д7,Д8, провод К51, предохранитель 270-2, провод К49, блокировка 58-1, провод Н117,контроллер машиниста первой кабины, находящийся на = О = позиции, провод 35, контроллер машиниста второй кабины, находящийся на = О = позиции, провод К59, включенная кнопка на пульте управления машиниста =ТОКОПРИЁМНИКИ=, получает питание провод К100.
Провод К100 имеет три цепи:
1 – цепь: К100,кнопка =ТОКОПРИЁМНИК ЗАДНИЙ=, =ТОКОПРИЁМНИК
ПЕРЕДНИЙ=;
2-цепь: ( К100 , электропневматический вентиль защиты ВЗ-1 (205-2 ).,его
низковольтная катушка, получив питание, пропускает сжатый воздух через
пневматические блокировки дверей ВВК: двери 2 кузова, люка выхода на
крышу и двери 1кузова к электропневматическим клапанам КП -41
(93-1,94-1) токоприёмников. Между этими клапанами установлен
трёхходовой кран, для отключения неисправного токоприёмника). 3-цепь: ( К100, предохранитель 296-2, провод К101, лампы сигнализации на
пульте управления машиниста), а также на датчик нарушения целостности тормозной магистрали 537-1, корпус электровоза, т. е. минус. Корпус электровоза выключатель В3( крайний правый нож), предохранитель 492-2, провод Н307, -- АБ
Датчик 537-1 отключает линейные контакторы цепи тяговых электродвигателей, при любых нарушениях целостности тормозной магистрали поезда, в тяговом режиме.
При включении кнопки ==ТОКОПРИЁМНИК ЗАДНИЙ== от провода К100 подаётся питание на провод К39(К38) и далее к кнопочному выключателю в нише коридора №1, кнопка =ТОКОПРИЁМНИК 2 =. (Эти кнопки нормально замкнуты). Далее проводом Н105 подаётся питание на катушку вентиля клапана 94-1 заднего токоприёмника, корпус электровоза.
Если включим кнопку =ТОКОПРИЁМНИК ПЕРЕДНИЙ= то от провода К100 получит питание провод К38 (К39), замкнутая кнопка =ТОКОПРИЁМНИК 1=, провод Н104, катушка вентиля клапана 93-1 переднего токоприёмника.
При включении клапанов 93-1 или 94-1 через диодный мост по проводу Н 101 получит питание реле 479-1 и своими замыкающими контактами а цепи проводов К59-Н117 шунтирует контакты КМЭ, обеспечивая питание клапанов токоприёмника, на последующих рабочих позициях, при переводе главной рукоятки контроллера машиниста.
Это реле контролирует подъём токоприёмника только на нулевых позициях главной рукоятки контроллеров машиниста, при выключенных кнопках вспомогательных машинах и выключенного быстродействующего выключателя БВ-1.
Реле 479-1 исключает возможности опускания токоприёмника под нагрузкой при включённом БВ-1 ( в проводах К85 – К86 ) и катушек электромагнитных контакторов вспомогательных машин и электрических печей ( К50 – К157 ). Поскольку время на отключение контактов на реле,
( БВ-1, электромагнитных контакторов) значительно меньше, чем время от момента снятия питания с клапанов токоприёмника, отпадание токоприёмника от контактной сети произойдёт при обесточенной силовой цепи электровоза.
Размыкающие контакты реле 105-2 в проводах К85 – К86 обеспечивает возможность включение БВ-1 (51-1) при опущенном токоприёмнике для проверки цепей электровоза.